Воспоминания. Онега

Елена Бородий
Школа  была  не  только  источником  знаний.  Она  давала  основы  воспитания,   трудолюбия  и  веселья.  Возле  школы  были  мастерские,  там  мальчики  учились  слесарному  и   столярному  делу.  Девочек  домоводству  учила  Наталья  Георгиевна.
Она  учила  не  только готовить,   но  и  сервировать  стол, правильно  сидеть  за  столом,
красиво  подавать  на  стол. Мы  варили  какао,    пекли  блины,  и  после  урока  труда  в
кабинет домоводства заглядывали  наши  мальчишки,  чтобы  доесть  то,  что  было  приготовлено.   Именно  Наталья  Георгиевна  заложила  в  нас,  девочек,  желание  сшить  себе  что-то.     Помню  сшитую  мной   простую  блузку,  которой  я  очень  гордилась  и
долго  носила  с  любовью.  А  вот  с  вязанием  не  заладилось.  Спицы  путались,  узор  не  получался,  Наталья  Георгиевна  с  сомнениями,  но  выводила  мне  «четыре»  за  работу,
в  то  время,  как  мои  одноклассницы  и  подруги  постоянно  получали  от  нее   « пятерки».
Эти  начальные, пусть  не  очень  профессионально  закрепленные,  навыки  дали    мне  с
подругами  возможность (при  отсутствии  вариантов)  в  течение  жизни  обеспечивать  себя  и  своих  детей  новыми  вещами.  Мы  с  сестрой    всегда  имели  новые  сшитые  или  связанные  платья,  кофточки,  свитера, а   мои  дети  -  колготки,  комбинезоны  и  даже  куртки.  А  уж  носки-то   шерстяные  покупать  всегда  считалось  позором:  не  связать  что  ли?
Основы  «сексуального» (как  теперь  говорят)  воспитания  тоже  закладывались  в  школе.
Классный   руководитель  Зинаида  Александровна   регулярно  проводила  классные  часы,
рассказывая,  как  правильно  пригласить  на  танец,  как подниматься  по  лестнице  и   пропустить  девочку  в  двери,  как  подать  пальто,  и  почему  нужно  идти    именно  слева  от  подруги,  а  не  иначе. Мы  слушали,  посмеиваясь:  когда  несешься  по  лестнице  сломя  голову,  не  до  этикета;  смотри,  чтобы  не  скатиться  по  лестнице  вниз.
Но  все  эти,  казалось  бы  ненужные  никому,  знания  вдруг  стали  востребованы.
 С   пятого  класса   стали  проводиться  классные  вечера.
Школьные  вечера  для  старшеклассников  ( 8,9, 10  классы)     проводились  постоянно:    и  к  каждому  празднику,  и  просто   как  школьное  мероприятие.   Был  запрет  на  посещение  школьниками  танцев  в  Доме  Культуры,  а   «компенсацией»  этому были  школьные  танцы.  Они  в  школе  проводились  и  после  демонстраций  1  мая  и  7  ноября.
Так  как  моя  семья  жила  в  школе,  я  пользовалась  некоторой  привилегией  и,
забившись  в  угол  спортзала,  любовалась,  как   пары  кружатся   в  вальсе  или  танцуют
фокстрот.  Я  старалась быть  незаметной  для  учителей,  ведь  выгонят!  Но  уже  начиная  с  7  класса  на  школьные  танцы  можно  было  ходить  вполне  легально.
  Так  вот  о  классных  вечерах. Два  раза  в  год  проводились  Дни  рождения.
Поздравляли  тех,  кто  родился  в  первой  и  второй  половине  учебного  года.  Читали  стихи,  пели  песни,  дарили  именинникам  открытки.  И,  конечно,  танцевали.  Помню,  как получив  от  одноклассника  Вальки  удар  по  плечу  сзади  и  приготовившись   ответить  тем  же , вдруг  поняла,  что  он  приглашает  меня  на  танец.  Вид  Вальки  вызывал  смех: в  огромном  сером  свитере,  больших  валенках,  лохматый,  он  стоял,  смущаясь:  танцевать  он  не  умел.