Красная горка

Терехов Максим Юрьевич
               Красная горка (Интервью с Валентиной Деревянко)
      Зеленоградский фольклорный коллектив «Дикое поле» каждый год радует нас своим необычным отчётным выступлением. На его базе существует одноимённый  этноклуб,  в котором можно и хороводы поводить, и чаю попить, и традиционную одежду шить поучиться. Поэтому их выступления часто носят форму   спектаклей  с привлечением зрителей. Многие люди  потом приходят в этноклуб и остаются в нём надолго, находя там добрых и отзывчивых друзей.  О новой программе, с которой коллектив будет выступать  рассказывает руководитель клуба: Валентина Деревянко.

Здравствуйте, Валентина! Расскажите, пожалуйста, нашим читателям, какое представление они смогут увидеть, если придут на ваше выступление?

Они смогут увидеть часть свадебного обряда, который раньше был в деревнях и сёлах Волоколамского района Московской области. Женихом и невестой у нас будут кукольные персонажи, но песни будут петься самые настоящие, которые пели до и после свадьбы. Обряд был долгим, и все песни ,конечно, мы не споём.
А почему вы решили обратиться к этой теме?

В задачу нашего коллектива входит сохранение традиций. Сейчас так свадьбу никто не играет, более того -  уже и сама свадьба из жизни современных людей начинает исчезать. Правило заводить семью, венчаться и хранить её всю жизнь не в почёте. Мы решили показать, насколько значимое место  свадьба занимала в жизни людей. Девушки заранее готовили себе приданое и ждали свадьбу, как  главное событие в своей жизни.
А как менялась их жизнь после свадьбы?

Очень сильно. Это отражено в песнях: девушка оплакивает своё прощание с подругами -  ведь после свадьбы она  будет в другом статусе и должна теперь общаться уже с замужними женщинами.  Замужняя  женщина  уже не заплетает ленты в косу, а носит кокошник, одежда  её становится другой, волосы заплетаются в две косы, что символизирует  прошлую и новую жизнь с более высоким социальным статусом, а когда появлялись дети, а потом внуки, то статус такой женщины ещё более повышался, как носительницы патриархальных традиций, которые она могла им  передать.
А  что меняла свадьба в статусе мужчины?

Только женатый мужчина имел право голоса на сходках. Неженатые могли  высказывать свои предложения, но не голосовали.
Бытует мнение, что девушек выдавали насильно, и жениха они видели только на венчании.

Нет.  Чаще всего на Святки снималась изба, где устраивались игры -  там молодёжь могла познакомиться друг с другом, взяться за руки и даже поцеловаться  в режиме игры, после таких блиц-знакомств женихом засылались посредники – сваты или сваха. Семью стремились создать до поста, чтобы к весенним полевым работам уже иметь помощницу. Если это не получалось сделать, то  гуляли на светлую седмицу, только уже на улице. Тогда свадьбы играли уже на Антипасху, или в просторечии Красную горку – первый день после поста и светлой седмицы, когда разрешались венчания по уставу Православной церкви,  Более богатые могли подождать и до осени.
       Засланные к понравившейся девушке сваты говорили намёками и прибаутками, в любой момент девушка могла отказать жениху, но если она соглашалась, то сваты или сватья выпивали чарку, и отказы уже могли привести к серьёзной обиде, хотя и случались.
Сейчас этих традиций уже нет. Что можно использовать в современной жизни?

Когда наш коллектив приглашают на свадьбы, мы поём те песни, которые пелись уже после венчания, когда гости сидели за столом – это уже радостная часть свадьбы.  Оплакивать  перед свадьбой переход  девушки в другую жизнь и петь грустные песни нас никто не зовёт, хотя в этом обычае есть своего рода психотерапия.
Что вы можете сказать современным девушкам, которые, становясь мамами, не желают меняться. Сейчас можно часто видеть девушку в лосинах, футболке и с растрёпанными крашеными волосами, которая везёт коляску. Может быть, время строгого дресс – кода уже прошло, и молодёжь ничего не теряет от свободной одежды?

Теряют прежде всего дети, ведь такие тёти не обладают  потребностью переходить в статус мудрого человека, они и в 60 лет хотят хвастаться фигурой 20- летней девушки, но дети в них не чувствуют материнской любви, а внуки заботы любящей бабушки, опыт духовного взросления исчезает.  Эта мода не имеет под собой ничего нового. Были в деревнях женщины, которые срывали с себя головные уборы, бегали с растрёпанными волосами и распоясанные, то есть без пояса ( кстати, пояс  - обязательная деталь одежды того времени у мужчин и женщин). Только вот детей у них не было, потому  как замуж их никто не брал. Общественный статус у них всю жизнь был самый низкий.
      К нам приходят самые разные молодые девушки, с интересом примеряют сарафаны и пояса и обнаруживают, что в этом» что-то есть». Они начинают петь в этой одежде и чувствуют, что идёт совершенно иная сила, позволяющая многое сделать уверенно и спокойно: завести много детей в семье и воспитать их без лишних нервов, не сетуя на непосильную женскую долю в современном мире мультиварок, стиральных и посудомоечных машин.
     Деревенская свадьба со всеми её традициями и обязательным церковным чином венчания давала молодожёнам и окружающим их людям мощный импульс  на «многая лета» долгой и счастливой семейной жизни.
     Эту силу, идущую из глубины веков, смогут с нами почувствовать и разделить наши зрители, если придут на концерт коллектива «Дикое поле».
Я благодарю вас, Валентина, за интересное интервью. Беседу с Валентиной Деревянко вёл Максим Терехов.