Воспоминания. Валька
Если бог хотел меня за что-то наказать, то сущее наказание – это Валька Г. Шустрый, ловкий, темноглазый и темноволосый мальчишка со слегка вьющимися волосами и, как бы сейчас сказали, с неустойчивой психикой.
С третьего класса мы сидели с ним за одной партой. Просто все отказывались с ним
сидеть. Он мог на уроке ходить по классу, кричать и делать все, что ему захочется.
Каждый учебный год начинался одинаково: я усаживалась с кем-нибудь из подружек
куда-нибудь подальше от доски и от Вальки. Но классный руководитель
снова сажала меня с ним на первую парту, убеждая, что моя нравственная обязанность помочь Вале.
Эта «помощь» заключалась в том, что с меня спрашивали приготовление им
уроков, его явку на школьные мероприятия, его работу на уроке и – особенно – дисциплину
,которая систематически хромала. Драки с ним на уроке были нормой, но замечания
учителя делали мне. Он привязывал мои косы к спинке парты; выливал чернила мне на
фартук; сжигал на парте бумагу, обозначая границу, которую я не должна была
пересекать.
Такое поведение привело к тому, что класс решил не принимать его в пионеры.
Он единственный оставался октябренком в пионерском отряде. Но тут восстала я.
Я не хотела, будучи Председателем совета отряда, заниматься с октябренком,
предполагая, что отторжение от коллектива повредит не только Вальке, но и мне.
В пионеры его приняли. И с тех пор Валька считал меня своим особенным другом.
Некоторая дружба действительно была , но основывалась она не на взаимопонимании, а на внушенной обязанности помочь Вальке закончить школу. Чтобы помочь отстающим, класс делился на пары или тройки: к сильному прикреплялись один или два слабых ученика. Моим « ведомым» пожизненно был Валька. Мы не только вместе занимались уроками, но ходили друг к другу на дни рождения, которые нередко заканчивались
какой-нибудь неприятностью : он мог схватить кочергу и бегать с ней за нами, пока родители не выпроваживали кого-нибудь - его или нас; на классных вечеринках Валя приглашал меня танцевать.
Жили мы довольно далеко друг от друга, но родители (особенно Валины )
позволяли нам заниматься друг у друга допоздна. Если я задерживалась у Вальки долго,
то по настоянию его мамы он шел меня провожать. Правда, по дороге мы чаще всего
ссорились; или он просто вдруг срывался с места и куда-то убегал. Проводить меня до
дома никак не получалось. Да я и не настаивала. Иметь Вальку в провожатых – сомни-
тельное удовольствие.
В таких сложных отношениях мы просуществовали до 7 класса.
И тут я категорически отказалась быть «парником» Вальки. Я вступила в комсомол , у меня появились интересы, понять которые он не мог. Но самое главное: я
влюбилась в Сережку С. Мне не хотелось, чтобы Валька выглядел моим кавалером.
Как ни убеждала меня Зинаида Александровна продолжить занятия с Валькой,
я стояла на своем. Я согласилась заниматься с тремя другими «двоечниками», но
только не с Валькой.
Заниматься с ним согласилась моя подруга и постоянная соперница Надя К.
В восьмом классе произошел конфликт между Валей и Зинаидой Александровной.
Сути конфликта я не помню, но он выбил нашей классной даме стекла
в доме. Вроде бы его не допускали до выпускных экзаменов, но как бы там ни было,
8 классов он закончил.
Уже будучи взрослой, воспитывая сына, я неожиданно
получила письмо от Вали. Он собрался ко мне в гости. Оказалось, он вернулся
в Онегу из Кузбасса, где работал шахтером, развелся с женой и
решил возобновить наше знакомство.
Я была замужем и категорически против встречи: появление
Вальки в моем доме было бы лишним. Мне не хотелось нервотрепки.
***
© Copyright:
Елена Бородий, 2018
Свидетельство о публикации №118033108245