О Поэзии и Прозе

Рихард Мор 2
    1. Я сидел на берегу вечернего моря, а позади меня был огромный Город. Целая Библиотека Вселенной была у моих ног — говорил мне мой Город. Я ходил по его улицам, улочкам и перекрёсткам. Я заходил в дома. В каждом из них я находил произведения искусства, которые могли бы придать прозаичности всем гениальным творениям Земли. И я не мог понять откуда они. Бери любое и оно твоё — говорил мне мой Город. Так я просыпался каждым днём и помнил, что всё это моё. У меня был целый Город. И я был у Него. Однако я, по-прежнему сидел на берегу вечернего моря и ждал. Чего? — хорошей погоды. Ибо только такая, способна была затмить те шедевры, которые предлагал мне мой Город.

    2. Когда я иду лесом и размышляю о Поэзии и немного о Прозе, я вижу человека, идущего полем — прямиком в лес, — с удочкой и садком для рыбы. Странный человек, думаю я. Зачем он идёт в лес с удочкой — почему не с лукошком? Странные люди. — Которые говорят, что в Поэзии рыбы нет. А что же тогда? — грибы... Я иду дальше, продолжая размышлять о Поэзии и немного о Прозе, как вдруг слышу шум — похожий на шум падающей воды. Я захожу в лес и вижу сверкающий водопад... Я вспоминаю рыбака, шедшего в лес... И до сих пор не понимаю, что же действительно отличает Поэзию от Прозы... Возможно, это всё те же грибы. Уверен, некоторые прочитавшие это, знают, какие именно.

    3. Я на море. Тихо. Я беру доску для сёрфинга и иду. Мой друг, Валерий Гамаюнов, с пивом и крабами, — на шикарнейшем катамаране, поглаживая свой несравненный комок нервов, вдруг начинает трястись от смеха. И действительно, ему смешно. Я понимаю его. Он зовёт меня. Говорит, — плыви сюда, мол, у меня пиво и крабы. Если бы бабы... Я плыву дальше. Возможно от смеха Валерия Гамаюнова начинается ветер и волны. Они опрокидывают катамаран моего друга и весь смех его отдаётся во власть бушующих волн. Он доплывает до берега и смотрит в море. Там он видит меня, парящего среди них как Харли Дэвидсон легендарных морей. Так, Валерий Гамаюнов, в отличие от меня, начинает понимать, что же такое Поэзия...

    4. Почему я сплю и двигаюсь... Как это возможно? И почему люди не могут ходить по потолку, если каждый раз они делают это шагая по Земле? Я не понимаю этого. И в принципе. В чём причина моего не понимания... Когда ребёнок идёт в школу и начинает учиться, он, возможно также не понимает для чего ему это всё нужно. Но он верит своим родителям, что ему это нужно. В первый раз, возможно, некоторым из них приходится не обратить внимание на его слёзы. Ребёнок идёт в школу. Там, он начинает учиться писать слова. Зачем! — возможно восклицает он. Что это за шутки! — для чего мне писать то, что я и так говорю? Так, впервые, ребёнок знакомится с Поэзией... Точнее с поэтом в самом себе. Повзрослев, он кричит (и никаких родителей уже нет на него): Для чего мне знать как я пишу стихи — разве я не пишу их? Он ничего не понимает. Это первая и отличительная черта любого пиита. — Не понимание.

    5. Мой друг, Валерий Гамаюнов, любил повторять: Я — Метр. А я не понимал его. Всё и вся — говорил Валерий Гамаюнов — во власти Метра. Весь мир, принадлежит Метру. И именно о меридианах и параллелях, говорил Иисус Христос своим ученикам: Вы ловцы человеческих душ. История умалчивает, почему ловцы, сами должны находиться во власти Метра. Рыба, знающая, что она в сети, уже не совсем рыба. Так, мир, находится во власти сети, несуществующих параллелей и меридианов. Но каждый знает, что он свободен. Особенно, поэт.

    6. Вначале было Слово... Так говорят они... И все мы в Океане бессмертия... Но как же Метр! — восклицаю я. На что Валерий Гамаюнов, со всегдашней своей ухмылочкой, начинает рассказывать мне об элементарных законах Вселенной. Слово — говорит он, вначале отделило от Себя Метр. Потом, стало выражать Себя через Него. Каждому Слову — своя Форма. Каждая Форма имеет Имя. Это элементарно. Немного сложнее — игра оживших имён. Для них самих. Они не понимают, бедные, что прежде всего Метр в Слове. Итак, каждый раз они боятся самих себя.

    7. Законы Вечности — это бесконечный Танец Вселенной. Танец Шивы. Когда Шива перестаёт танцевать — Вселенная останавливается. Поэтому, Шива никогда не перестаёт танцевать... Ньютон не понимал законы Вселенной — хотя и объяснил ими почти всё. — Зачем мне думать о том, почему эти законы действуют? — они действуют. Гравитация, это то, что не смог объяснить Ньютон. Пока гравитация, это то, что не может объяснить никто. Хотя, возможно я ошибаюсь и гравитацию, никто не может пока покорить. По-прежнему, космонавты плавают в своих кораблях. Ракеты, по-прежнему взлетают как ящеры. И лишь один пиит бесконечно доволен, в своём бесконечном полёте, не помышляя ни о какой гравитации и великом Танце Шивы, — лишь бы его любили и носили на руках как улитку неба, спешащую к нему на помощь. К миру? Возможно. Чтобы воскликнуть: Это я вращаю его. Это я знаю законы Вселенной. Это я в самом Танце Её. Любите меня! Когда же пиита просят объяснить всё, он обижается как маленький ребёнок и начинает плакать. Такова природа пиита — голосить о своей избранности. И даже в сердце своём, каждый пиит, знает это. Хотя, конешно, не каждый пиит, может похвастать тем, что он пиитесс — то есть сочинитель. И как хорошо, что этому роду известной сопричастности к Поэзии отведена известная форма воплощения божественного замысла. Мама любит своих детей. И особенно девочек. Забавно. Но девочки всё время рожают, а вот мальчуганы нет. Они — рождают. Игра слов. Опять же... Но может — рождаются... Да. Мальчики любят халявить. Поэтому девочкам разрешено как можно меньше думать, но действовать. Мама понимает это. И поэтому разрешает девочкам, как можно меньше думать, но двигаться. Идеальные девочки, это львицы. Идеальные мальчики, это львы. Каждый лев, безусловно сильнее львицы. Поэтому, каждый лев, благосклонно разрешает львицам охотиться ради них.

    8. Метафоры хороши, чтобы их не замечать. Самые лучшие Метафоры, это те, которые воплощаются плотью. Каждому пииту, безусловно, это под силам. А если вы этого не замечаете, вы, безусловно не способны это увидеть. Хотя, конешно, каждый пиит обладает и магией настоящего факира. Не знаю, насколько, эта магия воплотима в каждом, но пока Метафоры пиита не способны отделиться от магии настоящего факира, он по-прежнему будет зависеть от особой восприимчивости других. Где, к сожалению, не каждому дано почивать на лаврах этой самой восприимчивости. Но Метафора, это хлеб и вино Поэзии. Другое дело, что магия восприимчивости отбивает весь вкус её. Маг не может создать хлеб на пустой тарелке, но благодаря восприимчивости других, он всегда может его купить. Поэтому, магия, всегда следует за поэтом. Жалко только, что в век современных технологий, эта магия начинает всё больше хромать и уже не поспевает за ним.

    9. Но не все пииты — маги своего дела. Некоторые, всё же способны создавать хлеб на пустой тарелке. И это великая тайна, к сожалению, должна сохраняться в секрете. А иначе, всё, что будет делать такой пиит, это кормить других. Такова природа человека — быть тайной самих себя.

    10. Нельзя отделить зёрна от плевел только потому, что зёрна — хорошие, а... плевла — плохие. Всё дело в терминологии. И, безусловно, в том, насколько больше сторонников того или иного явления находятся во власти этой терминологии. Впрочем, а разве два человека, это уже не толпа? Поэтому, люди никогда не могут договориться. Каждый человек уникален — безусловно. В этом и заключается магия договорённости. Конешно, некоторые с этим не соглашаются и готовы служить. Так, постепенно каждое зерно обрастает своими плевлами... Нет, я не понимаю, для чего зёрна нужно отделять от плевел... Возможно и здесь, всё дело в терминологии. Так, каждая акула не прочь держать на своём теле пару-тройку рабочих прилипал. Но разве акула и зерно сопоставимы?

    11. Быть талантливым это хорошо. Талант, это явный признак покровительства Бога. Другое дело, что талант это и большая ответственность. И как же хорошо, что талантливые люди не обделены вниманием и заботой. Как будто само провидение освобождает их от этой ответственности. Сейчас, принято говорить о звёздах. Они светятся в ночном небе. Вот и вся их ответственность на весах свободы. Талант это свет жизни. Он должен светиться. Остальные, должны любоваться его свечением. И надо быть очень осторожным, чтобы не понимать этого.

    12. Гений, безусловно... Ну почему люди так любят молиться, —  глядя на других! Возможно, в самой природе человека, именно молитва говорит о существовании Бога. Ну не Бога, так человека. Разницы особо никакой. Правильно говорил Вивекананда — всё дело в степени...

    13. Терцетные Верлибры (из книги Джнана-йога) немного подправленные под похожесть на самих себя:

1

Мы плывём по реке
Времени
Которое есть

И постоянная переменчивость
Без возможности остановки
И отдыха

Такова жизнь у всех нас
Плывущих
Вперёд и вперёд

Не зная отдыха
Что же нам делать
Человек

У которого есть всё
И возможность для этого
Он оптимист

И просит не говорить ему
О нищете
Она для него страшна

Она пугает его
Не говорите ему
О тех горестях

И страданиях этого мира
Но идите к нему
И скажите

Что всё прекрасно
Да скажет он
Я богат

Посмотрите же на меня
У меня большой дом
И я не думаю

Ни о холоде и еде
Не рисуйте же мне
Этих ужасных картин

...Есть другие
Которые умирают от голода
И им негде жить

Идите к ним
И проповедуйте им
Что это в порядке вещей

2

А где же конец
Всего смерть
Жизни

Красоты
Богатства
И могущества добродетели

Умирают святые
Грешники
И короли

Нищие
И все они идут к смерти
На костре

И всё таки
Продолжается
Эта ужасающая привязанность

К этой жизни
Мы не можем отделаться
От неё просто так

3

Когда-то мать
Взращивает
Своё дитя

И вся душа её
Вся жизнь
Находится в этом ребёнке

Он растёт
И из него выходит
Животное

И каждый день оно
Бьёт
Свою мать

Но её привязанность к нему
Не ослабевает со временем
А когда

Разум наконец
Пробуждается в ней
Она вспоминает

И подавляет его
Мыслью
О любви

Мало она
Думает
О том

Что это совсем не любовь
А что же
Нечто другое

Овладевшее её
Нервами
И какие-то путы

Которые как бы она не старалась
Она не может стряхнуть
С себя

4

Если вдруг
Человек захочет цитировать
Моисея
 
Или Будду
Или Христа?
То над ним смеются

Но назовите им
Этим людям
Имя Гексли

Тиндаля
Или самого Дарвина
И всё

Всё что сказали последние
Они проглотят с радостью
И без соли

Это сказал Гексли
Будут удивляться они
Или вы не знаете

Это сказал Дарвин
И для многих
Этого совершенно достаточно
Вот так
Процветает свобода мысли
Как древняя вера

Которая была для всех
Религиозным суеверием
Тогда как новая

Научное суеверие
Но в первом
И через первое

Этот мир
Получал великие духовные истины
А во втором

И через второе
Только разврат
И алчность

В этом
Только между ними
И разница

    14. Что мне нравится в Верлибрах, так это свобода. Вообще, если верить некоторым академикам, то, для того, чтобы писать Верлибры — необходимо не забывать разбивать написанное на небольшие строчки-столбики:

Так, можно

Брать любую

Прозу и совершенно же

Не хитрым

Образом писать

Стихи.

Странные люди.

— Вот так они и пишут.

Впрочем, нельзя сказать, что ту или иную прозу нельзя привести к более повышенному акценту. Однако же не забываем про водопадное течение реки. Суть Поэзии преломление — вне зависимости от разбивки. Метр уже в Ритме. И суть его — падение. Стиха без Метра попросту не существует. Если Верлибр не имеет Метра Поэзии, то он не стих, а Проза. Тогда как Верлибр, это стих. Но пиит, настолько не понимает Метра, что готов верить всему, чтобы уйти от ответственности этого не понимания. Знание, это грех, благодаря которому мы здесь. Однако же, что это за Знание, которое мы вкусили... Ах, да — даже не мы. Как хорошо, что не мы!.. Однако же, мы здесь. И в ответе...