Монастырские каникулы

Татьяна Кильдюшкина-Дружинина
Каникулы детей. Как по-разному они проходят и заканчиваются…
25 марта мы с дочерью уехали  в Заволжский Свято-Ильинский  женский монастырь. Подруга Лена тоже взяла с собой двоих детей. И только, когда вернулись домой, узнали о случившемся в Кемерово, и тогда стал понятен смысл  поминовения усопших после  трапезы батюшкой и матушками (трудники едят в другом соседнем помещении и я урывками  слышала текст этих поминальных  молитв).
«Души усопших да упокоит Всемилостивый Господь в Селениях праведных».
 
Хочу откровенно признаться, что в этот приезд, я была несколько напряжена в первые дни, переживала за дочь, не пожалеет ли, что поехала со мной. Вопрос духовного воспитания – очень деликатный. И очень важно  не перегнуть палку в этом, не оттолкнуть и не переусердствовать. Опасения были. А так хочется передать своим детям и внукам  в наследство Веру, крепчающую во мне с каждым годом. Но я хорошо поняла, поработав с детьми, что слушают они не ушами… Само выражение «привить» веру, любовь и т.д  мне кажется не совсем правильным. Вот, допустим, перелить из себя, это будет вернее,  но в том случае, если у самой вера в Бога будет в живом качестве. Дети не терпят фальши. Недавно нашла  в «Словаре сути слов» определение: «Дети - народ, живущий в истине». Как точно! Если для меня молитва, милосердие, бескорыстный труд, паломничество — часть моей жизни, души и если я  смогу показать это детям и внукам, то они сами потом не смогут жить без Бога. Так я философствовала «в себе» , при этом  внимательно наблюдая за душевными муками своего чада. Первый день чадушку «крутило»: Настя охала, бросала на меня жалостливые взгляды, постоянно спрашивала, когда закончится служба, а постовые службы очень длинные… После послушания, она в ужасе понимала, что будет еще одно… Я только молилась, старалась не раздражаться,   просила Царицу Небесную помочь преодолеть дочери брань в себе, так как очень хорошо понимала, что «темная канцелярия» все силы сейчас бросит  на «полигон детской души». Это было и для меня испытанием -  терпела,  старалась не «умничать», не укорять, горячо молиться, давать возможность посидеть, выйти, когда совсем было сложно, так как не думаю, что  дети должны стоять по струнке, не издавая  никаких звуков и движений, мешать, так сказать, чинности и благоговению…. Все приходит постепенно.  И получилось! Слава Тебе, Господи! Как изменился мой ребенок. Дочь светлела в прямом смысле.  С каким рвением она бежала мыть посуду после трапезы! Как ждала послушания на хозяйственном дворе!  Шить половые тряпки –пожалуйста! На службе ни одного проникновенно-укоряющего  взгляда в мою сторону. А когда матушка М. доверила ей накрывать на стол в трапезной, где едят матушки и батюшка Иулиан (светлый, тихий и необыкновенно смиренный) , счастью не было предела. И надо было видеть лицо Анастасии, когда она выполняла поручение батюшки Иулиана - протирать иконы в Храме. Трогательная собранность. Низкий поклон всем матушкам за их терпение, мудрость, любовь и молитву.

Мы причастились, а вечером сподобились увидеть необыкновенное Таинство – постриг двух родных уже инокинь в монахини (постриг в мантию или в малую схиму).
При совершении этого пострига происходит отречение от мира и облачение в святой ангельский образ. И все это священнодействие очень символично.
Начало пострига напоминает о монашестве как о пути сердечного покаяния и сильного рвения служить Богу. Неожиданно для нас матушки встали с двух сторон, закрывая ползущих на животе с помощью локтей женщин в длинных сорочках ( мы еще не поняли, кто это). Они ползли из притвора в центр храма, где и остались лежать лицом вниз с распростёртыми крестом руками.
Далее, удостоверившись в том, что  постригаемые избирают «ангельский образ» добровольно, архимандрит  Георгий Шестун (настоятель Заволжского мужского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня ) принимал от них  обеты.   По голосу мы с Леной сразу узнали двух инокинь, с которыми плотно работали летом.
 После этого архимандрит читал установленные поучения и молитвы. Затем постригаемые трижды подавали ему ножницы, намеренно брошенные на пол, подчёркивая добровольность своего выбора. Далее был крестообразный подстриг волос (окончательное отречение от мира), Георгий Шестун назвал и новые имена (новое рождение), которое кандидатки в монахини, как оказалось, заранее даже не знали.
Следующим этапом происходило облачение в монашеские одежды(«переход от обыкновенной добродетельной жизни к совершеннейшей»). Затем вручались чётки (меч духовный), крест (в напоминание о подвиге крестоношения) и горящая свеча ( в напоминании о том, что монахи призваны быть светом мира). Затем читался Апостол и два отрывка из Евангелия о смысле иноческой жизни.
В завершение чина сёстры поздравляли новопостриженных, трижды обнимаясь с ними и желая спасения в Господе. Мы тоже подошли к нашим дорогим матушкам  - теперь уже монахиням (имена не могу писать) и когда я смотрела на них, то не смогла сдержать слез, неподалеку Лена тоже рыдала от теплоты и незримого света происходящего. Ах, как же лучились счастьем, смирением, любовью и добротой глаза наших матушек! А впереди …великие дары и большие испытания. Мы очень хорошо  понимали, что теперь наши монахини вступили  на смертельную схватку с врагом невидимого фронта, недаром Святые Отцы писали, что «монашество – это бескровное мученичество».  Господи, помоги, укрепи насельниц этого крепкого, в духовном смысле, монастыря!

Надо было видеть глаза детей! Представляете, как смотрели наши отроки на это торжественное Таинство! Этим вечером они были особенно тихими и задумчивыми. 
Настало время уезжать.  И вдруг моя Настя изъявила желание приехать сюда летом, дети Лены, конечно же, тоже ( это был уже второй по счету их приезд). В который раз я поняла, что дети любят истину и всегда чувствуют ложь. А здесь они не увидели фальши. Чуткие детские сердца почувствовали благодать и добро.
 Где-то прочитала: « воспитание - это «питание оси». А какой оси? Духовной, конечно. А знаете ли Вы, что «умен» в переводе с санскрита «человек, ищущий в себе связь с Творцом». Кстати, для самой было открытием: слово «дура» в переводе с санскрита - это «человек, который рвет связь с Творцом».  Господи, не допусти мне называться этим словом. Но допусти называться первым! ( улыбаюсь).

И вот мы дома! Меня  снова заполнило состояние спокойного счастья, умиротворения, свободы. Мир звенел и переливался золотым светом Божественной Любви. Как  здорово ощущать эти мощные волны ее энергии. Она заполняла все пространство монастыря  и «приехала» с нами домой. Мы снова  «вкусили  немножечко неба». Слава Богу за все!


За белокаменной оградой               
Идет бескровная война,
И небо светлым покрывалом,
Раскинулось как два крыла,
Не спит Заволжская обитель,
Неусыпаемый  псалтырь...
Читают Матушки, в  их лицах,
Отображается весь мир,
На службу – словно на распятье,
Надев клобУки как венцы,
В душе полно кровавых пятен,
Незримый бой ведут  бойцы!
В старинном храме при лампадах,
Не по - земному  клир поет,
Здесь  по-иному пахнет ладан,
И у молитвы есть полет!
Кто дал обет – молиться будет,
О всех -  о мне и о тебе,
И всю страну еще разбудят,
И будем жить, и будет – Свет!
Здесь научилась дышать счастьем,
Что в  воздухе и в мелочах,
Есть молчаливые  / представьте!/
Учителя в монастырях...

Фотография из интернета