Гельвеций. Умности

Сергей Жигалин 12
Сила духа увеличивается лишь путем отказа от вещей.

Совет который нам дают становится снова годным, когда мы его выполняем.

Сочинения созданы лишь для умных людей, способных извлекать из них пользу. Глупцы читают без пользы книги, в которых заключен глубочайший смысл.

Достойно осуждения не невежество, а дерзость.

Люди недалёкие называют людей большого ума безумными.

Как счастливы были бы мы, говорит большинство людей, если бы наши желания выполнялись немедленно после возникновения их! О безумцы, неужели вы никогда не поймете, что часть вашего счастья заключается именно в желании.

Великие мира сего существуют прежде всего для нации, а уж потом для короля, и все люди доверяют им свои интересы.

Чтобы любить людей, надо от них мало ожидать.

Сущность любви заключается в том чтобы никогда не быть счастливым. Ревность, тревога, потеря имущества; много сказано о хорошей и плохой стороне этой страсти. Чтобы быть счастливым, нужно знать любовь не страстную, а сладострастную.

За человека большого ума слывет тот, кто был бы лишь глупцом, если бы он не был министром.

К истине движутся лишь когда безмолвствуют чувства.

Если правительство запрещает мыслить, я предаюсь лени. Когда я отвыкаю размышлять, то прилежание делается для меня трудным и внимание — утомительным. Какую прелесть будет иметь для меня тогда учение? Так как я стал равнодушным ко всякого рода знаниям, то ни одно из них меня не интересует настолько, чтобы заняться им, и я могу искать счастья лишь в приятных ощущениях. Тот, кто не мыслит, ищет ощущений, и притом приятных. Проявляется даже желание, если можно так сказать, увеличивать богатство ощущений по мере измельчания в умственном отношении. Но можно ли каждую минуту испытывать приятные ощущения? Нет, их испытывают лишь время от времени.
Промежутки, отделяющие такие ощущения друг от друга, заполнены у невежды и бездельника скукой. Чтобы сократить продолжительность её, он всячески ищет удовольствий, изнуряет себя и пресыщается. какие народы больше всего обычно предаются разврату? Порабощенные и суеверные.
Тот, кто не решается думать, делает по крайней мере иметь ощущения и должен скуки ради предаваться изнеженности.

Религия, проявляющая нетерпимость, религия, требующая огромных расходов для своего культа, есть, бесспорно, вредная религия. С течением времени её нетерпимость должна повлечь за собой обезлюдение государства, а её слишком дорогой культ — разорить его.

Всякое сравнение предметов между собой предполагает внимание; всякое внимание предполагает усилие, а всякое усилие — побуждение, заставляющее сделать его. Человек, лишенный желаний, — если бы такой человек мог существовать — не сравнивал бы предметов между собой и не высказывал бы никаких суждений.

Человек не имеющий желаний и потребностей, лишен также понимания и разума. Ничто не побуждает его комбинировать и сравнивать свои идеи. Чем ближе человек к подобному состоянию апатии, тем он невежественнее.

Написанное совсем не стареет, если в нем искрится истина.

Чтобы мысли были прекрасны, они не должны быть растворены в большом количестве слов.

За неимением довода приводят цитату.

Заблуждение стремится к темноте слов.

Живут лишь в то время, когда любят.

Когда ум рассматривает предмет лишь в общих чертах, то в них видно только смещение непостижимых затруднений и неясностей. Но это лишь порождаемые ленью призраки, населяющие этот мрак. Внесите туда лучи размышления, и все, что было неясным, станет ясным.

Умы. Тех, кто хочет знать и слушать все различные мнения, гораздо больше способны к познанию истины.

Когда глупец занимает должность, с ним обращаются как с гением.

Лень — источник заблуждения.

Мудрец более тверд и счастлив в беде, чем великие мира сего в роскоши и довольстве.

Подходящее слово подчеркивает мысли, как тени подчеркивают яркость картин, а без подходящего слова мысли всегда темны, как картина, краски которой стерлись.

Государствам можно так же льстить, как и государям, и они никогда не смогут исправить свои плохие конституции, если не будет обеспечена свобода обсуждения их недостатков.

Если ум обременен грузом ученоо невежества, то он уже не воспаряет к истине.

Великий бог — это бог наслаждений.

Слепые желают, чтобы ослепление было всеобщим. Мошенники желают, чтобы глупость получила распространение и число обманутых дураков увеличилось.

В школе классы полны милых детей, но свет полон глупых людей.

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов.

Я доказал, что всякий хвалитель невежества, по меньшей мере не сознавая этого, является врагом общественного блага.

Глубокие идеи похожи на те чистые воды, прозрачность которых затемнена их же глубиной.

Мудрец до самой могилы заставляет себя быть подвижным.

Чтобы вбить в его голову некоторое количество истин, из неё приходится часто выбить такое же количество заблуждений. Но удаление их требует времени, и когда оно, наконец, осуществляется, то уже слишком поздно стать зрелым человеком.

Мы сильно наслаждаемся, лишь предвкушая.

Я продолжаю учиться, мое воспитание ещё не закончено, но когда же оно закончится? Когда я не буду более способен к нему — после моей смерти. Вся моя жизнь есть, собственно говоря, лишь одно продолжительное воспитание.

В произведениях духа, ум решает смело, а глупость — колеблясь.

Нет такого заблуждения, которое не было бы религией в каких-нибудь странах.
...все религии можно рассматривать как политические учреждения...

Упрямство отличается от стойкости. Упрямец упорно защищает ложь, а стойкий человек — истину.

Счастлив, кто держит в своих руках изнемогающую Венеру.

Науки — в загоне; невежество в почете; всякий здравомыслящий человек объявляется врагом государства. Кто из граждан был бы самым ненавистным в стране слепых? Зрячий. Если бы слепые поймали его, они растерзали бы его в клочья. Такая же участь ждет просвещенного гражданина в царстве невежества.

Чем люди невежественнее, тем меньше они замечают связь между национальным и личным благом.

Мы выступаем против неба, давшего нам желания, которые мы не удовлетворяем.

Умеренная мудрость не ходит ни в лохмотьях, ни в золотых нарядах.

Воспитание, будучи всегда полезным, делают нас тем, чем мы являемся. Ученые — это наши воспитатели, поэтому наше презрение к книгам всегда неискренне. Без книг мы оставались бы дикарями.

Скука — это наказание, фасад которого покрыт драгоценными камнями.

Если бы каждое наше желание исполнялось, то душа томилась бы в бездействии, и погибла бы о скуки. Человеку необходимы желания; для его счастья необходимо, чтобы за исполненным желанием всегда следовало новое и легко осуществимое желание. Немногие люди сознают в себе эту потребность, однако своим счастьем они обязаны смене своих желаний.

Скупец живет бедным, чтобы умереть богатым.

Мудрец всегда спокоен. Его никогда не волнуют приливы и отливы страстей.

Знания людей вообще вседа соразмерны их желанию учиться.

Глупец может уважать лишь человека несколько менее глупого, чем он. Он не увидит умного человека, это для него все равно, что масса, размер которой его глаз не может охватить.

Каждый миг наслаждения — это дар богов.

Что значит судить? Это значит говорить то, что я ощущаю. Выносить суждение — значит ощущать.

Клод Адриан Гельвеций, из источника «Сочинения в двух томах», 1973