Постмодерн как парадигма

Владлав
  В настоящее время широко распространена точка зрения, что в современной цивилизации преобладает система взглядов,категорий и установок под условным названием "постмодерн".Считается, что сам термин "постмодерн" появился в  1960-е годы в архитектуре США, затем во французской философии(Лакан, Деррида, Лиотар, Фуко),в 1970-е он стал преобладающей характеристикой современного дискурса, определяемого как сдвиг парадигм.
Парадигма - понятие давнее - его знали еще греки,- но не однозначно определяемое.В орфической мифологии это Фанес - изначальное существо, предыдущее всему сущему, животворный хаос, изначальная матрица, творящая и преобразующая энтропию.Мы понимаем под парадигмой комплекс оснований, аксиом,категорий и методов. Сам термин - сдвиг парадигм есть уже явление нового времени(Т.Кун).Он выкристаллизовался из процессов излома, трансформации и смены предыдущей эпохи,в данном случае - модерна, как реакция на кризис её онтологии, "конец мира", "а также на так называемую «смерть» супероснований: бога (Ницше), автора (Барт)", морали. Задачей модерна было разрушение всех структур прежних систем. Постмодернизм означает отрицание всех категорий модерна, с его экстремизмом и нигилизмом. Но это не возврат к старым традициям домодерновых парадигм.
 Учитывая цикличность истории, я считаю, что на каждом этапе цивилизации есть свой "модерн" и свой"постмодерн", свой Вызов и свой Ответ. Во все времена Излома эпох люди считали, что близок кризис - "конец света",вопрошали "К чему поэты в скудные времена?" И всегда происходил процесс преодоления кризиса, переосмысливание его черт, переход на новую парадигму с осмеянием старой. Менипп, Сократ,Аристофан, Лукиан, Рабле, Стерн, Ницше(он также и модернист:"Бог умер, мы убили его вы и я") - постмодернисты своего времени. Умберто Эко:«Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности».Я думаю - это высказывание несколько односторонне.
Постмодернисты смотрят на все достижения человеческой мысли - не только модерна -, смотрят с детской пытливостью и непосредственностью. Сначала сваливают все в одну кучу, затем кропотливо разгребают сваленное, исследуя, пробуя на зубок, хихикая и забавляясь, безжалостно разбирая на части, что то ломая, что то переделывая "под себя", не взирая ни на какие авторитеты.  Этакая "болезнь к смерти".
 В этих поисках перлов выработалась определенная система. Относительно к нашему времени можно выделить свои типопологающие признаки.
  Взять что - либо уже готовое, не просто заимствовать,хотя и такое позволительно -цитация, например, либо всю вещь целиком, и, приделав к ней "усики", в прямом и переносном смыслах, получить уже свое, новаторское произведение. Пусть заготовка будет даже шедевром - Мадонна Леонардо. В результате новая вещь - Мадонна с усами(шедевром я лично поостерегся бы ее назвать). Но эта вещь уже несет новую, постмодерновую нагрузку. Если вы заметили, я уже использую в статье такие приемчики - неологизмы. Пожалуйста, цитата: "Ситуация художественного заимствования вплоть до симуляции заимствования, ремейк, реинтерпретация, лоскутность и тиражирование, дописывание от себя классических произведений... — вот содержание искусства эпохи постмодерна".
Постмодерн демонстративно выпячивает свои признаки - знаки. Супертрадиционность,противопоставление крайней нетрадиции авангарда. "Художник наших дней — это не производитель, а апроприатор(присвоитель)… со времен Дюшана мы знаем, что современный художник не производит, а отбирает, комбинирует, переносит и размещает на новом месте… Эпоха постмодерна опровергает казавшиеся ещё недавно незыблемыми постулаты о том, что «…традиция исчерпала себя и что искусство должно искать другую форму» (Ортега-и-Гассет) — демонстрацией в нынешнем искусстве эклектики любых форм традиции, ортодоксии и авангарда. «Цитирование, симуляция, ре-апроприация — все это не просто термины современного искусства, но его сущность», — (Ж. Бодрийяр). Любая бытовая или художественная форма, в первую очередь, есть «…для него только источник стройматериала» (В. Брайнин-Пассек).
 Максимальная новация, также, признак постмодерна(здесь, кстати, он смыкается с модерном. Но если там разрушение, расщепление формы - кубизм Брака и Пикассо, здесь основание, основоположение. Чего стоят термины и неологизмы - метатекст, симулякр, "смерть автора". А утверждение Барта, кажется, что все что есть в нашем мире - это текст. Впрочем, Платон также утверждал, что весь мир - это идеи.Ну, если посмотреть на греков, там сплошь модернисты и постмодернисты. 
 Ирония — ещё один типологический признак культуры постмодерна. Против авангардистской установке на новизну постмодерн выставляет мениппейное стремление осмыслить современность способом ироничного цитирования. Можно использовать любые формы, стили  в ироническом ключе, приветствуется обращение ко вневременным сюжетам и вечным темам, ещё недавно немыслимое в искусстве."Бог умер, и убили его мы".   
 Детство немыслимо без смеха, игр и шалостей. Игра - основополагающий признак, я бы даже сказал - стержень постмодернизма. На него нанизываются различные вымпелы и флажки с новыми лозунгами. Игра в ответ на любую тоталитарность, иерархию и автократию в обществе, языке и культуре.Всеохватывающая игра -"Игра в бисер": «языковые игры» Витгенштейна, игра автора с читателем, когда автор сам является персонажем в своем собственном произведении как, например, в романе Борхеса, романе «Завтрак для чемпионов» Воннегута. Его могут даже убить, как и любого персонажа, что проделывает в своих великолепнейших романах 
 Амели  Нотомб. "Игра предполагает многовариантность событий, исключая детерминизм и тотальность, а, точнее, включая их как один из вариантов, как участников игры, где исход игры не предопределен." Примеры постмодернистской игры в произведениях Дж.Джойса, У.Эко, Д.Фаулза, Т.Пинчона.
  Карнавал, конечно же, один из основных элементов постмодернистской игры.  Шутовство,карнавальность, диалог - это просто камнеоснования новой парадигмы. Хотя они и не являются новациями. Вспомните комедии Плавта,новеллы Лукиана, авторов Возрождения, произведения "мрачного(???!!!) средневековья - блистательного Сервантеса, мощноискрометного Рабле,картины Босха, романы  Стерна, Дидро("Жак - фаталист").Прочтите книги Бахтина и вам откроется этот удивительный мир. Диалогичность  - "когда мир представляется не в качестве саморазвития ... единого принципа,... а как полифония «голосов», диалог «первоначал», принципиально несводимых друг к другу, но взаимодополняющих друг друга и раскрывающих себя через другого, не как единство и борьба противоположностей, а как симфония «голосов», невозможных друг без друга." Полифония диалога, ирония и пародийность - основа романов Ф.Достоевского, А.Белого,А.Платонова. Новые русские авторы также применяют приемы постмодерна в своем творчестве; не буду их перечислять; при желании читатель сам их сможет найти и прочитать.
 Постмодерн не оставил в стороне и такую важную часть дискурса как философию и примыкающие к ней науки. Но эта тема уже отдельной статьи. Примером постмодернистских взглядов могут служить новые направления в философии: феноменологизм, экзистенциализм, также другие измы,в филологии: семиотика, концепция диалога Левинаса, теория полилога Ю.Кристевой, анализ карнавальной культуры, критика и концепции М.Бахтина, работы Р.Барта. Советую прочесть Ницше, Лосева,лекции о литературе Набокова. Рекомендую авторов романов и пьес: кроме уже упоминавшихся патриархов модерна и постмодерна Джеймса Джойса,Томаса Пинчона, очень советую: Сэмюэль Беккет, Эжен Ионеско,Умберто Эко, Амели Нотомб, Эльфрида Елинек, Милорад Павич, Милан Кундера, Томас Стернз Элиот, Марио Варгас Льоса,Хулио Кортасар,Хорхе Борхес, Салман Рушди. Хотя бы одного из названных прочитайте и вы уже сможете небрежно вставить в разговоре: 
 "Постмодерн, как же, конечно знаю, что это такое". Удачи в познании нового, мыслящий тростник!  (в статье сделана попытка кратко осветить понятие постмодерн;  в стадии редактирования)