Сравнение двух канонов

Иерей Рустик Лужинский
                Доклад

    ТЕМА:Сравнительный анализ поэтики двух канонов: Покаянный Великий канон святого Андрея Критского (Стояние Марии Египетской) и Канон молебный Свт. Кирилла Туровского

    Выполнил студент 1 курса РДС диакон Рустик Лужинский.
  Предмет: "Поэтика богослужебных текстов"

    Канон – по своему типу принадлежит к наиболее позднему византийскому песнетворчеству, в настоящих своих формах и объеме закончившийся лишь в VIII – IX в. Канон – сложная цепочка разных гимнов с Ветхозаветной тематикой, переплетенных с православными христианскими песнопениями. Этот тип гимнографии очень полюбился византийским писателям и очень быстро в богослужебном обиходе каноны заняли первенствующее место, вытеснив на второй план кондаки.
             Покаянный Великий канон святого Андрея Критского
    Великий покаянный канон — творение прп. Андрея Критского, жившего в конце VII века от Р.Х. По содержанию канон — сокровенная беседа с своей собственной душой, а по своей форме — ритмическая античная проза. Канон преизбычествует примерами из Ветхого и Нового Заветов. Цель канона показать не только последствия грехопадения, но также бесконечное Божие милосердие к Своему творению.
    Великий покаянный канон знакомит слушателя или читателя с непривычным мирскому человеку духовным измерением бытия: жизнь человека в каноне представляется — как стояние перед Вечным Богом в творческой созидающей деятельности или в сердечном молчании пред Творцом всего сущего. Цель жизни человека предстаёт пред читателем как восхождение к вершинам святости, по лестнице добродетели, через отсечение греховной воли и утверждение её в добре.
    Великий покаянный канон не создавался изначально для повсеместного храмового употребления. Впервые его прочитали всенародно в Константинополе во время сильнейшего землетрясения в 790 году, тогда жители города в страхе, вышли на улицы и стали молится. Именно тогда монахини обители святого Патапия начали впервые читать его, рукопись которого более ста лет без использования хранилась в их монастырской библиотеке. Так великий канон стал службой бедствия и покаяния. Преподобный Андрей, создавая покаянный канон, не ставил перед собой цели, чтобы он так торжественно и повсеместно исполнялся.
    Великий покаянный канон читается в Великий пост и совершенно не зря, прп. Андрей, в своем каноне смог создать такую структуру и порядок, так применил символы и образы, что для читателя или слушателя в Великопостные дни, он наиболее полно выражает те сакральные потребности покаяния, в которых так нуждается верующая православная душа христианина.
    В каноне святого Андрея присутствуют девять песней, а в каждой из них – до тридцати тропарей. Самое первое, что бросается в глаза – это обращенность канона не только к Богу, но и к самому молящемуся, к своей душе. При прочтении покаянных тропарей, человек словно беседует сам с собою, со своей совестью и душой, при этом параллельно анализируется прожитая им жизнь, возникает сокрушение о грехах и ошибках. Канон – не просто вопль, это ещё и попытка отрезвить свой ум и душу, настроить их на покаянный лад.
                Канон молебный Свт. Кирилла Туровского
    Свт. Кирилл Туровский «русский Златоуст», – писатель и гимнограф Киевской эпохи XII ве¬ка, творец множества церковных произведений. Несмотря на сомнения отдельных исследователей, его молебный канон однозначно принадлежит точно ему (см. мнение, Архиеп. Макария (Булгакова)). Канон молебный, святителя Кирилла Туровского подчинен полностью плачу о грехе, смиренному покаянию и задаче глубокого внутреннего самоисследования, – всему тому, что составляет основу и соль правильной духовной, внутренней жизни. В сравнении с покаянным великим каноном прп. Андрея Критского, этот канон в полноте нельзя назвать «великим», т.к. по объему это традиционный повседневный канон, содержащий 1-ю, 3—9-ю песни, каждая из которых включает в себя минимальное число тропарей, равное четырем . Канон содержит все 9 песен полностью, включая 2-ю, что говорит о том, что он предназначался для употребления в Великий пост и только в связи с этим можно говорить о «великости» этого гимнографического памятника. О «великом» каноне можно говорить лишь с точки зрения соотнесенности с Великим постом, по примеру того как произошло наименование «великого» покаянного канона Святого Андрея Критского. Следует ещё отметить, что подобно канону прп. Андрея, в тексте канона свт. Крилла используется акростишный принцип, основанный на «главах азбуки».
    Обрашение к собственной душе проходит красной нитью через весь «молебный канон» Кирилла Туровского, как и в покаянном каноне Святого Андрея Критского. Взывание к своей душе начинается с первого ирмоса, который «задаёт тон» и определяет тематическую направленность канона в целом: «Моисейскую поминающи, о, душе, десницю, б;жи гр;холюбиваго Егупта и разумнаго фараона отверзися работы, да крестную приимеши палицю и страстное проидеши море, см;реньем вопьюще: Поимъ Господеви, славно бо прославися». В дальнейшем обращение к собственной душе звучит в каждой песни канона (кроме 9-й), включая икос и седален.
    Подводя итоги можно сказать, что поэтика «молебного канона» Свт. Кирилла Туровского близка поэтике великого покаянного канона Свт. Андрея Критского, это выражается прежде всего в подражании основному поэтическому приему, «молебный канон» являет собой как бы вариацию канона Свт. Андрея Критского. И в этом ключе, древнерусскими книжниками, он также мог быть назван «великим» — по осознанию его близости к канону Андрея Критского . Весь тон великого канона святого Андрея Критского и канона Кирилла Туровского — это не только раскаяние, но и плач о потерянном или чаемом блаженстве.

                ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
                ИСТОЧНИКИ

1. Покаянный великий канон Святого Андрея Критскогов четырёх литературных версиях
2. Канон молебный Свт. Кирилла Туровского

                ИССЛЕДОВАНИЯ

3. Макарий (Булгаков) архиеп. Свт. Кирилл, епископ Туровский, как писатель // ИпоРЯС СПб, 1856. T5.

                ЭЛЕКТРОННЫЕ РЕСУРСЫ

4. КАНОН МОЛЕБЕН КИРИЛА ТУРОВСКОГО. [Электронный ресурс].
5. ЛИТУРГИКА. ГИМНОГРАФИЯ И ЭОРТОЛОГИЯ. [Электронный ресурс].
6. Кирьянова Ольга ВЫРАЖЕНИЕ МОНАШЕСКОГО МИРОСОЗЕРЦАНИЯ. Беседа о Великом покаянном каноне [Электронный ресурс].
7. О ВЕЛИКОМ КАНОНЕ ПРЕПОДОБНОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО. [Электронный ресурс].
8. ПОКАЯННЫЙ ВЕЛИКИЙ КАНОН СВЯТОГО АНДРЕЯ КРИТСКОГО В ЧЕТЫРЕХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ВЕРСИЯХ [Электронный ресурс].
9. Понырко Н. В.  Покаянные каноны Кирилла Туровского (вопросы атрибуции). [Электронный ресурс].
10. Рождественская М. В. К вопросу о литературном контексте канонов Кирилла Туровского: «Плач Адама». [Электронный ресурс].