До новых встреч! Заметка о концерте

Маргарита Мендель
Заметка о концерте V Транссибирского Арт-Фестиваля
«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ!»



  Несомненно, Транссибирский Арт-Фестиваль – явление уникальное и необходимое, не только для города Новосибирска и его области, но и для всей России. Масштаб проекта нельзя определить рамками нескольких площадок – это музыкальная магистраль, объединяющая сцены многих городов, профессиональные коллективы и деятелей разных видов искусств. Сибирская магистраль продолжает свое движение вперед, возводя новые мосты для творчества. Грандиозные проекты и приятные знакомства, незабываемые встречи, – и во всем этом – дух сотворчества, сопереживания и созидания. Для слушателей же – всегда яркие впечатления, атмосфера праздника в условиях суровой сибирской весны, волнительное ожидание произведений, ранее не представлявшихся публике (премьера на каждом Транссибирском Арт-Фестивале – неотъемлемая часть программы с первого года его существования). Поэтому, конечно же, самым ожидаемым событием, кульминацией и завершением программы юбилейного V Транссибирского Арт-Фестиваля в Новосибирске стала мировая премьера сочинения Софии Губайдулиной «Диалог: Я и Ты», которую осуществили Вадим Репин и Новосибирский академический симфонический оркестр под управлением Андреса Мустонена.
  Но, возвращаясь чуть назад, хочется сказать пару слов об очень важном, возможно, не всегда заметном для восторженной публики. Когда оркестр выходит на «финальный аккорд фестиваля» – закрытие, ты если и не осознаешь в полной мере, то понимаешь, сколько сил физических и душевных было вложено, какая масштабная работа была проведена на протяжении этих двадцати пяти дней. Нужно отдать должное Новосибирскому академическому симфоническому оркестру – коллективу, прошедшему через многое. И здесь он – движущий локомотив, который определяет траекторию движения всего транссибирского состава. К сожалению, благодарность слова может выразить немногое, но искренняя слушательская любовь и вера в будущее оркестра – всегда чувствуются, и аплодисменты, рассыпающие в признательности благодарность и восторг, – лишь малый показатель любви и уважения, гордости, что мы счастливы слушать и внимать прекрасные звуки детища Арнольда Михайловича Каца.
  Кроме мировой премьеры, этим вечером было представлено еще три сочинения: «Всадник на белом коне» для большого симфонического оркестра и органа Софии Губайдулиной, «Неоконченная симфония» Франца Шуберта и Концерт для фортепиано с оркестром Роберта Шумана, солистом в котором выступил Юкио Йокояма. Первое, на что невольно обращаешь внимание –насколько разнохарактерны два исполнительских полюса – дирижера Андреса Мустонена и пианиста Юкио Йокоямы. Мустонен – патетическая эмоциональная пульсация, которую ты ощущаешь внутри себя, даже в паузах и полной тишине зала. Мануальная техника его завораживает, ты веришь каждому жесту, и с каждым тактом все глубже погружаешься в музыку, дышишь по его мановению, а оркестр – уже парит на новообретенных крыльях свободы. Йокояма – воздушное кружево пассажей, без какого-либо форсирования, почти с кристально-чистой педалью и необыкновенным владением инструментом на пианиссимо. Именно такое столкновение контрастов и метафор способно раздвинуть границы времени и пространства, открывая новые измерения. Оттого и концерт Шумана звучал поэтически тонко, чуть с меланхоличным оттенком мажора, а симфония Шуберта – магнетически притягательно, эффектно и символично.
  По обе стороны опусов эпохи романтизма программу заключали сочинения авангардные, сочинения Софии Губайдулиной – очень глубинного, духовно-религиозного порядка. Первое произведение – «Всадник на белом коне» (как следует из аннотации) – оркестровый экстракт большой дилогии («Страсти по Иоанну» и «Пасха по Иоанну»), где сохранен постоянный внутренний диалог между двумя текстами из Нового Завета: «Евангелие от Иоанна» (линия Страстей) и «Откровение Св. Иоанна Богослова» (линия Апокалипсиса); первый раздел соответствует приходу на землю и воплощению (стихия земли), а третий – преображению и вознесению (стихия огня и света). Второе же произведение – мировая премьера «Диалог: Я и Ты» для скрипки с оркестром, написанное Софией Асгатовной под впечатлением от прочтения книги иерусалимского философа Мартина Бубера «Я и Ты». Концепцией его философии является бытие как «диалог» между Богом и человеком. И мы видим, оба произведения, выбранные для фестивального исполнения – диалогичны, двойственны и абстрактны. Драматический диалог между Богом и человеком развертывается во множестве других диалогов: дирижера и солиста, солиста и оркестра, слушателя и исполнителя, композитора и публики. Звучание солирующей скрипки Вадима Репина в «Диалоге: Я и Ты» – полном боли и невыносимых терзаний бытия – представило собой мощную градацию эмоциональной шкалы внутреннего состояния человека. «Вот вечный источник искусства: образ, представший человеку, хочет стать через него произведением. Этот образ – не порождение души его, но то, что явилось пред ним, подступило к нему и взыскует его созидающей силы. Здесь все зависит от сущностного деяния человека: если он осуществит его, если изречет всем своим существом основное слово явившемуся образу, то изольется поток созидающей силы, возникнет произведение…» – слова самого Мартина Бубера как нельзя лучше говорят об истине, о главной составляющей музыки и созидания.
  …Сверхзвук, сверхвибрация, сверхъестественность. Все находящиеся в зале стали свидетелями необычайного события – феномена новой жизни, воплощенной музыкой и претворенной в жизнь талантом Вадима Репина, Новосибирского академического симфонического оркестра и маэстро Андреса Мустонена. Несмолкающая овация и трепет – этим вечером зал рукоплескал не только исполнителям, но и самой Софии Асгатовне, присутствующей на концерте.
  Браво, Фестиваль! Браво! Триумфальное завершение пятого Транссибирского Арт-Фестиваля уже стало точкой отсчета для нового, шестого. И мы не говорим: «Прощайте!», мы говорим: «До новых встреч!»




М. Мендель, студентка факультета журналистики.
03.04.2018