Воспоминания. Валька

Елена Бородий


Если бог хотел меня за что-то  наказать, то  сущее наказание – это Валька Г.  Шустрый,  ловкий,  темноглазый  и  темноволосый  мальчишка  со слегка  вьющимися  волосами   и,  как  бы  сейчас  сказали,  с  неустойчивой  психикой.
С третьего класса мы сидели с ним за одной партой. Просто все отказывались с ним
 сидеть. Он мог на уроке ходить по классу, кричать и делать все, что ему  захочется.
Каждый учебный год начинался одинаково: я усаживалась с кем-нибудь из подружек 
  куда-нибудь подальше от доски и от Вальки.   Но  классный руководитель
снова  сажала меня с ним на первую парту, убеждая,     что  моя нравственная обязанность помочь Вале.
  Эта  «помощь»  заключалась в том, что  с меня спрашивали приготовление им
 уроков,   его явку на школьные мероприятия, его работу на уроке и – особенно – дисциплину
  ,которая систематически хромала. Драки с ним на уроке   были нормой, но замечания
учителя делали мне. Он привязывал мои косы к спинке парты;  выливал чернила мне на
фартук; сжигал на парте бумагу, обозначая границу,   которую я не  должна была 
пересекать.
Такое поведение   привело к  тому, что  класс решил не  принимать его в пионеры.
Он единственный оставался  октябренком в пионерском отряде. Но тут восстала я.
 Я не хотела, будучи   Председателем   совета  отряда,  заниматься с октябренком, 
  предполагая,    что  отторжение от коллектива повредит не только Вальке, но и мне.
В пионеры его приняли. И с тех пор Валька считал меня своим особенным другом.
Некоторая дружба  действительно была ,  но  основывалась  она  не  на  взаимопонимании,  а  на  внушенной  обязанности помочь Вальке  закончить  школу. Чтобы  помочь  отстающим,  класс  делился  на  пары  или  тройки:  к  сильному  прикреплялись  один  или  два  слабых  ученика. Моим  « ведомым»  пожизненно  был  Валька.   Мы не только вместе занимались уроками, но  ходили  друг  к  другу  на  дни  рождения,  которые  нередко  заканчивались
  какой-нибудь  неприятностью :  он  мог  схватить  кочергу  и  бегать  с  ней  за  нами,  пока   родители  не  выпроваживали  кого-нибудь -  его  или  нас;   на классных вечеринках  Валя приглашал меня  танцевать.
 
Жили мы довольно далеко друг от  друга, но родители (особенно Валины )
позволяли нам  заниматься друг у друга допоздна. Если я задерживалась у Вальки долго,
то по настоянию его мамы он шел меня провожать. Правда, по дороге мы чаще всего
ссорились; или он просто вдруг срывался с места и куда-то убегал. Проводить меня до
дома  никак не получалось. Да я и не настаивала. Иметь Вальку в провожатых – сомни-
тельное удовольствие. 
В таких сложных отношениях  мы просуществовали  до 7 класса.
И тут я категорически отказалась быть «парником» Вальки. Я  вступила в комсомол , у  меня появились интересы, понять которые  он не мог. Но самое главное:  я
 влюбилась в Сережку С.   Мне не хотелось, чтобы  Валька  выглядел моим кавалером.
Как ни убеждала меня Зинаида Александровна продолжить занятия с Валькой,
 я стояла на своем.  Я  согласилась заниматься с тремя другими «двоечниками», но
только не с Валькой.
Заниматься с  ним согласилась моя подруга и  постоянная  соперница Надя  К.
  В восьмом классе  произошел конфликт между Валей и Зинаидой Александровной.
   Сути конфликта я не  помню, но  он выбил нашей классной даме стекла
в доме.  Вроде бы его не допускали до выпускных экзаменов, но как бы там ни было,
 8  классов  он закончил.
Уже  будучи  взрослой, воспитывая сына,   я  неожиданно
 получила письмо от Вали.   Он собрался ко мне в гости. Оказалось, он   вернулся
в Онегу из Кузбасса, где работал шахтером,  развелся с женой и
  решил возобновить наше знакомство.
Я  была   замужем  и    категорически против  встречи:     появление
Вальки в моем доме  было  бы  лишним.  Мне  не  хотелось  нервотрепки.

***