Сила слова во благо и на гибель - часть 44я Устало

Лидия Кузьмина-Сапогова
1я публикация части 44й («Усталость»)
на Стихи ру 2018 04 17


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".



       (**2018 03 31
Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию… 
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт - в этом вступлении.
А почти во всех предшествующих ошибка та висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
               
                Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )



                *******ВАЖНО

               Говорила об этом,
                но есть необходимость повторить:

не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает. *******




                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 44я
                («УСТАЛОСТЬ»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
(немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел. 


_____Начало:

вступление, объяснения –
в трёх публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»
 
(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


_____ Название:

из моего прошлогоднего
рифмованного опуса
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


_____Содержание:

произвольная подборка
    «о языке»,
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.
.

_____Решила не ждать новых писем от организаторов ТД - как повода:
материал есть, мариновать его незачем.

_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_____Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.
 

_____Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


                * NB   
Мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)

с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Сейчас публикую подборки «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности
(в нынешнем варианте выбирала из вспомнившегося по теме сразу) –
добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.



                ** NB
ещё раз:

вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в              предлагаемой форме –

на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
____Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. )))))))



=================== Часть 44я «УСТАЛОСТЬ» ================= №№  516 – 526



                Ганс Гуго Бруно Селье,

сформулировший  концепцию стресса;
не считавший  стресс непременно вредным -
рассматривая его как реакцию, помогающую нам выживть,
(разработал свою гипотезу общего адаптационного синдрома; называл «отрицательный» стресс - дистрессом, «положительный»  — эустрессом),
всё же уточнил:


                "адаптационная энергия
                всех живых существ
                есть величина конечная".


И это так.
             Не сверхпрочные мы.



___________ № 516 Сергей Есенин «Далёкая весёлая песня»


«Далеко-далеко от меня
Кто-то весело песню поет.
И хотел бы повторить ей я,
Да разбитая грудь не дает.
Тщетно рвется душа до нее,
Ищет звуков подобных в груди,
Потому что вся сила моя
Истощилась ещё впереди.
Слишком рано я начал летать
За мечтой идеала земли,
Рано начал на счастье роптать,
Разбираясь в прожитой дали.
Рано пылкой душою своей
Я искал себе мрачного дня
И теперь не могу вторить ей,
Потому что нет сил у меня».

1912




_____________________ № 517 Ирина Грекова «Кафедра»


«В общежитии досталась ей уютная комнатка  на  двоих. Со  своей соседкой Людой Величко  Ася  сразу  же  подружилась.  Помогала  ей  в  учебе,  давала
списывать   контрольные   работы,   домашние задания.   Нормальная   форма студенческой  взаимопомощи:   все  так  делают.   Вероятно,  это   следствие непродуманной системы требований. Каждый предмет,  каждая кафедра борется за
свое место под солнцем;  каждый преподаватель, не  считаясь с другими,  дает домашние задания, выдвигает  требования. Все  это делается  "с запасом" и "с запросом", вроде заявок на материальное оборудование, в расчете  на  то, что "все равно срежут". И срезают, да еще как! Без этого не обойтись.
     Сережа  Кох, человек вообще  любопытный  и  не ленивый,  не поленился и подсчитал, сколько же часов в день надо работать, чтобы: 
а) добросовестно и самостоятельно выполнить  все  домашние задания,
б)  проработать  лекционный
материал,
в) подготовиться к практическим,  лабораторкам  и  контрольным,
г) прочесть всю  рекомендованную  литературу. Оказалось, пятнадцать  часов  как минимум   (это  не  считая  шести  аудиторных).  А  семинары,  факультативы, собрания,  общественная  работа? С  ними  получалось  на круг  все двадцать.
Двадцати  шести  часов в  сутки  не было ни  у кого  (на  сон  по  Сережиной раскладке  оставалось минус два  часа,  только  он не  знал, как осуществить
"отрицательный  сон").  Докладывая  результаты своих  подсчетов на  курсовом комсомольском собрании, Сережа вызвал легкомысленный  смех своих товарищей и призыв куратора "держаться существа дела и не допускать преувеличений".
     Да,  конечно,  всего сделать  было невозможно,  но  никто и  не пытался делать  все:  важно  было  обеспечить  "непотопляемость",  то  есть  вовремя
отчитаться.  Студенческая  жизнь превращалась  в серию мелких  обманов:  там списать, тут  подчистить, здесь  улизнуть.  Домашние задания выполнялись  по очереди, шпаргалки писались оптом. Подпольно циркулировали полученные еще от
предыдущих потоков решения задач; занашиваемые до дыр, они  переписывались с ошибками, которых никто не замечал (разве случайно) -- у преподавателей тоже не было времени.
     Невыполнимые требования страшны тем, что  развращают людей, приучают их к симуляции  деятельности. Странным образом получалось, что, несмотря на все контроли,  придирки,  проверки, большинство студентов  ухитрялись выкраивать
себе свободное время  --  его было бы меньше, если бы требования были  более умеренными.  Фактически  сверх  шести аудиторных  мало  кто  работал  больше
трех-четырех часов. Эти часы шли на  залатывание  самых неотложных,  зияющих дыр;  процесс  обучения  был  как перманентный "тришкин  кафтан". Некоторые, "ликующие, праздно болтающие", как называл их  Сережа  Кох, сверх аудиторных
часов  вообще  не работали, смело  плыли с  развернутыми парусами  навстречу сессии  (там разберемся). Они хорошо понимали, что отчислять не  в интересах начальства и что  выбыть из института за  неуспеваемость куда труднее, чем в него попасть.
     Удивительно было не то, что имелись "ликующие", а то, что рядом  с ними существовал, трудился и радовался труду немногочисленный "стан погибающих".
Видно, любовь к науке неистребима и неразлучна с молодостью».





____________________________________ № 518 Александр Володин



«По статистике, многие женщины
от усталости сходят с ума.
Не позором — базаром развенчаны
в сумасшедшие едут дома.

И живут на окраине города
в корпусах за глухими оградами,
некрасивые и негордые,
непричесанные, ненарядные.

Им мужья передачи приносят.
Детям врут, что они отдыхают.
Они больше не требуют — просят.
Они больше не плачут — вздыхают.

И мужчинам дают указанья,
чтоб питались!  И чтоб не терзались!
Осторожно по улице шли!
И чтоб нервы свои берегли!..





_____________________ № 519 О. Генри «Роман биржевого маклера»


«Рабочий день бушевал все яростнее. На бирже топтали и раздирали на части с полдюжины акций разных наименований, в которые клиенты Максуэла вложили крупные деньги. Приказы на продажу и покупку летали взад и вперед, как ласточки. Опасности подвергалась часть собственного портфеля Максуэла, и он работал полном ходом, как некая сложная, тонкая и сильная машина, слова, решения, поступки следовали друг за дружкой с быстротой и четкостью часового механизма Акции и обязательства, займы и фонды, закладные и ссуды - это был мир финансов, и в нем не было места ни для мира человека, ни для мира природы.
Когда приблизился час завтрака, в работе наступило небольшое затишье.
Максуэл стоял возле своего стола с полными руками записей и телеграмма за правым ухом у него торчала вечная ручка, растрепанные волосы прядями падали ему на лоб. Окно было открыто, потому что милая истопница-весна повернула радиатор, и по трубам центрального отопления земли разлилось немножко тепла.
И через окно в комнату забрел, может быть по ошибке, тонкий, сладкий аромат сирени и на секунду приковал маклера к месту. Ибо этот аромат принадлежал мисс Лесли. Это был ее аромат, и только ее.
Этот аромат принес ее и поставил перед ним - видимую, почти осязаемую. Мир финансов мгновенно съежился в крошечное пятнышко. А она была в соседней комнате, в двадцати шагах.
- Клянусь честью, я это сделаю, - сказал маклер вполголоса. - Спрошу ее сейчас же. Удивляюсь, как я давно этого не сделал.
Он бросился в комнату стенографистки с поспешностью биржевого игрока, который хочет "донести", пока его не экзекутировали. Он ринулся к ее столу.
Стенографистка посмотрела на него и улыбнулась. Легкий румянец залил ее щеки, и взгляд у нее был ласковый и открытый. Максуэл облокотился на ее стол. Он все еще держал обеими руками пачку бумаг, и за ухом у него торчало перо.
- Мисс Лесли, - начал он торопливо, - у меня ровно минута времени. Я должен вам кое-что сказать. Будьте моей женой. Мне некогда было ухаживать за вами, как полагается, но я, право же, люблю вас. Отвечайте скорее, пожалуйста, - эти понижатели вышибают последний дух из "Тихоокеанских".
- Что вы говорите! - воскликнула стенографистка.
Она встала и смотрела на него широко раскрытыми глазами.
- Вы меня не поняли? - досадливо спросил Максуэл. - Я хочу, чтобы вы стали моей женой. Я люблю вас, мисс Лесли. Я давно хотел вам сказать и вот улучил минутку, когда там, в конторе, маленькая передышка. Ну вот, меня опять зовут к телефону. Скажите, чтобы подождали, Питчер. Так как же, мисс Лесли?
Стенографистка повела себя очень странно. Сначала она как будто изумилась, потом из ее удивленных глаз хлынули слезы, а потом она солнечно улыбнулась сквозь слезы и одной рукой нежно обняла маклера за шею.
- Я поняла, - сказала она мягка. - Это биржа вытеснила у тебя из головы все остальное. А сначала я испугалась. Неужели ты забыл, Гарви? Мы ведь обвенчались вчера в восемь часов вечера в Маленькой, церкви за углом <Маленькая церковь за углом - церковь "Преображения" близ Пятой авеню, в одном из богатейших кварталов Нью-Йорка».




__________________________________ № 520 Саша Черный «Жёлтый дом»


«Семья — ералаш, а знакомые — нытики,
Смешной карнавал мелюзги.
От службы, от дружбы, от прелой политики
Безмерно устали мозги.
Возьмешь ли книжку — муть и мразь:
Один кота хоронит,
Другой слюнит, разводит грязь
И сладострастно стонет…
Петр Великий, Петр Великий!
Ты один виновней всех:
Для чего на север дикий
Понесло тебя на грех?
Восемь месяцев зима, вместо фиников — морошка.
Холод, слизь, дожди и тьма — так и тянет из окошка
Брякнуть вниз о мостовую одичалой головой…
Негодую, негодую… Что же дальше, боже мой?!
Каждый день по ложке керосина
Пьем отраву тусклых мелочей…
Под разврат бессмысленных речей
Человек тупеет, как скотина…
Есть парламент, нет? Бог весть,
Я не знаю. Черти знают.
Вот тоска — я знаю — есть,
И бессилье гнева есть…
Люди ноют, разлагаются, дичают,
А постылых дней не счесть.
Где наше — близкое, милое, кровное?
Где наше — свое, бесконечно любовное?
Гучковы, Дума, слякоть, тьма, морошка…
Мой близкий! Вас не тянет из окошка
Об мостовую брякнуть шалой головой?
Ведь тянет, правда»?




__________________________________ № Стефан Цвейг «Смятение чувств»


«Нельзя безнаказанно в течение нескольких недель непрерывнопредаваться умственным излишествам; кроме того, я, вероятно, слишком резко изменил свой образ жизни, слишком бурно бросился из одной крайности в другую, чтобы сохранить необходимое равновесие.
В то время как в Берлине мои бесцельные блуждания разряжали мускульную энергию, приключения с женщинами разрешали всякую тревогу, - здесь тропически давившая атмосфера этого дома
вызывала такое обострение всех чувств, что я, как наэлектризованный, вздрагивал, как бы от непрерывно перемещавшегося во всем теле острия.
Я лишился здорового, крепкого сна, - может быть, потому, что по ночам я, ради собственного удовольствия, переписывал продиктованное вечером, сгорая нетерпением как можно скорее преподнести учителю переписанные листки; кроме того, университет предъявлял свои требования, утомляло поспешное, лихорадочное чтение; но едва ли  не больше всего возбуждали меня беседы с
учителем: я подвергал спартанской дисциплине каждый нерв, чтобы ни на минуту не показаться безучастным.  Пренебрежение к требованиям тела не могло долго оставаться безнаказанным. Не раз со мной случались обмороки - предостерегающие признаки расшатанного здоровья. Я не придавал им значения,но гипнотическая усталость  увеличивалась, всякое чувство выражалось в неумеренно резких формах, и обнаженные нервы все глубже вонзали в меня острие, лишая сна и возбуждая упорно подавляемые, смутные мысли.
 Жена моего учителя первая обратила внимание на угрожающее состояние моего здоровья.
Не раз я замечал на себе её обеспокоенный  взгляд; преднамеренно она всё чаще вставляла в мимолетные разговоры отрезвляющие замечания, вроде того, что нельзя в течение одного семестра завоевать весь
мир. Наконец, она выступила открыто.
 - Теперь довольно, - решительно заявила она, вырывая у меня из рук грамматику, над которой я корпел в солнечный воскресный день. - Как может
полный жизни молодой человек до такой степени стать рабом своего честолюбия? Не берите во всем пример с моего мужа: он стар, вы молоды, вы должны вести другой образ жизни.
     В её тоне всегда проскальзывала нотка презрения, когда ей случалось упомянуть о муже. Это огорчало меня и восстанавливало против нее, и в то же время меня трогало ее участие. Преднамеренно, я это чувствовал, может быть, из побуждений своего рода ревности, - она все больше старалась оградить меня от его чрезмерного влияния и охладить ироническим словом мое усердие; если мы засиживались по вечерам, она энергично стучала в дверь и, не внимая его гневному сопротивлению, заставляла прекратить работу.
 - Он расстроит вам нервы, он вконец разрушит ваше здоровье, сказала она однажды с озлоблением, заметив мое удрученное состояние. - во что только он вас превратил за эти несколько недель! Я прямо не могу видеть, как вы грешите против себя».



_____________ 522 № Нестор Кукольник

Января 29


                «Я изнемог!.. Откройте путь другой!
                В душе моей зажгите пламень новый!
                Молю вас: сострадательной рукой
                Сорвите с жизни тяжкие оковы!

                Я упаду... Мертвящая тоска
                По каплям яд в больное сердце давит.
                То оживит его умышленно, слегка,
                То снова едкой горечью растравит...

                Мне скучен стал, противен божий свет;
                Несносен музы ласковой привет;
                В родных досадна искренняя нежность
                И дружбы оскорбителен привет...

                Я болен, а недуг мой – безнадежность».




___________________ № 523 Поль Верлен


«Я устал и бороться, и жить, и страдать,
                Как затравленный волк от тоски пропадать.
                Не изменят ли старые ноги,
                Донесут ли живым до берлоги?
                Мне бы в яму теперь завалиться и спать.
                А тут эти своры... Рога на лугу.
                Истерзан и зол, я по кочкам бегу.
                Далеко от людей схоронил я жилье,
                Но у этих собак золотое чутье,
                У Завистливой, Злой да Богатой.
                И в темных стенах каземата
                Длится месяцы, годы томленье мое.
                На ужин-то ужас, беда на обед,
                Постель-то на камне, а отдыха нет».




_______________________ № 524 Андре Моруа «Письма незнакомке»


«Поль Валери превосходно рассуждал о многом, и в частности о любви; ему нравилось толковать о страстях, пользуясь математическими терминами: Он вполне резонно считал, что контраст между точностью выражений и неуловимостью чувств порождает волнующее несоответствие. Особенно пришлась мне по вкусу одна его формула, которую я окрестил теоремой Валери: «Количество нежности, излучаемой и поглощаемой каждодневно, имеет предел».
Иначе говоря, ни один человек не способен жить весь день, а уж тем более недели или годы в атмосфере нежной страсти. Всё утомляет, даже то, что тебя любят. Эту истину полезно напоминать, ибо многие молодые люди, равно как и старики, о ней, видимо, и не подозревают. Женщина упивается первыми восторгами любви; ее переполняет радость, когда ей с утра до вечера твердят, как она хороша собой, как остроумна, какое блаженство обладать ею, как чудесны ее речи; она вторит этим словословиям и уверяет своего партнера, что он – самый лучший и умный мужчина на свете, несравненный любовник, замечательный собеседник. И тому и другому это куда как приятно. Но что дальше? Возможности языка не безграничны. «Поначалу влюбленным легко разговаривать друг с другом… – Заметил англичанин Стивенсон. – Я – это я, ты – это ты, а все другие не представляют интереса».
Можно на сто ладов повторять: «Я – это я, ты – это ты».
Но не на сто тысяч! А впереди – бесконечная вереница дней.
– Как называется такой брачный союз, когда мужчина довольствуется одной женщиной? – спросил у американской студентки некий экзаменатор.
– Монотонный, – ответила она».




_____________ № 525 Марина Цветаева


«Сегодня таяло, сегодня
Я простояла у окна.
Взгляд отрезвлённой, грудь свободней,
Опять умиротворена.
Не знаю, почему. Должно быть,
Устала попросту душа,
И как-то не хотелось трогать
Мятежного карандаша.
Так простояла я - в тумане -
Далёкая добру и злу,
Тихонько пальцем барабаня
По чуть звенящему стеклу.
Душой не лучше и не хуже,
Чем первый встречный - этот вот,
Чем перламутровые лужи,
Где расплескался небосвод,
Чем пролетающая птица
И попросту бегущий пёс,
И даже нищая певица
Меня не довела до слёз.
Забвенья милое искусство
Душой усвоено уже.
Какое-то большое чувство
Сегодня таяло в душе».

24 октября 1914




======================================== 2018 04 17



LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL