О переакцентуации Ямба и систематизации Дольника

Собиратель Гербариев Лунных
О ПЕРЕАКЦЕНТУАЦИИ ЯМБА. Вначале, стихотворение:

================================================

Солнце ушло на запад вскоре
Брызнул лучами свет
Небо алело красок море
И голубой рассвет

День проходил за днём когда же
Мирный настанет миг
Солнце опять проснётся скажет
Где тут вы зрите сдвиг

Дактиля у черты свободы
Вам не понять пока
В ваших безумствах даром броды
Не воскресят себя

Чтоб вы узрели сами чудо
Этой дороги вплавь
Помнили Моисея с Буддой
Лучше не вспоминать

03.04.2018 — Разностопный 4/3 ДХ Логаэд,

================================================

на тему «сдвинутых»
Ямбов — или переакцентуации. Или Ямбов с Хоре-Ямбом 1оо1 в начале строки. Рассмотрим более подробно.

Все нечётные строки стиха, это Дактиле-Хореические Логаэды с тремя Хореями и Дактилем на первом месте; а все чётные строки стиха, это такие же ДХ Логаэды, только с двумя Хореями и Дактилем, идущем на первом месте:

1оо1о1о1о
1оо1о1() — цельные схемы.

1оо / 1о / 1о / 1о
1оо / 1о / 1() — стопные схемы.

Конкретно, сам 3- стопный ДХ Логаэд известный ещё со времён Древней Греции по имени поэта писавшего им, Аристофаника. — Которого, почему-то все забыли и не хотят вспоминать. Спасибо и за то, что хоть никто не называет его «сдвинутым» Ямбом — а Дольником или Логаэдом. Однако, другое дело первый логаэдический Размер — 4- стопный. Не понимая элементарного, как мы знаем, проще всего объяснять нечто уже известным. Тем самым, безусловно совершая первую ошибку. Впрочем, ошибка — самая большая ошибка — любого теоретика, строить свои гипотезы исключительно по схемам.

Однако же, если бы кто соизволил написать стихотворение на эту тему, вполне мог почувствовать, что Ритм данного Разностопного Логаэда, — дольниковый (более скованный). Тогда как Ритм стихотворения написанного Разностопным 4/3 Ямбом, будет — тактовиковым (в данном случае такто-дольниковым) более раскованным — пожалуйста:

========================
Ушло на запад солнце вскоре
Лучами брызнул свет
Алело небо красок море
И голубой рассвет

День проходил за днём когда же
Настанет мирный миг
Опять проснётся солнце скажет
Где зрите тут вы сдвиг

У Дактиля черты свободы
Вам не понять пока
В безумствах ваших даром броды
Не воскресят себя

Чтоб вы узрели сами чудо
Дороги этой вплавь
И помнили Иисуса с Буддой
Чтоб лучше вспоминать
========================

Даже такой, практически, везде ударный Ямб (относительно самого себя более скованный), в тоже время более лёгкий по Ритму, того Дактиле-Хорея, которого мы читали вначале. И это элементарно, и это показательно. А далее... Но по-порядку. Что я сделал? — просто поменял слова местами (кроме последних двух строк). А те строки, которые остались без изменений, изменили ударность, а с тем и где-то и форму (благодаря Ритмической Инерции):

1. ДЕнь проходИл за днём когда же
2. День_проходИл за днём когда же

1оо1о1о1о
0оо1о1о1о

— или, поменяли акцент (благодаря Метру):

1. ЧтОб_вы узрели сами чудо
2. Чтоб_вЫ узрели сами чудо

1оо1о1о1о
о1о1о1о1о

При РИ в Я4 не обязательно конешно в слове ДЕНЬ совсем не почувствовать ударения. Другое дело, что оно не настолько сильное и в любом случае слабее чем на идущем следом слове: ПРОХОДИЛ. От этого (в любом случае), Ритм этой строки более динамичный. Однако же Размер этой строки, всё равно Дактиле-Хорей. Это лирика, это мелочь, но так есть. Здесь, то, что можно назвать Ритм не следует за Метром. То есть здесь, нарушение Метра присутствует, но не нарушает Ритма.

При смене акцента, благодаря Метру, хочется подчеркнуть один нюанс. А именно:

1. ГдЕ тут вы зрите сдвиг
2. Где тУт вы зрите сдвиг — !
2. Где зрите тут вы сдвиг

— как видите, Метр Метром, но слова идущие на него должны соответствовать правильному порядку мысли. Так, Энклитика ГДЕ_тут, это одно, — и сама по себе сложна и неудобна, но Проклитика где_ТУТ — попросту невозможна. В данном случае — точно. Другое дело, уже показанный пример: ЧТОБ_вы и чтоб_ВЫ — РАВНОВОЗМОЖНЫ.

СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ДОЛЬНИКА.

В целом логаэдическое стихотворение, как я уже сказал и кто не совсем понимает, что такое дольниковый Ритм, должно иметь тенденцию к большей акцентности (порядка, тяжести). Проще говоря, если написать стихотворение разностопным 4/3 Дактилем, оно восходило бы к нему:

========================
Солнце уходит на запад и вскоре
Брызнул лучами рассвет
Небо алело красок море
И голубой рассвет

1оо1оо1оо1о
1оо1оо1
1оо1о1о1о
ооо1о1
========================

— вот это и есть дольниковый Ритм. — Более твёрдый в своей ударности. И более плавный в своей неударности:

========================
Чтоб вы узрели прекрасное чудо
Этой дороги в веках
Помнили Моисея с Буддой
Лучше не вспоминать

1оо1оо1оо1о
1оо1оо1
1оооо1о1
1оооо1
========================

— хотя, если говорить о Дактиле, то к нему, лучше бы строки ещё более акцентные или весомые нежели наш Дактиле-Хореический малыш, которого уважаемые стиховеды обзывают «сдвинутым» Ямбом:

========================
Солнце уходит на запад и вскоре
Брызнул лучами рассвет
Небо алело И красок море
И голубой рассвет

Чтоб вы узрели прекрасное чудо
Этой дороги в веках
Помнили Моисея И Будду
Лучше не вспоминать

1оо1оо1оо1о
1оо1оо1
1оо1оо1о1о
ооо1о1

1оо1оо1оо1о
1оо1оо1
1оооо1оо1о
1оооо1
========================

— вот так вот. Постепенно, то уменьшая, то восходя. Где нечётные строки, можно писать, начиная с самой большей тяжести строки: 4- стопного Дактиля до определёно самой меньшей её тяжести: 4- стопного Дактиле-Хорея с одним Дактилем в линейке Размера:

1оо1оо1оо1... — Д4...(в3)
1оо1о1оо1... — ДХ4..._б2
1оо1оо1о1... — ДХ4..._б3
1оо1о1о1... — ДХ4..._а1

— а чётные строки строить между 3- стопным Дактилем и 3- стопным Дактиле-Хореем:

1оо1оо1... — Д3...
1оо1о1... — Аристофаник

— и вы, будете писать Строфные Логаэды (если будет соблюдён рисунок строфы на весь стих) или Дольники (без рисунка), или Разностопные Логаэды и Дольники, в порядке системы от Дактиля (в три Дактиля в линейке Размера без учёта последней Стопы) до Дактиле-Хорея (в один Дактиль в линейке Размера, — но Дактиля, идущего на первом месте).

Опять же, подчеркну: БЕЗ ВСЯКОЙ МУЗЫКИ — не выдумывайте ерунды. Это некоторым умникам. Ваш ритмический слух НА ПОЭТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЕ, идёт обычным и ПРАВИЛЬНЫМ, — первым — путём ритмической возможности представленных Размеров: уходя за рамки какого-нибудь одного. В некотором роде, писать такие стихи — писать МЕТРИЧЕСКИ правильные стихи. Потому что, если пойти ещё дальше — вы, будете уходить за рамки одной, какой-либо отдельно взятой системы закономерных возможностей Метра. Так например, где Аристофаник 1оо1о1... там и Ферекратей 1о1оо1... — имеющий тот же слоговой объём, но по Метру это уже Хорео-Дактиль:

1оо1о1... — ДХ3...
1о1оо1... — ХД3...

Дальше, где 3- стопный Дактиль 1оо1оо1... , там и 3- стопные Ямбо-Анапест о1оо1о1... и Ямбо-Ямбо-Анапест о1о1оо1... , имеющие тот же слоговой объём, но другой Метр — уже по Анакрузе (началу):

1оо1оо1...
о1оо1о1...
о1о1оо1...

— вот это всё, так сказать, уже второй уровень сложности. И здесь, тоже НЕТ НИКАКОЙ МУЗЫКИ. — А возможности Метра. Так пропуская первый удар, что 3- стопный Дактиль, что 3- стопный Ямбо-Ямбо-Анапест имеют ОБЩУЮ метрическую форму:

0оо1оо1...
о0о1оо1...

— а там, где 3- стопный Ямбо-Ямбо-Анапест, там и 3- стопный Ямбо-Анапест — где закономерность первой сложности, ещё большая нежели между 3- стопным Дактилем и Аристофаником:

1оо1оо1...
1оо1о1...

о1о1оо1...
о1оо1о1...

— ибо, во втором случае, соблюдён Изосиллабизм (слоговой объём). Вот так, начиная с малого начинается РИТМИЧЕСКАЯ игра, ещё допустимая к объяснению в пределах нормы относительно системы (или систем) Размеров (по Анакрузе и Изосиллабизму) — от малого до большого как было показано выше.

Кто-то скажет, что это путь к разрушению. Безусловно. Это разрушение мнимых и поверхностных взглядов на возможные взаимодействия Ритма и Метра. Где понимание этого явления как элемент музыки — такой же вред, как и существующий формализм разрушения. Догмы, изрядно пекущиеся о морали, порой, равны вульгарности — по понятным причинам плевавшей на всякую мораль. Одно вытекает из другого. И наоборот. И там, и там, НЕ знание — на уровне полного отрицания. Чего уж говорить о золотой середине — к которой, якобы, мы все должны стремиться. На севере плохо. На юге хорошо. Почему? Потому что на севере холодно, а на юге тепло. И на этом, всё.

================================================

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:

1. Тактовик и Дольник. Размер или Ритм? (Собиратель Гербариев Лунных)
http://stihi.ru/2018/03/21/898

2. Трёхстопные Размеры Силлабометрики. С комментариями (Собиратель Гербариев Лунных)
http://stihi.ru/2018/03/21/885