Ложная благодать

Леонидовъ Сынъ
Нынче Великий Четверг Страстной Седмицы, воспоминание Тайной Вечери. По окончании Литургии батюшка, как и положено, обратился к прихожанам с проповедью. Каких только тем не затрагивают священники на Четверговой проповеди; как правило, они не выходят за рамки исторического момента самой Тайной Вечери, омовения ног апостолам, предательства Иуды и т.п. Тот батюшка, который говорил сегодня проповедь, пошёл дальше, и «перекинул мостик» от истории события к современным прихожанам и к тому, как они воспринимают то, что с ними происходит в храме Божием, где они, по их мнению (и по словам батюшки), получают благодать в таинстве причащения и богообщения во время службы. Далее батюшка, в сане протоиерея, заявил, что мы, прихожане, принимаем за благодать то, что в действительности является «ложной» благодатью, ибо от неё не остаётся и следа, как только мы выходим за пределы стен храма и сталкиваемся со множеством подстерегающих нас на каждом шагу искушений, реагируя на которые, начинаем, гневаться, озлобляться, осуждать и пр., и пр. По мысли проповедника, «подлинная» благодать исключает какие бы то ни было греховные реакции на всевозможные осаждающие нас со всех сторон искушения. А наша неспособность противостоять искушениям после таинства Св. Причастия как раз и свидетельствует о том, что нами воспринимается «ложная» благодать. Что именно хотел сказать этим проповедник, судить не берусь, но сказал, то, что сказал.

Интереса ради стоит отметить, что протоиерей, о котором идет речь, сам из семьи священника, далеко не юноша, и уже много лет преподаёт в Московской Духовной Академии, читает лекции будущим священикам, богословам, служителям Божиим. Собственно говоря, я это здесь не в осуждение данного протоиерея рассказываю, а только для того, чтобы призвать верующих, церковных людей к бдительности в нынешних очень непростых условиях, как в Церкви, так и за её пределами. Сегодня очень многое можно услышать и с амвона, и в церковной среде, и даже от самого патриарха Гундяева. Но главное для всех нас, это не уйти из храма и не унести с собою, вместе со всеми услышанными словами «ложного» представления об Истине, о Слове и благодати, о которых в Св.Евангелии сказано очень доходчиво и просто в притче о Сеятеле: «Вот, вышел Сеятель сеять. И когда Он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то. Иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, оно увяло, и, так как не имело корня, засохло. Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!» (Мф. 13: 3-9). И разве благодать может стать «ложной» оттого, что люди все разные? Да и наличие искушений и человеческой греховности никак умалить благодать не в состоянии.