По конкурсу - Оксюморон, ч. 2

Творческая Мастерская Алкоры
http://www.stihi.ru/2018/03/01/4313 - Конкурсная страница
http://www.stihi.ru/2018/04/11/6302 - Итоги конкурса

Начало статьи см. - http://www.stihi.ru/2018/04/12/2550
___________________________________

3 ГРУППА
Один главный оксюморон, вокруг которого выстроено  все содержание

   2. Свои чужие. Любовь Левитина

Соломка найдётся, да где упасть?
Покуда меняли и сласть, и власть,
людей и монеты,
списали страну, где я родилась,
я здесь пообвыкла и прижилась,
ах, Родина, где ты?

Я снова при деле, шаги легки,
и время не верит словам тоски,
пусть плачут другие.
По-русски приветствую интернет,
но если и Родины больше нет,
к чему ностальгия?

А время не хочет играть на бис,
уже перестало, спускаясь вниз,
считать этажи.
Шалом, разноцветное царство, и
на этой земле мы давно СВОИ
И ВСЁ ЖЕ ЧУЖИЕ.

Глубокие стихи, с содержанием. В названии - оксюморон, номожно ли считать оксюмороном фразу из текста: " мы давно свои и всё же чужие"?  Это ведь не нововведенное определение чего-то со своим самостоятельным смыслом, а фраза из ряда слов - авторское размышление... Сказать, что это точно - оксюморон (не по смыслу, а по форме конструкции) я не могу. А вы как думаете?

    8. Красноречивое молчанье. Ирина-Сова               

КРАСНОРЕЧИВОЕ МОЛЧАНЬЕ
повисло тишиной звенящей.
Мы отложили в долгий ящик
то, что разрушили случайно.

Из пустоты большой коробки
лишь грустным смехом отозвалось:
"Нужна сейчас такая малость -
начать с прикосновений робких.

Без громких вздохов, без усмешки
смотреть в глаза, руки касаясь.
И слушать, как курлычет стая
последних журавлей летевших...

Запомнить долгое мгновенье
и чувствовать родные пальцы,
пульсирующих на запястье...
И пусть сегодня - понедельник,

тяжёлый день, тупик удачи.
Я всё равно сильней разлуки!"
Любовь взяла нас на поруки
и обняла,  смеясь и плача...

   9. Горькая радость. Любовь Голейчук Коэн Белл   

Ах, ты РАДОСТЬ моя ГОРЬКАЯ,
На губах – полынным привкусом
Поцелуев сладких! ...Зорькою
Небеса займутся-примутся -
Миг закончится, украденный
У недолгой нашей вечности,
И подложечную впадину
Боль пронзит остроконечная...

Ах, ты солнце моё тёмное -
Свет надежды недозволенной,
Чёрной тучею задёрнутый,
В окаянстве жить довольно мне!
Не хочу делить я милого!
...Да, наверное, - не только я...
Счастье бабье - вечно мимо врат,
И любовь нам  - РАДОСТЬ ГОРЬКАЯ...

Белые стихи? Или белые с единственной имеющейся парой рифм в строфе? Звучит очень неплохо...

   11. Заклятому другу. Светлана Салахова 

Не  подойти, не позвать, не вспомнить,
Взглядом  внезапным  себя  не выдать.
Был  ты вчерашней моей любовью,
Стань же последней моей обидой.

Чёрные тени легли на землю,
Птицы ночные устали плакать.
Капелька в море - твоя измена,
Но захлебнулась я этой каплей.

Кто для меня ты, скажи на милость:
ВРАГ ЗАКАДЫЧНЫЙ ли? ДРУГ ЗАКЛЯТЫЙ?
Сердце намедни к тебе просилось -
Надо  поглубже  его  запрятать.

Надо подальше … а сердце рвётся,
След оставляя кроваво-алый …
Скоро  оно замолчит.  Лишь солнце
Птицей  ночною  вздохнёт  устало.

Стихи, которые получили наибольшее признание от членов жюри.

   27. С боязливою отвагой. Наталия Медведева

Малодушье - разудало...
Разленение - активно...
Воли нет - пиши пропало.
Я сама себе противна.

РАЗРУШАЮЩЕ Я СТРОЮ
С БОЯЗЛИВОЮ ОТВАГОЙ.
Совладать бы мне с собою,
Чтобы в вечности не плакать!

Очень лаконично, но зато искренне и о важном: автор не судит  других, а анализирует себя, что всегда привлекает читателя. Два оксюморона, но они оба работают на одну мысль - надо направить себя в позитивном направлении, усмирить то, что мешает...

   31. Так оглушительно молчит... Алексв

Увидишь титры на экране,
Считая - лента в монтаже,
Зал засвистит, а время встанет -
Как воздух в лопнувшей гортани -
Недосягаемо уже.

-Актер - бездарен! Снято плохо!
Сюжет - ни сердцу, ни уму.
Позор! Не фильм - а катастрофа!
А ты не в силах сделать вдоха...
-Позвольте, я пересниму?

...Но доктор вмажет непечатным,
И правду скажет шприц в груди:
Есть путь "туда", но нет - "обратно",
Из миллиона вероятных
Остался тот, что позади.

В холодном пламени заката
Замерзло небо, ты - один,
Пока цела "ума палата",
Глядишь из точки невозврата
На груды сбывшихся руин.

Кричишь, дурак? Не слышит мальчик,
Что был сто лет назад тобой.
-Живи - не так, полней и ярче,
Руби - сплеча, люби - без фальши,
Стремись, борись, бросайся в бой!

Иди по грани тьмы и света,
Пусть даже мимо алтарей,
Но хоть кого-то в мире этом,
Пока в тебе есть силы лета,
Своей любовью обогрей.

...Сыграв последнее стаккато
На бис - волшебники врачи!
-Твоё ли сердце, болью сжато,
Так ОГЛУШИТЕЛЬНО МОЛЧИТ?

Один оксюморон, который высвечивает главную мысль сюжета. Стихи, хотя и поучающие по форме, написаны  интересно  и по форме, и по теме. А вот с пунктуацией тоже беда - обилие тире, поставленных где надо и не надо, часто взамен других знаков препинания или просто - эмоции ради... И это не радует.

   33. Мужественным женщинам Блокады. Смелянская Елена   

Фашистских артобстрелов гул и вой,
Взрываются снаряды, свищут пули,
На крыше хрупкий ангел в карауле,
И только неба чернь над головой.

За город свой, за жителей его,
За гордое величие Отчизны,
За нас с тобою отдавали жизни
Бесстрашные бойцы МПВО. 

Как часто был последним тот дозор..
И в «Местный Полк Весёлых Оборванцев»
Шли юные девчонки-новобранцы,
Чтоб встать на место умерших сестёр.

Истощены, но воля их тверда,
В фуфайках рваных вместо гимнастёрок,
Без возраста: в пятнадцать, в двадцать, в сорок –
Уже не стать им старше, чем тогда.

На свете нет другой такой страны,
Где долг и честь – понятия святые,
И доблестные дочери России
За мир сражались как её сыны.

А как хотелось им мечтать, любить!
Но в годы той чудовищной Блокады
У МУЖЕСТВЕННЫХ ЖЕНЩИН Ленинграда
Одна была задача – победить!

Стихи отличные и оксюморон в них - единственный и, при этом, обобщающий сюжет, но многие судьи не отобрали их  в шорт  не потому, что стихи не хороши,  а потому что словосочетание "мужественные женщины" нашим соотечественникам, пережившим тяжелую войну, уже не кажется абсурдным,  наоборот, оно стало реальностью нашей истории. Данный оксюморон перестал ощущаться  нами как нечто «остроумно-глупое» (буквальный перевод слова оксюморон), он парадоксален только по своим формальным признакам, а фактически воспринимается как обычное определение характера.

   34. Тебе пропою тишину. Елена Александровна Коровина
 
Я слушать хочу тишину.
        Среди суеты и печалей
Я вслушиваюсь в тишину
        И всматриваюсь в предначало.
Я вслушиваюсь в тишину,
        Вступая в Твое измеренье.
Я вслушиваюсь в тишину,
        Упав пред Тобой на колени.
В Твою погружаясь волну,
        В Твоей растворяюсь я власти.
Я вслушиваюсь в тишину
        И слушаю музыку счастья.
Крылом задевая струну,
        Тиши Твоей вторя согласно,
Тебе ПРОПОЮ ТИШИНУ,
        Молитве Твоей сопричастна. 

Стихи-молитва , стихи о том, что разговор с Богом - это разговор без слов, в состоянии внутренней тишины, которая настолько наполнена, что ее можно "пропеть". Она - музыка счастья.

   37. Жар ледяных объятий. Галина Ленкова 2

Всё! Не могу скрывать я:
 цепко играет нервами
 ЖАР ЛЕДЯНЫХ ОБЪЯТИЙ.
 Где вы, свиданья первые?

 Белое сшилось платье.
 Счастье блистало молнией...
 Жар ледяных объятий -
 болью сердечко полное.

 Жаром смогу унять ли
 стужу в душе любимого?
 Жар ледяных объятий -
 верностью лебединою.

Данный автор, одна из немногих, которая всегда пишет стихи специально для конкурса ТМА и точно по конкурсному заданию. И всегда оказывается в списке отобранных судьями. Не важно, что не каждый раз удается создать нечто гениальное - так ведь это счастье  к любому из нас приходит крайне редко! - но человек тренирует руку, обретает практическое понимание какого-то приема стихосложения, наращивает свое мастерство. Именно для этой цели я отдаю много времени на проведение учебных конкурсов. Они - не славы ради, если смотреть на них с близкого расстояния. Но, если смотреть на них шире, то они помогают нашему профессиональному росту - как участников, так и судей.

   38. Освобождение от прав.  Айна Кэм 

Мне тут не жить, не платить налоги, не пить вино,
Не смотреть зацензуренных кинолент -
А засим не всё ли уже равно
Кто тут будет (а ясно кто) президент;

Разрешат ли газету, пикет, однополый брак;
Украдут половину казны или всю казну...
Хоть на что-то надеясь, я не боялась драк,
А сейчас уж и спорить-то не дерзну.

Со своим уставом в чужой монастырь не лезь.
Я на этом пиру чужая - и мой устав.
Зарекаюсь следить за тем, что творится здесь.
ОСВОБОЖДАЮ себя ОТ гражданских ПРАВ.

Интересный оксюморон, непростое и спорное содержание, но умная форма его подачи. Стихи запоминаются... Сравним их со следующими:

   41. Демократический диктат. Владимир Курков   

Кричит в истерике "болото":
"С востока движется гроза".
Покорна прихотям "Свободы"
восьмиконечная звезда.
Не спит всевидящее око:
куда посмотрит - там огонь.
Посланцы северного блока
повсюду, как троянский конь,
несут войну и топчут веру.
Гостям давно никто не рад.
Их разум выела химера -
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ДИКТАТ.

Стихотворения 38 и 41 не случайно стоят рядом - их объединяет гражданская тематика. Я сейчас не обсуждаю гражданские позиции  авторов, не вникаю в само содержание стихов, а только сравниваю разные способы подачи сюжета. Оба - обличают внешний мир, в обоих присутствует авторский и единственный оксюморон, но предыдущее написано интереснее. Стихи участника 38  от первого лица, оно отражает переживания и мысли автора: "Хоть на что-то надеясь, я не боялась драк, а сейчас уж и спорить-то не дерзну". В стихотворении участника 41 автор отстранен, он информирует и клеймит - дает информацию. Личных переживаний нет, точнее, они есть, но они не показываются читателю. И именно поэтому первое звучит и запоминается сильнее. И это наблюдение нам стоит взять себе на заметку.

   50. Одинокий спутник. Людмила Юдинцева пунктуация....

Два спутника у Марса- старика,
но что ему до них, судьбу в коварстве
винит, горюя- третий  век никак
решить не могут- есть ли жизнь на Марсе?

Те спутники-  другой планеты  прах,
им весело вдвоем, летят, не тужат.
Один мигнет- ну, братец, ты и  страх!
- А ты, браток, и вовсе тихий ужас!

Луна ж всегда печальнее  вдовы.
Планеты нашей СПУТНИК ОДИНОКИЙ
безрадостно таращится из мглы
совиным не смыкающимся оком.               

И  свет ее в земную ночь течет,
исполненный космическою скукой.
(Искусственные спутники не в счет-
те заняты войною иль наукой). 

Не жалуйся, Луна, что злобен  рок,
пустынен путь, однообразны будни.
Да мало ли кто в жизни ОДИНОК-
хотя и СПУТНИК.

Здесь больше всего мне понравилась фраза: "Планеты нашей спутник одинокий безрадостно таращится из мглы совиным не смыкающимся оком". Да и в целом - глубокое и интересное по содержанию стихотворение. Хотя оксюморон "одинокий спутник" воспринимается неоднозначно: вправе ли мы считать это абсурдом или это все же оригинальная стилистическая комбинация слов? А как выдумаете?

ГРУППА 4
Досадные лексические  ошибки исполнения

В этой группе стихи, которые могут соответствовать заданию, а могут и не очень. Я здесь перестаю рассматривать и комментировать произведения с точки зрения их соответствия заданию. Я просто покажу их, как примеры стихов, в которых есть лексические недочеты исполнения. Причем, недочеты только по моему мнению, ибо часть этих стихов  наша судейская команда не только номинировала, но и не пожалела на них баллов. Оспаривать их мнение я не хочу,  но своими соображениями  поделюсь. Вдруг это кому-нибудь пригодится?

   13. Горячность снега. Алина Анатольевна Коптева

Когда рождается весна,
То души грезят обновленьем.
Кольчуга холода тесна
Часам томленья.
Чудно! То солнце, то мороз,
То гололедица, то слякоть.
Февраль, он значимостью врос
В сугробов мякоть.
Призывом страстным птичий гам
Ручьёв звучание разбудит,
               
Любовь… Невыносимость драм
Ещё раз будет…
Тепло степенно снизойдёт,
Цветенья спаутинит нега.
Под солнца блик опять зайдёт
ГОРЯЧНОСТЬ СНЕГА.               
И будет холодность лучей
В цветах отчаянных черёмух
И день, безропотно ничей,
В объятьях дрёмы…
Когда рождается весна,
То грезят души обновленьем.
Тоской, насытившись сполна,
Горят волненьем…

Стихи сами по себе хороши, но есть проблема с употреблением слова по значению. Единственный оксюморон стихов - это "горячность снега". Но слово "горячность" относится к  характеристике характера, а не температуры, видимо, здесь подразумевался "жар снега" или "горячий снег", которые можно считать оксюморонами. Горячность снега - и не оксюморон, и не совсем понятный по смыслу образ. Смущает меня и все предложение в целом: "Под солнца блик опять зайдёт горячность снега". - При чем тут слово "зайдет"? К чему оно относится?             

   15. Старая новизна. Алла Константиновская

Снова пожелтела за окном берёза -
Это факт не новый в длинном ряде лет,               
Я не слишком старый, не всегда тверёзый,
Темперой рисую осени портрет.

Утро  птичьим клином распорола осень, 
Землю проколола иглами дождей,
Солнца – кот наплакал в медном купоросе:
Небушко с овчинку в куцем сонме дней.               
 
Окна по старинке лижет дождь от скуки,
Сумерки сияют в свете фонарей,
АНГЕЛЬСКИЕ БЕСЫ не чисты на руки:         
Из колоды листьев взяли туз червей.

С радостью ужасной хулигану-клёну
Ветры с новой силой бьют по пятерне,
Старую подругу выбрал грач холёный,
Ходят, раскачавшись, оба по стерне.

Грамм бы сто мне утра, стать бы дивно пьяным,
Взять за плечи осень и пойти ко мне, 
Дабы окунуться с нею в праздник пряный,
Голову теряя в СТАРОЙ НОВИЗНЕ.

Здесь мне что-то очень нравится по подбору образов (например, вся вторая строфа), а что-то - совсем не нравится. О последнем подробнее.

"Это факт не новый в длинном РЯДЕ лет" - просится "в рядУ лет" (предл. падеж при перечислении совокупности явлений, событий, периодов времени, следующих одно за другим, требует формы "в рядУ").
Не нравится искажение фразеологизма "ангельские бесы не чистЫ на рукИ". - Если уж употреблять фразеологизм "не чист на руку", то лучше не менять его форму.
Удивил оборот "с радостью ужасной". Объяснить почему - затрудняюсь, но выражение напрягло.
"Старую подругу выбрал грач холёный." - Что хотел сказать автор этой странной, даже пошловатой, но никак не раскрытой далее фразой? Просто заплатка строки случайными эпитетами?
А это: "ходят, раскачавшись"? (о грачах!) (я бы еще поняла "ходят, раскачиваясь"...)
Не особенно люблю в стихах часто употребляемое не к месту слово "дивный", но уж сочетание "дивно пьяный" вообще ввело меня в ступор: в чем же тут "дивность" и неужели ЭТО - ЖЕНСКАЯ ЛИРИКА?? 
"Дабы окунуться с нею в праздник пряный". Почему праздник пряный, можно домыслить, вспомнив, что мы "окунаемся с осенью", но все равно как-то сложно...
Словом, в отличие от членов жюри, мне лексика (подбор слов!) этого стихотворения  не понравилась, хотя выбранный оксюморон и хорош, и к месту употреблен.

   39. Глобус палисадника. Барабаш Ольга 

На севере - розы и горка крота,
На юге - черёмуха, грядка, ромашки,
Качели, ручей... До смешного проста,
Мала география радости нашей.

Но есть в этом мире большой океан -
Глубокий, безбрежный - любви и покоя.
И нет рубежей между маленьких стран  "
На тёплой планетке, где жителей трое,

Где пчёлы кружатся, синички поют,
Глобален молоденький, мартовский крокус.
От смуты вселенской семейный уют
Хранит ПАЛИСАДНИКА крохотный ГЛОБУС.

Не сразу уразумела смысл оксюморона "глобус палисадника", но, вникнув, его оценила. Да и стихи хорошие, жаль, что все дело испортила обидная ошибка согласования слов: "нет рубежей между маленьких стран" (правильно - "между   маленькИМИ странАМИ". Предлог "между" требует творительного  падежа, а не родительного).       

И в заключение  сразу два стихотворения с одной общей бедой - мешаниной мировоззрений, касающихся веры. Я всегда предостерегаю авторов, далеких от четкого понимания какой-то одной веры или вообще ни во что не верующих, не обращаться в стихах всуе к терминам мировых религий, например, к библейской терминологии. Или ты четко знаешь смысл употребляемых тобою фраз, или совсем не употребляешь их. Особенно смешно, когда автор что-то где-то слышал, но смешивает в одних стихах евангельское с языческим. 

Например, в стихах Виты Осенней христианское таинство ВЕНЧАНИЯ почему-то совмещено с языческим культом поклонения Луне ("Селены лик"), которая в этих стихах, видимо, исполняет для ЛГ роль Бога:

"Казался раем бесконечный миг
Слиянья душ в огромном мирозданье.
Нас ПОВЕНЧАЛ С ТОБОЙ СЕЛЕНЫ ЛИК,
Пророча в яви и во снах свиданья".
                /
А в стихах другого автора - Поповой Наталии Борисовны, просто описано языческое общение с Луной ("Гекатой"), у которой ЛГ почему-то просит у Луны типично христианских добродетелей: "Избавь от гнева и борьбы, смиренье дай и покаянье":
 
"Единосущная с Землёй,
Богиня бледная Геката,
К тебе стремлюсь больной душой,

Ты рождена в огне заката,
Ты ДЕРЖИШЬ ВСЕ КЛЮЧИ СУДЬБЫ,       ??
Яви свой лик мне, как когда-то.

Летят к тебе МОИ МОЛЬБЫ,
Иду сквозь мглу и испытанье,
ИЗБАВЬ ОТ ГНЕВА И БОРЬБЫ,

СМИРЕНЬЕ ДАЙ И ПОКАЯНЬЕ".   

Нравится персонажам стихов разговаривать с Луной - флаг им в руки, но только зачем у нее, родимой, христианских-то добродетелей выпрашивать? Смешно и кощунственно...

Словом, дорогие авторы,  пожалуйста, не обращайтесь в своих стихах к вопросам веры и к библейской терминологии без нужды и без должного понимания их смысла. А еще не надо смешивать разные (порой антагонистические) мировоззрения  в одном, ради одного только бездумного заполнения строк подходящими рифмами.
________________________________

На этом - всё. Надеюсь, что конкурс вам понравился, и вы узнали что-то новое об использовании оксюморона. Всем его участникам - спасибо за представленные ими произведения.

С теплом, Ваща АлКора. 13.04.18