Игрушки

Дмитрий Доводин
Смешной оранжевый дракончик с салатовыми крылышками, рядом с ним – маленький плюшевый медведик бежевого цвета, рядом – заяц, щенок, кто-то ещё. Всего три-четыре десятка хорошеньких мягких игрушек на снегу, вперемешку с букетами гвоздик и цветных стеклянных стаканчиков со свечами. Всё это, игрушки, цветы, свечи, аккуратно уложены на заснеженной клумбе. В этом месте когда-то находился памятник, олицетворявший собой скорбь. Памятник куда-то бесследно исчез, а место для скорби осталось. Теперь сюда все неравнодушные носят цветы и свечи, когда случается что-то по-настоящему печальное. Совсем недавно произошло именно такое событие.
25 марта 2018 года в Кемерово был большой пожар. Горел торгово-развлекательный центр, переполненный людьми. Среди этих людей было много детей, так как было воскресенье, а в ТЦ были два кинозала и контактный зоопарк. Пожар был ужасающ не столько по своим масштабам, сколько по своим жертвам, поскольку в загоревшемся здании были нарушены все мыслимые и немыслимые правила пожарной безопасности, персонал торгового центра оказался совершенно не готов к произошедшему, работа пожарных и спасателей также была не без изъянов. Даже по официальным данным, которым все давно перестали верить, погибло более шестидесяти человек, причём более сорока из них были детьми.
Сорок погибших детей – это восемьдесят убитых горем родителей. Общее число людей со сломанной и с искалеченной судьбой и психикой не поддаётся подсчёту. Счёт скорбящих идёт на десятки миллионов. Скорбит вся страна, точнее лучшая и одновременно бесправная её часть. Неравнодушные люди приносят в специально отведённые для этого места цветы, свечи и мягкие игрушки. Эти последние особенно сильно привлекают внимание. Цветы вянут, свечи угасают, а мягкие игрушки остаются всё такими же смешными и трогательными. Даже среди взрослых людей трудно найти человека, который был бы равнодушен к игрушкам, потому что в каждом взрослом остаётся частичка ребёнка, для которого игрушки – лучшие друзья. Они и появляются на свет такими, какими должны быть лучшие друзья – милыми, улыбающимися, с уверенностью смотрящими в будущее, и каждое мгновение как бы говорят ребёнку: «ни о чём не переживай, все беды рано или поздно останутся позади, впереди же у нас вся жизнь!». Вот только как дико звучат эти слова, когда жизни впереди уже нет. Больно, очень больно смотреть на игрушки, к которым уже никогда уже не прикоснётся рука ребёнка, потому что дети, которым они предназначены, мертвы. Ни свечи, ни цветы не производят такого душераздирающего впечатления, как эти игрушки с их вечными улыбками и глазами, наполненными любовью и радостью.
Поневоле задаёшься вопросом: для кого предназначены эти цветы, свечи и мягкие игрушки? Во всяком случае, погибших детей, как, впрочем, и взрослых, они не вернут. Может быть они предназначены для того, чтобы разжалобить и заставить раскаяться тех, кто виноват в этом пожаре: тех, кто нарушал правила и тех, кто закрывал на это глаза, тех, кто давал взятки и тех, кто брал их, тех, кто во весь голос зазывал детей и взрослых посетить в выходной день их торгово-развлекательный центр, и тех, кто после пожара сказал убитым горем людям: сами виноваты, кто вас сюда звал? С уверенностью можно сказать, что нет. Виновники пожара уже показали, что совершенно чужды жалости. Кроме того, они уверены в том, что их собственные дети никогда не окажутся запертыми в горящем кинозале. Виновные в этом пожаре являются собственниками в том смысле, что их беспокоят только собственное горе, собственная беда, собственная семья, собственная карьера, собственные доходы и собственная жизнь. Виновные начнут беспокоиться только тогда, когда кто-то протянет руку к тому, что принадлежит им. На всё прочее им плевать.
Нет, цветы, свечи и, в особенности, игрушки предназначены для нас, для людей неспособных сохранять олимпийское спокойствие при виде чужого несчастья. Всё это нужно для того, чтобы мы почувствовали всю дикость и безумие происходящего вокруг нас, чтобы мы ничего не забывали и не оставили безнаказанным.

3-4 апреля 2018 г.