Сила слова во благо и на гибель - часть 45я О друж

Лидия Кузьмина-Сапогова
1я публикация части 45й («О дружбе»)
на Стихи ру 2018 04 18


   *Если вы читаете текст повторно,
он может быть уже немного другим - 
т.е. точечно или фрагментарно
изменён, дополнен, сокращён,
найденные ошибки исправлены и т.д.
См. выше дату "ближайшей редакции".



       (**2018 03 31
Прошу прощения за возможные «ляпы».
Бывают и по незнанию… 
Чаще – по невниманию.
Например, в результате многократных правок:
меняя слово, забываю тут же изменить согласование. Вот сегодня опять (случайно) –
обнаружила такой обидный факт - в этом вступлении.
А почти во всех предшествующих ошибка та висит – надо найти время и устранить.
Буду исправлять по мере обнаружения.
               
                Если вы заметите ошибки
и сочтёте возможным о них сообщить –
заранее благодарю. )



                *******ВАЖНО

               Говорила об этом,
                но есть необходимость повторить:

не всех авторов (и произведения),
упомянутые ниже,
могу назвать любимыми.
Не всегда разделяю мысли и чувства авторов и персонажей.
Иногда – лишь предлагаю «ознакомиться». Чтобы помнить: и так бывает. *******




                Лидия Кузьмина-Сапогова
 

                СИЛА СЛОВА ВО БЛАГО И НА ГИБЕЛЬ –
                часть 45я
                («О ДРУЖБЕ»)

               
                «Да здравствует право читать,
                Да здравствует право писать.

        Правдивой страницы
        Лишь тот и боится,
        Кто вынужден правду скрывать».

                Роберт Бёрнс
                "За тех, кто далеко" 


                ))))))) Повторю
(немного изменив)

                "предварение"
из предыдущих частей –
для тех, кто их не видел. 


_____Начало:

вступление, объяснения –
в трёх публикациях: 

*«Автор Галина Гостева - тема Тотальный диктант-2017
(1я публикация на Проза и Стихи ру 2017 03 17)
и

**«О тотальном диктанте 2018 – и не только – 1»    

***… и  «… - 2»
 
(1я публикация частей 1й и 2й на Проза и Стихи ру 2017 12 09)


_____ Название:

из моего прошлогоднего
рифмованного опуса
                «Пейто – богиня убеждения».
Текст с комментариями есть на страницах.
На Стихи ру – отдельно,
на Проза ру – совместно с «Апостериори».

(Для меня там главное –

      шедевр Ивана Андреевича Крылова

        «СОЧИНИТЕЛЬ И РАЗБОЙНИК»)


_____Содержание:

произвольная подборка
    «о языке»,
          его возможностях  -
                в широком смысле. 

Не только миницитат –
но фрагментов, отрывков,
а коротких произведений и целиком),

интересных и
являющих собой «великолепные образцы» (по мне).

Плюс факты, рассказы, мнения, комментарии, «умозлоключения» (не только мои).
От анекдотов и прочих забавностей – до…

Планирую энное количество частей – как получится. 
Иногда «общего плана», иногда сужая тему.
.

_____Решила не ждать новых писем от организаторов ТД - как повода:
материал есть, мариновать его незачем.

_______________Ничего разособенного:
многое вы знаете, конечно –
но кое-что, возможно, забыли,
а то и прочтёте впервые.


_____Подбирать стараюсь не из «самых известных».
Но делаю исключения.
И даже повторы: кое-что приводила в прежних публикациях по разным поводам –
но там вы можете не увидеть.
Если в этом цикле уместно – то (даже для читавших прежнее) повторение, думаю, оправдано.
 

_____Ключевые слова:

интерес,
знание,
раздумья.


                * NB   
Мнение «говорящего» (т.е. цитируемого)

с моим совпадает не всегда.
Иногда просто представляет интерес - разного рода.


______ На страницах помещу всё «наэтотемное» в отдельную папку.


_____ Сейчас публикую подборки «на скорую руку», поддавшись порыву - увлекло, захватило.
Не претендую на «полное раскрытие темы» - лишь затрагиваю.

План:
вернуться и «улучшить» по возможности
(в нынешнем варианте выбирала из вспомнившегося по теме сразу) –
добавлю, поменяю.
Так хотелось бы… время покажет.



                ** NB
ещё раз:

вынуждена подчеркнуть
ввиду несладкого опыта. ___________ Материал в              предлагаемой форме –

на любителя, да.
И по объёму тоже – велик, согласна.
____Но пишу для тех,
кому всё равно будет интересно,
не вижу смысла «усреднять для удобочитания» –
потому что сама такое читала бы.

                Портал позволяет вольность изложения, без оглядки на формат –
для меня это бесценно.


                ))))))) Пожалуйста,
если такая «подача»
    вам не по вкусу –

                просто не читайте. )))))))




======================= Часть 45 === О ДРУЖБЕ === №№ 527 – 540



__________________________ Стихотворение Киплинга
                «The Thousandth Man» -
очень бы к месту.
Не включила, потому что
хочу перевести сама – да пока ещё…
Если оно вам неизвестно - найдите сами,
переводы есть
(сначала бы лучше - оригинал).




________________ № 527 Сергей Есенин  «На память Мише Мурашёву»
(Михаилу Павловичу Мурашёву)


«Дорогой дружище Миша,
Ты как вихрь, а я как замять,
Сбереги под тихой крышей
Обо мне любовь и память».

15 марта 1916




____________________ № 528 Антуан де Сент-Экзюпери «Планета людей»



  «Я вышел от начальника гордый, как мальчишка.  С рассветом настанет  мой черед, мне доверят пассажиров и африканскую почту. А вдруг я этого  не стою?
Готов ли я принять на  себя  такую  ответственность? В Испании слишком  мало
посадочных площадок, - случись хоть небольшая поломка, найду ли я прибежище, сумею ли приземлиться? Я склонялся  над картой, как над бесплодной пустыней, и не находил  ответа.  И  вот  в преддверии  решительной  битвы, одолеваемый
гордостью и робостью, я пошел к Гийоме. Мой друг Гийоме уже знал эти трассы. Он изучил  все хитрости и уловки. Он  знает, как покорить Испанию.  Пусть он
посвятит и меня в свои секреты. Гийоме встретил меня улыбкой.
     - Я уже слышал новость. Ты доволен?
     Он достал из стенного шкафа бутылку портвейна, стаканы и, не переставая улыбаться, подошел ко мне.
     - Такое событие надо спрыснуть. Увидишь, все будет хорошо!
     От него исходила уверенность, как от лампы - свет. Несколько лет спустя он, мой друг Гийоме, совершил рекордные перелеты с почтой над Кордильерами и
Южной  Атлантикой. А в тот вечер, сидя под лампой,  освещавшей  его рубашку, скрещенные руки  и  улыбку, от которой  я  сразу воспрянул духом,  он сказал просто:
     - Неприятности  у  тебя  будут - гроза,  туман, снег,  -  без этого  не обойтись.  А  ты рассуждай так:  летали же  другие,  они  через  это прошли, значит, и я могу.
     Я  все-таки  развернул  свою  карту и попросил его просмотреть  со мною
маршрут.  Наклонился над освещенной картой, оперся на  плечо друга - и вновь почувствовал себя спокойно и уверенно, как в школьные годы.

     Странный  то был урок географии! Гийоме не преподносил мне  сведения об Испании, он  дарил мне  её дружбу.  Он  не говорил  о  водных  бассейнах,  о
численности населения и поголовье скота. Он говорил не о Гуадиксе, но о трех апельсиновых  деревьях,  что  растут  на краю поля неподалеку  от  Гуадикса.
"Берегись,  отметь их на карте..." И с того часа три дерева занимали на моей карте больше места, чем Сьерра-Невада. Он говорил не о Лорке, но о маленькой ферме возле Лорки.  О жизни этой  фермы. О ее хозяине. И  о  хозяйке. И  эта чета, затерявшаяся на земных просторах за тысячу с лишним километров от нас, безмерно  вырастала в моих  глазах. Их дом стоял  на горном склоне,  их окна светили издалека, словно звезды, - подобно смотрителям маяка эти двое всегда готовы были помочь людям своим огнем.
Так  мы   извлекали  из  забвения,  из  невообразимой  дали  мельчайшие подробности,  о которых  понятия не  имеет ни один  географ.  Ведь географов занимает только Эбро, чьи воды утоляют жажду больших городов. Но им нет дела до ручейка, что прячется в траве западнее Мотриля,  - кормилец и поилец трех
десятков полевых цветов. "Берегись этого ручья, он портит поле... Нанеси его тоже на карту". О да, я  буду помнить про  мотрильскую змейку! Она выглядела
так  безобидно, своим  негромким  журчаньем  она  могла разве  что  убаюкать нескольких лягушек, но сама она спала вполглаза. Затаясь в  траве за сотни и
сотни  километров отсюда, она подстерегала меня на краю  спасительного поля.
При первом удобном случае она бы меня превратила в сноп огня...
     Готов  я был и к встрече с  драчливыми баранами, которые всегда пасутся вон там, на склоне холма, и, того гляди, бросятся на  меня. "Посмотришь - на
лугу  пусто,  и  вдруг -  бац!  - прямо  под колеса  кидаются  все  тридцать баранов..." И я изумленно улыбался столь коварной угрозе.
     Так  понемногу Испания на моей карте,  под лампой  Гийоме,  становилась какой-то  сказочной  страной.  Я  отмечал крестиками  посадочные площадки  и опасные ловушки. Отметил фермера на горе и ручеек на лугу. Старательно нанес на карту  пастушку с тридцатью  баранами, совсем как  в песенке, - пастушку, которой пренебрегают географы».

^…^

Мы  ведь привыкли  подолгу ждать встреч. Товарищи, работающие  на одной линии, разбросаны по всему свету, от  Парижа до Сантьяго, им,  точно часовым
на посту, не перемолвиться  словом. И только случай  порою то здесь, то  там вновь сведет вместе членов большой летной семьи. Где-нибудь  в Касабланке, в
Дакаре или  Буэнос-Айресе после  стольких лет вновь  за  ужином вернешься  к прерванной  когда-то беседе, и вспомнишь прошлое, и почувствуешь, что все мы
по-прежнему  друзья. А  там и  опять в  дорогу.  Вот почему  земля  разом  и пустынна и  богата. Богата потаенными оазисами дружбы - они скрыты от глаз и
до них нелегко добраться, но не сегодня, так завтра наше  ремесло непременно приводит нас туда. Быть  может, жизнь и  отрывает нас от товарищей и не дает
нам много о них думать, а все равно где-то, бог весть где, они существуют  - молчаливые, забытые, но всегда верные! И когда наши дороги сходятся, как они нам рады, как весело нас тормошат! А ждать - ждать мы привыкли...
     Но рано или поздно узнаешь, что один из друзей замолк навсегда, мы  уже не  услышим его звонкого  смеха,  отныне  этот  оазис недосягаем.  Вот тогда
настает  для  нас подлинный траур  -  не  надрывающее душу  отчаяние, скорее горечь.
     Нет, никто никогда не заменит погибшего товарища. Старых друзей наскоро не создашь. Нет сокровища  дороже, чем  столько общих воспоминаний,  столько тяжких часов, пережитых вместе,  столько ссор, примирений, душевных порывов.
Такая дружба - плод долгих лет. Сажая дуб, смешно мечтать, что скоро найдешь приют в его тени.
     Так  устроена жизнь. Сперва  мы  становимся  богаче, ведь  много лет мы сажали  деревья,  но потом настают  годы, когда  время обращает в  прах наши
труды и вырубает лес. Один за другим уходят  друзья, лишая нас прибежища. И, скорбя об ушедших, втайне еще и грустишь о том, что сам стареешь.

     Таковы уроки, которые  преподали  нам  Мермоз и  другие наши  товарищи. Величие  всякого ремесла, быть  может, прежде всего в том и состоит, что оно
объединяет людей: ибо ничего нет в мире драгоценнее уз, соединяющих человека
с человеком.
     Работая только ради материальных благ,  мы сами себе строим  тюрьму.  И запираемся в одиночестве, и все наши богатства - прах и пепел, они бессильны
доставить нам то, ради чего стоит жить.
     Я перебираю  самые  неизгладимые свои воспоминания, подвожу итог самому важному из пережитого, - да, конечно, всего значительней, всего весомей были те часы, каких не принесло бы мне  все  золото  мира. Нельзя  купить  дружбу Мермоза,  дружбу   товарища,  с  которым  навсегда  связали   нас  пережитые испытания.
     Нельзя  купить  за  деньги это  чувство, когда  летишь сквозь  ночь,  в которой горят сто тысяч звезд, и душа ясна, и на краткий срок ты - всесилен.
     Нельзя  купить за деньги то ощущение новизны мира, что охватывает после трудного перелета: деревья,  цветы, женщины, улыбки  - все расцветила яркими красками жизнь, возвращенная нам вот сейчас, на рассвете, весь согласный хор мелочей нам наградой.
     Не купить за деньги и ту ночь, которая мне сейчас вспоминается, -  ночь в непокоренном районе Сахары».




_____________________ № 529 Александр Пушкин «Евгений Онегин»

___________ Да, знаем со школы.
Вспомним-ка ещё раз...


«Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

XIV
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами — себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
Сноснее многих был Евгений;
Хоть он людей, конечно, знал
И вообще их презирал, —
Но (правил нет без исключений)
Иных он очень отличал
И вчуже чувство уважал».




___________________________ № 530 Михаил Лермонтов «Княжна Мери»



«Нынче поутру зашел ко мне доктор; его имя Вернер, но он русский. Что тут удивительного? Я знал одного Иванова, который был немец.
Вернер человек замечательный по многим причинам. Он скептик и материалист, как все почти медики, а вместе с этим поэт, и не на шутку, – поэт на деле всегда и часто на словах, хотя в жизнь свою не написал двух стихов. Он изучал все живые струны сердца человеческого, как изучают жилы трупа, но никогда не умел он воспользоваться своим знанием; так иногда отличный анатомик не умеет вылечить от лихорадки! Обыкновенно Вернер исподтишка насмехался над своими больными; но я раз видел, как он плакал над умирающим солдатом... Он был беден, мечтал о миллионах, а для денег не сделал бы лишнего шагу: он мне раз говорил, что скорее сделает одолжение врагу, чем другу, потому что это значило бы продавать свою благотворительность, тогда как ненависть только усилится соразмерно великодушию противника. У него был злой язык: под вывескою его эпиграммы не один добряк прослыл пошлым дураком; его соперники, завистливые водяные медики, распустили слух, будто он рисует карикатуры на своих больных, – больные взбеленились, почти все ему отказали. Его приятели, то есть все истинно порядочные люди, служившие на Кавказе, напрасно старались восстановить его упадший кредит.
Его наружность была из тех, которые с первого взгляда поражают неприятно, но которые нравятся впоследствии, когда глаз выучится читать в неправильных чертах отпечаток души испытанной и высокой. Бывали примеры, что женщины влюблялись в таких людей до безумия и не променяли бы их безобразия на красоту самых свежих и розовых эндимионов; надобно отдать справедливость женщинам: они имеют инстинкт красоты душевной: оттого-то, может быть, люди, подобные Вернеру, так страстно любят женщин.
Вернер был мал ростом, и худ, и слаб, как ребенок; одна нога была у него короче другой, как у Байрона; в сравнении с туловищем голова его казалась огромна: он стриг волосы под гребенку, и неровности его черепа, обнаруженные таким образом, поразили бы френолога странным сплетением противоположных наклонностей. Его маленькие черные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в ваши мысли. В его одежде заметны были вкус и опрятность; его худощавые, жилистые и маленькие руки красовались в светло-желтых перчатках. Его сюртук, галстук и жилет были постоянно черного цвета. Молодежь прозвала его Мефистофелем; он показывал, будто сердился за это прозвание, но в самом деле оно льстило его самолюбию. Мы друг друга скоро поняли и сделались приятелями, потому что я к дружбе неспособен: из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается; рабом я быть не могу, а повелевать в этом случае – труд утомительный, потому что надо вместе с этим и обманывать; да притом у меня есть лакеи и деньги! Вот как мы сделались приятелями: я встретил Вернера в С... среди многочисленного и шумного круга молодежи; разговор принял под конец вечера философско-метафизическое направление; толковали об убеждениях: каждый был убежден в разных разностях.
– Что до меня касается, то я убежден только в одном... – сказал доктор.
– В чем это? – спросил я, желая узнать мнение человека, который до сих пор молчал.
– В том, – отвечал он, – что рано или поздно в одно прекрасное утро я умру.
– Я богаче вас, – сказал я, – у меня, кроме этого, есть еще убеждение – именно то, что я в один прегадкий вечер имел несчастие родиться.
Все нашли, что мы говорим вздор, а, право, из них никто ничего умнее этого не сказал. С этой минуты мы отличили в толпе друг друга. Мы часто сходились вместе и толковали вдвоем об отвлеченных предметах очень серьезно, пока не замечали оба, что мы взаимно друг друга морочим. Тогда, посмотрев значительно друг другу в глаза, как делали римские авгуры, по словам Цицерона, мы начинали хохотать и, нахохотавшись, расходились довольные своим вечером.
Я лежал на диване, устремив глаза в потолок и заложив руки под затылок, когда Вернер взошел в мою комнату. Он сел в кресла, поставил трость в угол, зевнул и объявил, что на дворе становится жарко. Я отвечал, что меня беспокоят мухи, – и мы оба замолчали.
– Заметьте, любезный доктор, – сказал я, – что без дураков было бы на свете очень скучно!.. Посмотрите, вот нас двое умных людей; мы знаем заране, что обо всем можно спорить до бесконечности, и потому не спорим; мы знаем почти все сокровенные мысли друг друга; одно слово – для нас целая история; видим зерно каждого нашего чувства сквозь тройную оболочку. Печальное нам смешно, смешное грустно, а вообще, по правде, мы ко всему довольно равнодушны, кроме самих себя. Итак, размена чувств и мыслей между нами не может быть: мы знаем один о другом все, что хотим знать, и знать больше не хотим. Остается одно средство: рассказывать новости. Скажите же мне какую-нибудь новость».





________________________________________ № 531 Николай Рерих «Не считай»


«Мальчик, значения ссоре не придавай.
Помни, большие - странные люди.
Сказав друг о друге самое злое,
завтра готовы врагов друзьями назвать.
А спасителю другу послать обидное
слово. Уговори себя думать, что злоба
людей неглубока. Думай добрее
о них, но врагов и друзей
не считай»!

1916


__________________ № 532 Андре Моруа «Письма незнакомке» 



               «О золотом гвозде

Наконец-то вы мне ответили! О, разумеется, не назвав себя. Незнакомка по-прежнему остается для меня незнакомкой. Но мне теперь знаком по крайней мере ваш почерк, и он мне нравится. Прямые, четкие, разборчивые буквы – почерк порядочного человека. И порядочной женщины? Возможно! Но в своем письме вы задаете мне необычный вопрос.
«Уже пять лет, – пишете вы, – у меня есть нежный и умный друг. Он бывает у меня почти каждый день, советует, какие книги читать, что смотреть в театре, словом, заполняет мой досуг самым приятным образом. Мы никогда не переходили границ дружбы; у меня нет желания стать его любовницей, однако он добивается этого, настаивает, просто терзает меня; он утверждает, что во мне больше гордыни, чем страсти, что он невыносимо страдает, что так дольше продолжаться не может и он в конце концов перестанет видеться со мною. Следует ли уступить этому шантажу? Слово гадкое, но точное, ибо он прекрасно знает, что его дружба мне необходима. Видимо, он недостаточно ценит мою дружбу, раз добивается чего-то другого?..»
– Не знаю, сударыня, читали ли вы повесть «Золотой гвоздь» Сент-Бёва. Он написал её, чтобы покорить женщину, по отношению к которой находился в том же положении, в каком находится ваш друг по отношению к вам. Прелестная молодая женщина, слегка походившая на Диану-охотницу, не имевшая детей, выглядевшая моложе своих лет, обрекала его на муку, отказывая в последнем даре любви; он искусными доводами стремился добиться столь вожделенной милости. «Обладать к тридцати пяти – сорока годам – пусть всего лишь раз – женщиной, которую ты давно знаешь и любишь, – это, что я называю, вбить вместе золотой гвоздь дружбы».
Сент-Бев считал, что нежность, скреплённая этим «золотым гвоздём», сохраняется затем на протяжении всей жизни надежнее, чем чувство, основанное просто на признательности, дружеской привязанности или общности интересов. В подтверждение своего мнения он приводил слова одного превосходного писателя ХVIII века: «После интимной близости, длившейся какие-нибудь четверть часа, между двумя людьми, питающими даже не любовь, а хотя бы тяготение друг к другу, возникает такое доверие, такая лёгкость общения, такое нежное внимание друг к другу, какие не появятся и после десятилетней прочной дружбы».
Эта проблема «золотого гвоздя» стоит теперь и перед вами, сударыня. Насколько я понимаю, ваш друг ставит вопрос так же, как ставил его Сент-Бёв во времена Софи Луаре д'Арбувиль; мужчина и впрямь испытывает танталовы муки, сталкиваясь с кокеткой (быть может, не отдающей себе в этом отчёта), которая непрестанно сулит ему блаженство, но оставляет алчущим. И все же я не верю в «золотой гвоздь». Первый опыт редко бывает самым удачным. Так что потребуется целая доска, утыканная такими гвоздями.
По правде сказать, если бы ваш друг страдал так сильно, как утверждает он, он бы уже давным-давно приодолел бы ваше сопротивление. Женщины интуитивно угадывают чувствительных мужчин, с которыми можно остаться на дружеской ноге. И хотя это их самих несколько и удивляет (одна англичанка объясняла суть платонической любви: «Она пытается понять чего же он хочет, а он ничего не хочет»), все же они вполне довольны и даже злоупотребляют создавшимся положением. Стоит, однако, появиться настоящему любовнику и прощайте «дружеские призраки». С того самого дня, когда Шатобриан добился своего, Жюльетта Рекамье принадлежала лишь ему одному. Долгое время она пыталась сохранить цветы любви нетронутыми, но позднее убедилась, что и плоды хороши. Если можете, извлеките из этого полезный урок. Самые лучшие оракулы изъяснялись загадками. Прощайте».




__________________________________ № 533 Пётр Вяземский «Друзьям»


«Я пью за здоровье не многих,
Не многих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней.

Я пью за здоровье далёких,
Далёких, но милых друзей,
Друзей, как и я, одиноких
Средь чуждых сердцам их людей.

В мой кубок с вином льются слёзы,
Но сладок и чист их поток;
Так с алыми — чёрные розы
Вплелись в мой застольный венок.

Мой кубок за здравье не многих,
Не многих, но верных друзей,
Друзей неуклончиво строгих
В соблазнах изменчивых дней;

За здравье и ближних далёких,
Далёких, но сердцу родных,
И в память друзей одиноких,
Почивших в могилах немых».


<1861>





________________________________ № 534 Ирина Грекова «Кафедра»



«Мы были вместе с того дня (в третьем классе), когда она подсела  ко мнена парту и сказала: "Давай дружить". Я обомлела. Я не верила, что кто-нибудь
со  мной захочет  дружить, не то  что  Леля --любимица  класса. Белокурая,статненькая,  глаза серо-синие. Девочка-струнка, воительница  за правду. На все отзывалась, во все вмешивалась.
     А я была чумазая, этакий заморыш, руки  в цыпках. Росла сиротой – отец погиб на войне, мать умерла в эвакуации, воспитывалась я у тетки из милости.
Хуже  всех  одетая,  от  всех стороной-стороной,  и  вдруг  такая  принцесса подходит и предлагает: "Давай дружить". Было от чего обалдеть.
     После этого -- всегда вместе. Вместе готовили уроки  (Леля училась куда лучше меня). Вместе ходили в госпиталь, помогали сестрам -- уже тогда у Лели возникло  твердое намерение  стать врачом. Делились всем, что  у нас было (у Лели было больше, чем у меня, но никогда ни разу мне не было трудно что-то у нее взять).  Вместе  праздновали  конец войны, ходили  на Красную площадь. А потом  вместе  влюбились  в  одного и  того  же мальчика из соседней мужской школы, плакали  от великодушия,  уступая  его  друг другу,  а  он взял да  и влюбился в  Наташку Брянцеву, известную воображалу (Леля  сказала:  "Хорошо, что не в нас").
     Окончив школу,  мы  пошли  разными путями:  она  на  медицинский,  я на мехмат. Но все равно оставались вместе. Я  знала, что есть она, и мне  легче
было жить. Ей, наверное, тоже. Мою путаницу с Гришей мы пережили, обговорили вместе. И когда  Кирилл ушел от нее к другой женщине, старше себя, я была  с Лелей.  Вместе  пеленали  Димку.  Маленький,  он  был  лыс  и  изящен,   как французский король. "Севрский мальчик", -- сказал про него Валентин.
     После гибели  Лели я не  могла опомниться, не  спала по ночам, брала на руки Димку и носила по комнате,  так мне было страшно. Прошло месяца три,  и тут оказалось, что я беременна, и поговорить мне было не с кем. Первый раз в жизни я оказалась одна перед сложностью.  Мысленно обговорила ее  с Лелей -- она  посоветовала  оставить. Я  сказала Валентину: вот, мол,  какое дело. Он чуть-чуть призадумался и произнес:
     -- Так они и жили. Спали врозь, а дети были. Как мы его назовем?
     -- Иваном.
     --  А что? Это  идея. Пусть  будет Иван. Помнишь,  у Пушкина: "Нарекают жабу Иваном..." А если девочка?
     -- Исключено.
     Почему-то я твердо была уверена, что родится мальчик. Так и вышло.
     Ну не безумием  ли было заводить еще сына? Димке девять  месяцев, а тут уже Иван на подходе. И все-таки Иван  был нужен.  Тому же  Димке сверстник, товарищ.
     Сказала  Сайкину  --  я  всегда  с  ним советовалась во  всех делах. Он отнесся ответственно, обещал  помогать, сказал, что  в  некотором  смысле  с
двоими даже легче, "они будут замыкаться друг на друга". Носили в ясли сразу двоих --  я Димку, а  Сайкин Ивана».




________________________ № 535 Евгений Боратынский «Любовь и дружба» (В альбом)


«Любовь и дружбу различают,
Но как же различить хотят?
Их приобресть равно желают,
Лишь нам скрывать одну велят.
Пустая мысль! Обман напрасный!
Бывает дружба нежной, страстной
Стесняет сердце, движет кровь,
И хоть таит свой огнь опасный,
Но с девушкой она прекрасной
Всегда похожа на любовь».

1819


_________ (Всё ж - Бараты;нский или Бораты;нский? –
встречаются оба варианта.
Вроде бы последние творения
он подписывал через «о».
Говорят о происхождении
фамилии Боратынских:
                от слов: «Бог ратует»)




_______________________ № 536 Марсель Пруст «Под сенью девушек в цвету»
(цикл «В поисках утраченного времени»)



«В заключение поясним, кто такой маркиз де Норпуа. Он был нашим полномочным представителем до войны и послом в эпоху «16 мая», и, несмотря на это, к вящему удивлению многих, ему потом не раз поручалось представлять Францию в миссиях чрезвычайной важности, – даже в качестве контролера по уплате долгов в Египте, где он благодаря своим большим финансовым способностям оказал важные услуги, – поручалось радикальными правительствами, на службу к которым не пошел бы простой реакционно настроенный буржуа и у которых маркиз из-за своего прошлого, из-за своих связей, из-за своих взглядов, казалось бы, должен был быть на подозрении. Но, видимо, передовые министры отдавали себе отчет, что подобный выбор свидетельствует о том, на какую широту способны они, когда речь идет о насущных интересах Франции; они показывали этим, что они незаурядные политические деятели, – даже такая газета, как «Деба», удостаивала их звания государственных умов, – и, ко всему прочему, извлекали выгоду из аристократической фамилии маркиза, а также из интереса, какой вызывает, подобно непредвиденной развязке, неожиданное назначение. И еще они знали, что, выдвинув маркиза де Норпуа, они могут пользоваться этими преимуществами, будучи уверены в его политической лояльности, за каковую ручалось, – а вовсе не настораживало, – его происхождение. И тут правительство Французской республики не ошибалось. Прежде всего потому, что иные аристократы, с детства воспитанные на уважении к своей фамилии как к некоему духовному преимуществу, которое никто не властен у них отнять (и ценность которого достаточно хорошо известна не только их ровням, но и лицам еще более высокого происхождения), понимали, что они вольны не тратить усилий, какие без ощутимых результатов прилагают многие буржуа, произнося благонамеренные речи и знаясь с благомыслящими людьми. В то же время, стремясь возвыситься в глазах принцев и герцогов, стоявших непосредственно над ними, эти аристократы отдавали себе отчет, что могут достичь цели, прибавив к своей фамилии то, чего прежде она в себе не заключала и что поднимет их над теми, кто до сих пор был им равен: влияние в политических кругах, известность в литературе или художественном мире, крупное состояние. И, воздерживаясь от заигрывания с дворянчиком, который им не пригодится и вокруг которого увивается буржуазия, воздерживаясь от бесполезной с ним дружбы, потому что ни один из принцев их за это не поблагодарит, они дорожили хорошими отношениями с политическими деятелями, даже с франкмасонами, так как благодаря политическим деятелям перед ними могут открыться двери посольств, так как политические деятели могут поддержать их на выборах, хорошими отношениями с художниками и учеными, ибо эти могут помочь «пролезть» в ту область, где они задают тон, наконец, со всеми, кто имеет возможность пожаловать новый знак отличия или женить на богатой».




_________________________________________________ № 537 Иосиф Уткин


«Я думаю чаще и чаще,
Что нет ничего без границ,
Что скроет усатая чаща
Улыбки приятельских лиц,
Расчетливость сменит беспечность,
И вместо тоски о былом
Мы, встретясь,
Былую сердечность
Мальчишеством назовём.
Быть может,
Рассудочной стужей
Не тронем безусых путей.
Быть может,
Мы будем не хуже,
И все-таки будем не те…
Вот девушку любим и нежим,
А станет жена или мать —
Мы будем всё реже и реже
Любимой ее называть…»




_____________ № 538 Алан Александр Милн «Винни-Пух и Все-Все-Все»



«-- Мы все знаем, почему мы собрались,-- сказал он,-- но я просил моего друга Иа...
      -- Это я,-- сказал Иа.-- Звучит неплохо!
      -- Я просил его предложить Лизорюцию.
      И Кролик сел.
      -- Ну давай, Иа,-- сказал он.
      -- Прошу не торопить меня,-- сказал Иа-Иа, медленно поднимаясь.-- Прошу не нудавайкать.
      Он вынул из-за уха свернутую трубкой бумагу и не спеша развернул ее.
      -- Об этом никто ничего не знает,-- продолжал он,-- это Сюрприз.
      С достоинством откашлявшись, он снова заговорил.
      -- Словом, в общем и целом, и так далее и тому подобное, прежде чем я начну, или, пожалуй, лучше сказать, прежде чем я кончу, я должен вам прочесть Поэтическое Произведение. Доселе... доселе-- это трудное слово, означающее... Ну, вы сейчас узнаете, что оно означает. Доселе, как я уже говорил, доселе вся Поэзия в Лесу создавалась Пухом, Медведем с милым характером, но разительным недостатком ума. Однако Поэма, которую я намереваюсь прочесть вам сейчас, была создана Иа-Иа, то есть мною, в часы досуга. Если кто-нибудь отберет у младенца Ру орехи, а также разбудит Сову, мы все сможем насладиться этим творением. Я называю его даже Стихотворением.

      СТИХОТВОРЕНИЕ. СОЧИНИЛ ОСЁЛ ИА-ИА

      Кристофер Робин уходит от нас.
      По-моему, это факт.
      Куда?
      Никто не знает.
      Но он уходит, увы!
      Да, он нас покидает.
      (Вот рифма к слову "знает".)
      Мы все огорчены
      (Тут рифма к слову "увы").
      Нам всем и правда грустно.
      Терпеть все это трудно.
      (Неплохо?)
      (Так и нет рифмы к слову "факт". Досадно!)
      (А ведь теперь нужно еще рифму к слову
      "Досадно". Досадно!)
      (Пусть эти два "досадно" рифмуют друг
      С другом, ладно?)
      Я вижу--
      Не так-то легко написать
      Очень хорошую строчку,
      И лучше бы все
      Сначала начать,
      Но легче
      Поставить точку...
      Нет!
      Кристофер Робин,
      Мы все здесь твои
      Друзьи...
      (Не так!)
      Мы все здесь друзья.
      (Твоя? Опять не так!)
      В общем,
      Прими на прощанье от всех
      Пожеланье успех...
      (Не так!)
      Прими пожеланье успехов
      От всехов!
      (Фу ты, вот неуклюжие слова,
      Что-нибудь всегда получается не так!)
      Словом,
      Мы все тебе их желаем,
      Ты молодец!

      КОНЕЦ

      Если кто-нибудь намерен аплодировать,-- сказал Иа, прочитав все это,-- то время настало.
      Все захлопали.
      -- Благодарю вас,-- сказал Иа,-- я приятно удивлен и тронут, хотя, возможно, аплодисментам и не хватает звучности.
      -- Эти стихи гораздо лучше моих,-- с восторгом сказал Винни-Пух. И он действительно был в этом уверен.
      -- Что ж,-- скромно объяснил Иа.-- Так и было задумано.
      -- Лизорюция,-- сказал Кролик,-- такая, что мы все это подпишем и отнесем Кристоферу Робину.
      И резолюция была подписана: Пух, Сова, Пятачок, Иа, Кролик, Кенга, Большая Клякса (это была подпись Тигры) и Три Маленькие Кляксы (это была подпись Крошки Ру).
      И Все-Все-Все отправились к дому Кристофера Робина.
      -- Здравствуйте, друзья,-- сказал Кристофер Робин.-- Здравствуй, Пух»!





___________________________________________ № 539  Геннадий Шпаликов


«Ах, утону я в Западной Двине
Или погибну как-нибудь иначе, -
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.
Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют,
Не надо мне гражданской панихиды.
Не будет утром траурных газет,
Подписчики по мне не зарыдают,
Прости-прощай, Центральный Комитет,
Ах, гимна надо мною не сыграют.
Я никогда не ездил на слоне,
Имел в любви большие неудачи,
Страна не пожалеет обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут».




______________ № 540 Дмитрий Веневитинов «К друзьям»


«Пусть искатель гордой славы
Жертвует покоем ей!
Пусть летит он в бой кровавый[2]
За толпой богатырей!
Но надменными венцами
Не прельщён певец лесов:
Я счастлив и без венцов,
С лирой, с верными друзьями.

Пусть богатства страсть терзает
Алчущих рабов своих!
Пусть их златом осыпает,
Пусть они из стран чужих
С нагружёнными судами
Волны ярые дробят:
Я без золота богат
С лирой, с верными друзьями.

Пусть веселий рой шумящий
За собой толпы влечёт!
Пусть на их алтарь блестящий
Каждый жертву понесёт!
Не стремлюсь за их толпами —
Я без шумных их страстей
Весел участью своей
С лирой, с верными друзьями».

1821


=================================



_______________  Вне подборки – вспомнилось из-за слова.
 
Александр Куприн «Белый пудель».


                (Слово-то настоящее… «Дружба»!
Но лучше б они обошли эту дачу…
Ничего нового. Так было – и есть.
Доныне вызывают доверие, привлекают людей слова хорошие. Чем продолжают пользоваться те, кто… нехорош… и намерения имеет соответствующие.
«Сколько ни повторяй «халва»…)


«Дедушка собирался было пройти мимо, но, заглянув в ворота, остановился в недоумении.— Подожди-ка малость, Сергей, — окликнул он мальчика. — Никак там люди шевелятся? Вот так история. Сколько лет здесь хожу, — и никогда ни души. А ну-ка, вали, брат Сергей!— «„Дача Дружба“, посторонним вход строго воспрещается», — прочитал Сергей надпись, искусно выбитую на одном из столбов, поддерживавших ворота.— Дружба?.. — переспросил неграмотный дедушка. — Во-во! Это самое настоящее слово — дружба. Весь день у нас заколодило, а уж тут мы с тобой возьмем. Это я носом чую, на манер как охотничий пес. Арто, иси, собачий сын! Вали смело, Сережа. Ты меня всегда спрашивай: уж я все знаю»!





=============================================== 2018 04 18




LLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLLL