Не умирай, любовь!

Вера Тараканова
                Верь в великую силу любви!
                Свято верь в ее крест побеждающий,
                В ее свет лучезарно спасающий
                Мир, погрязший в грязи и крови...
                Верь в великую силу любви!
                С.Надсон
    
    Если попытаться обозначить основные негативные нравственные процессы, происходящие в современном обществе, то оскудение любви окажется среди них, пожалуй, наиболее заметным. Это связано и с его масштабом, охватившем не только взрослое, но и детское население нашего общества, а также с теми отрицательными последствиями, которые оно влечет за собой. Причины этого явления имеют глубокие корни, уходящие в раннее детство, когда начинает формироваться будущая личность и когда ребенок находится в полной зависимости от представлений родителей о том, что должно быть главным в его воспитании. Большинство родителей скажут, что это прежде всего их родительская любовь, и чем ее больше, тем лучше. Она должна выражаться в предоставлении самого необходимого для его развития. Это развитие имеет два направления: физическое и умственное. Исходя из этого, они считают своей первейшей обязанностью постоянно радовать его различными подарками, вкусными блюдами, сладостями, посещениями развлекательных мероприятий и так далее. Постепенно ребенок становится объектом обожания, привыкает к этому и воспринимает все это, как нечто обязательное и само собою разумеющееся. При этом никаких ответных действий от него не требуется. Он превращается в настоящего потребителя и воспринимает окружающих, как людей, призванных удовлетворять все его желания и потребности.
     Все становится намного сложнее, когда начинается его общение с компьютером, смартфонами и другими современными техническими достижениями, которые при отсутствии разумного контроля со стороны взрослых, имеют больше минусов, чем плюсов. Этот бездушный мир практически целиком поглощает ребенка, оставляя для родителей совсем незначительную часть его жизненного пространства. Теперь они с горечью осознают, что упустили в его воспитании самое главное - его душу, поэтому так трудно обнаружить признаки ее присутствия в его уже недетском поведении. Все происходит без ее участия, она находится как бы в дремотном состоянии и сделать ее чуткой, способной на любовь к окружающим теперь уже слишком поздно. Эгоизм поглотил ее полностью, поэтому она глуха к чужим страданиям и не понимает, что значит испытывать радость, не принимая, а отдавая что-то другому человеку.
     Надо сказать, что это относится в равной степени к представителям обоего пола, хотя есть выражение, ставшее особенно популярным только среди женщин:"Я самодостаточна", - гордо заявляет она, считая это качество, далеко не самое положительное, как свое особое достижение. Это означает, что мысли о себе самой оказываются главными в ее душе, а все окружающие должны довольствоваться местами более скромными. И не имеет существенного значения - замужем она или нет. Ее эгоистическая любовь, которая идет с ней по жизни с самого раннего детства, никогда не оскудеет и не уменьшится. В последствии она часто становится причиной семейных и иных разногласий, проявлением нежелания идти на уступки и т.д. Не говоря уже о том, что такие женщины не хотят признавать главенствующую роль мужа, постоянно превышая свои женские полномочия. Вряд ли надо говорить, что в подобных случаях вряд ли найдется много мужчин, которые будут спокойно ждать, когда их семейная жизнь станет для них настоящей обузой. Ведь современные мужчины в своем большинстве не пойдут на серьезные жертвы ради сохранения семьи.
     "Женится -переменится" - гласит известная народная мудрость. Однако мужчина должен быть готов к такому развитию своей дальнейшей жизни. Но очень часто его эгоистические привычки создают огромные препятствия на этом пути. Он уверен, что не он, а его новые родственники должны приспосабливаться к его уже сложившемуся образу жизни. Он же не намерен менять свои увлечения, интересы, прежний круг общения и вообще, по его мнению, теперь его новая семья должна взять на себя функции любящих родителей. Главное, чтобы у него было как можно меньше обязанностей и не очень ограничивалась свобода.
     В свою очередь его вторая половинка не желает так просто расставаться со своим представлением о красивой семейной жизни, а это подчас требует со стороны мужа пересмотра всех его жизненных приоритетов. Короче говоря, при столкновении этих взаимоисключающих интересов совместная жизнь заходит в тупик. И подобная ситуация не является приметой лишь сегодняшнего времени. Трудно сказать, сколько поколений людей было занято поисками альтернативы законному браку. Но до сих пор так и не удалось найти ничего более приемлемого, чем гражданский брак, хотя браком его можно назвать с большой натяжкой.
     Это довольно хитроумный способ получить максимум удовольствия при минимальной затрате усилий. Здесь явно прослеживается некое лукавство, которое лежит на поверхности и не может быть скрыто от все видящего ока нашего Создателя. Поэтому Он и не освящает такое не угодное Ему сожительство своей Божье Благодатью. Ведь состоящие в нем пары оставляют за собой право искать более подходящего для себя партнера или партнершу и в любой момент могут разорвать эти непрочные связи. К тому же такие отношения опускают человека до уровня животного, когда, соединяясь друг с другом на какое-то время и получив удовольствие, они быстро пресыщаются и разбегаются в разные стороны.
     Вероятно, мало кому из нас знакомы слова Апостола Павла в его Первом Послании к коринфянам. Они насчитывают уже примерно 2 тысячи лет, но вполне возможно смогут быть полезными и нашим современникам. Вот эти слова:"Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, все переносит. Любовь никогда не перестает".
     Еще более развернутую и подробную рекомендацию по сохранению любви содержит в себе высказывание Блаженного Диадоха. Приведем его полностью:"Когда кто начинает богато ощущать любовь к Богу, тогда в чувстве духовном начинает он и ближнего любить и, начавши, не перестает. Любовь плотская, не будучи связана духовным чувством, как только представится случай, какой даже незначительный повод, очень легко испаряется. Любовь же духовная не такова: но хотя случиться потерпеть какое-либо огорчение, в душе боголюбивой, состоящей под воздействием Божиим, союз любви не пресекается, ибо возгревши себя теплотою любви  к Богу, она тотчас возвращается к благому настроению и с великою радостию восприемлет любовь к ближнему, - хотя и немалое от него получено было оскорбление или понесен большой вред, потому что тогда сладостию Божией совершенно поглощает горечь разлада."
     Любовь можно охарактеризовать, как очень подвижное состояние человеческой души, быстро меняющееся, потому что во многом зависит от взаимоотношений людей с друг с другом, это очень зыбкая основа. Она нуждается в постоянном контроле, ее нельзя пускать на самотек. Здесь мы можем найти много общего у любви с талантом, каждый из которых требует упорной тренировки, серьезной работы над собой. Так просто нам ничего не дается. Можно безболезненно упустить что-нибудь из сферы своего внимания - заботу о своем внешнем виде, следованием за модой и т.д. Все это можно исправить довольно легко. Но только не любовь, потому что далеко не всегда возможно восстановить гармонию двух сердец. Те, кому это удается, с удивлением замечают, как им открываются все новые и новые стороны характера любимого человека. Такой творческий подход к семейным отношениям доступен каждому, кто готов пожертвовать своему близкому самым лучшим, чем он обладает. 
     Человек живет в обществе, где действуют определенные законы, которые он должен исполнять. И вступая в брак, он тем самым сообщает членам современного  ему общества, что его социальный статус меняется: отныне он несет ответственность не только за себя, но и за другого человека, который ему доверился, соединив с ним свою судьбу. Они вступают в новую жизнь, основанную на любви, верности, взаимоуважении, готовности к совместному преодолению любых предстоящих препятствий на их жизненном пути. Только такие отношения угодны Господу, и при обоюдном согласии будущих супругов Он благославляет их в Таинстве Венчания.