Захоронили надёжно... Вяземский

Владимир Конюков
Захоронили надёжно… Вяземский…


     Благородное масонство….
Поэтические определения, когда движение вольных каменщиков было, как мода. Дань моде, восхищаться поступкам, делам вольного «братства». Среди них были светочи того времени, талантливые в увлечениях, профессиях, науках люди эпохи 19 века.

     Парадоксы Пушкина. В 20 веке отечественная наука по идеологическим причинам сдержанно рассматривала религию гения. Зарубежные исследователи наоборот, охотно  изучали  религиозную сторону жизни и творчество поэта, такое понятие, как  БЕЗВЕРИЕ  Александра Сергеевича. Век был 19 и Указами императоров, было запрещено безверие, то есть, не принадлежать к какой ни будь вере.
Слово «безверие», как магнитом притягивало даже сектовые религиозные организации зарубежья, их проповедников. Безверие в религиозной среде того столетия, было явлением изгоя.

     Масонство, а в нём «безверие», одна сторона идеологии «братства».  Направление религиозных войн в борьбе идей. Другой вопрос, разные догмы истин в христианстве, отсутствие единства, отсюда та же война церковников, в разборки вовлекается паства, кто за кого. На фоне этого раздрая религиозных истин, призыв не верить никому и появляется понятие – безверие.
Ещё одна сторона безверия, моральная, приветствуемая молодёжью, можно грешить «безбожно» не оглядываясь на разные церковные заповеди…
Александр Сергеевич был молодым, он поучаствовал везде по записям современников. Был бойким, шустрым, с повышенной активностью парнем. Чувствительным к обидам, итог – кулачные разборки за честь свою, друзей, знакомых дам. Любвеобилен, возбудим, похождения по женщинам предусматривали всевозможные риски…

     Сила его творчества, все религии мира присутствуют в наследии. Результат безверия? Парадоксально и вне сомнения!
Безверие на пользу литературе. За два года до гибели написал в строках стихотворения,
«Безверие», фрагмент.

«Ум ищет божества, а сердце не находит.

Несчастия, страстей и немощей сыны,
Мы все на страшный гроб, родясь, осуждены.
Всечасно бренных уз готово разрушенье,
Наш век — неверный день, минутное волненье,
Когда, холодной тьмой объемля грозно нас,
Завесу вечности колеблет смертный час,
Ужасно чувствовать слезы последней муку —
И с миром начинать безвестную разлуку!» 

     Писал жене Наталье, «Я мало Богу молюсь и надеюсь, что твоя чистая молитва лучше моих...»
Влияние масона Вяземского на Пушкина с юности. Князь, вольно относящийся к религии в молодости, к середине жизни, «как рыба в воде», использовал направление идеологии вседозволенности в «братстве» очень даже успешно, в свою пользу.
Старый ловелас, до конца жизни имел «табун» молодок, охочий до развесёлой жизни. Правда, этому способствовал, как сейчас говорят, «коммерческий, политический брак» с Верой Вяземской, номинальной женой.
Не христианское понятие -  оргии, что присутствовали в среде каменщиков и каменщиц.

     У Пушкина с женитьбой на Наталье, его безверие обретает ответственность. Семья, должность, работа, звание Первого поэта, положение «государственного историка»…
Но прошлое…, он был масоном. Признавал перед историей письменно в словах текста письма учителю, поэту Жуковскому В.А. Был простым, не радикальным, поэтическим литературным каменщиком, писателем, должен был строить своё здание культуры, отличное от государственного. Косного, «зацензуренного», не демократического.
В том здании были строители безбожники, грешили почти научно, оправдать догмы на запреты, всевозможные ограничения в поведении.

     Преждевременный итог жизни поэта…
Царь, Николай I, написал ему в записке пожелание, надо «умереть христианином», исповедавшись и причастившись…
Царь опасался, «братство» могло не позволить…
Царь боялся, масонство поэта могло глубоко проникнуть на безверие.
Царь просил, умереть христианином.
От Государя Пушкину была передана записка: «Если Бог не велит нам более  увидеться, прими мое прощение, а с ним и мой совет: кончить жизнь христианином».
Пушкин выполнил волю царя, с ним пожелание страны, наказ религиозного общества,
«Пушкин умер и, слава Богу, он умер христианином». Скончался истинно православным… 

     Князь Вяземский, наследный масон «братства» по отцу – Великому масону, одному из организаторов российских вольных каменщиков 18 века, настойчиво просился поехать на захоронение поэта. Зачем?
Повлиять, изменить православный обряд похорон на масонские проводы. Мёртвый Пушкин нужен «братству», идол, рупор, поэт, пример для молодёжи движения.
Настоящие друзья Пушкина не позволили ему этого сделать.
Не позволил царь, был гарантом православной веры, был непреодолимым барьером на домогания Вяземского, представителя европейского движения инициированных строителей. Банкира денег российского «братства», в родном отечестве именуемых членами тайных обществ.
Деньги империи были очень нужны… Любые, (выражение древнего Рима на российских землях прочно укоренялось,  «деньги не пахнут»). Поэтому и князь «работал» в Министерстве финансов, «сидел» на деньгах. Государственных и масонских зарубежных вливаний в российскую экономику с дальним прицелом…, масоны будут править миром.

     Пушкин и Вяземский. Ученик и учитель, говорили.
Подчинённый и начальник. Кандидат в поэтическое масонство и масонский куратор.
Бедный поэт и денежный «мешок». Писатель и издатель.
Безверие Пушкина исследовалось многократно. О безверии князя Вяземского ни слова, а он был поэтом, подающий надежды на престол Первого поэта империи, если бы не помешал своим талантом молодой Александр Пушкин.
Вяземский был католиком, мать – ирландка воспитывала сына на гербовой родовой старокатолической вере. Повзрослев, сын принимает православие. Остаться католиком, путь закрыт на поэтический олимп, не быть ведущим поэтом православного царства.
Но! Наследственное право отца Великого мастера «братства», одного из организаторов российского масонства восемнадцатого века и сын становится масоном, но уже 19 века. Другое по форме, более организованное движение вольных каменщиков с другой идеологией. Усовершенствованное, более тайное по конечным целям, общество.

     18 век,  среди молодёжи МОДА,  быть масоном. Полноценным членом состояться, посвящение вычурным обрядом мужчины с зрелыми взглядами. Молодых в организацию  не принимали. Мода, завлечь… С юности постепенно приучить. Преподносить ценности идей.
Новаторство, призывы к новому в военном деле, науке, культуре. Кружки, клубы, собрания единомышленников. Интеллектуальные игры, соревнование умов. Чествование победителей.
     19 век. И мода, и обязанность, и право. Выработан российский, пока самодельный Устав, развитие «дикого» масонства в губерниях. Присягой и клятвой повязываются члены организаций служить Великой мировой масонской революции. Всё более устойчивая связь с западом, кураторство европейского «братства». Преподносятся ценности западного мира.
1822 год, запрет тайных обществ, масонских, в том числе.

     Выборочная религия «братства». Масонское понятие «безверие»… Чтобы убрать церковные ограничения на поведение каменщиков. Масоны делятся на верующих и не верующих, верующим прописано правило, озвучить,  какой вере принадлежит.
… За князем Вяземским «ползучая» слава участника в оргиях, любителя женщин, развлечений без стопоров.
Пропаганда «братства» на сексуальную революцию, всё можно и позволено обоим полам.
При такой идеологии о догмах религии и не вспоминали… Было «разнузданное» абсолютное безверие.
Но христианином называть себя не забывали.

     В «непечатной» литературе прошлого века встречалась интересная фраза - «православное» масонство. В то время малопонятное сочетание слов, к тому же не разрешённое к обсуждению. Сейчас можно прокомментировать и то неоднозначно…
Современные энциклопедии гласят, «… в ритуалах обыгрываются легенды с библейскими персонажами».  Спорно! С ссылкой на историю масонства, даже неправильное утверждение.
В 19 веке практиковались «дикие» ритуалы, не имеющие ничего общего с библейскими истинами.
«Согласно декларируемым масонскими ложами правилам, каждый масон должен чтить Бога, чтобы пребывать в масонском братстве».
В 19 веке при сочетании влияния организованного европейского масонства и частью «дикого», в губернской глубинке российского, синтез давал неожиданный результат…, безверие. То есть, по правилам «братства», должен чтить Бога, но не чтил…
В том числе, по известной фразе гения Пушкина о безверии,
«Ум ищет божества, а сердце не находит».

     Мнение современной церкви о религии масона, «… в последние полтора столетия это движение все более и более рвет свои связи с традиционной религией (а иногда и с религией вообще)».
Во времена молодого Пушкина была мода быть масоном. Мода, слово, занесенное в русский язык, теми же французами, одно из значений,
«Установление идеологии или  стиля в какой-либо сфере жизни или культуры. Мода может определять тип  или форму ...».

     19 век, время Пушкина, верить в Бога или нет, было модой?!
Не зря Указы российских императоров  периодически издавались, о запрете не принадлежать какой ни будь вере. Французское влияние процветало, романтический век – романтическим поступкам, при таком подходе к морали, о Боге попросту забывали…
Особенностью российского вольного «дикого» масонства было такое явление, как многонациональность. К общим ценностям «братства», вливались особенности религий меньшинств империи, был колоритный винегрет, в котором разобраться властям не представлялось  возможным…
Нации меньшинств организовывались в группы и на просторах империи создавались мощные образования на этнической основе. Для правительства очень опасные районы масонства, законспирированные тайные общества. Клятва на крови, и это тоже, нередко, называлось модой.

     Умер поэт Пушкин, чуть ли не приказ царя Николая I перед последним земным вздохом, умереть можно только христианином. Слова Государя с облегчением, скончался православным.
«Пушкин умер и, слава Богу, он умер христианином».

     Часть разгадки моей публикации цикла загадок, «Загадка Пушкина, умереть христианином».
Ушёл из жизни царства не с понятием «безверие», не «безверным», отрицающим религию. Царь знал о поэтическом масонстве Пушкина, были опасения на безверие – идеологию крыла каменщиков, жить, не принадлежать какой ни будь  вере, что было запрещено его же Указом.
«Пушкин, смертельно раненый, знал о неизбежной смерти, позвал ближайшего священника, который пришел к нему и принял его покаяние, причастил его и по выходе сказал, что сам себе бы желал такой искренней глубокой исповеди перед тем, как умрет».

     Из дневника А.И. Тургенева. Ему было поручено Николаем I,  захоронить поэта и отчитаться.
В сокращении, отчёт перед канцелярией царя, лично императором.
Позже событие оформлено вольной дневниковой записью. Бесценными строками для нас, потомков.

«3 февраля <…> Опоздал на панихиду к Пушкину.
Явились в полночь, поставили на дроги, и 4 февраля, в 1-м часу утра или ночи, отправился за гробом Пушкина в Псков; перед гробом и мною скакал жандармской капитан. Проехали Софию, в Гатчине рисовались дворцы и шпиц протестантской церкви; в Луге или прежде пил чай. Тут вошел в церковь. На станции перед Псковом встреча с камергером Яхонтовым, который вез письмо Мордвинова к Пещурову, но не сказал мне о нем. Я поил его чаем и обогнал его, приехал к 9-ти часам в Псков, прямо к губернатору — на вечеринку. Яхонтов скор и прислал письмо Мордвинова, которое губернатор начал читать вслух, но дошел до высочайшего повеления — о невстрече — тихо, и показал только мне, именно тому, кому казать не должно было: сцена хоть из комедии!
Напился чаю; мы вытребовали от архиерея (за 5 верст) предписание архимандриту в Святогорском монастыре, от губернатора городничему в Остров и исправнику в Опочковском уезде и в 1 час пополуночи 5 февраля отправились сперва в Остров, за 56 верст, оттуда за 50 верст к Осиповой — в Тригорское, где уже был в три часа пополудни. За нами прискакал и гроб в 7-м часу вечера; почталиона оставил я на последней станции с моей кибиткой. Осипова послала, по моей просьбе, мужиков рыть могилу; вскоре и мы туда поехали с жандармом; зашли к архимандриту; он дал мне описание монастыря; рыли могилу; между тем я осмотрел, хотя и ночью, церковь, ограду, здания. Условились приехать на другой день и возвратились в Тригорское. Повстречали тело на дороге, которое скакало в монастырь. Напились чаю; я уложил спать жандарма и сам остался мыслить вслух о Пушкине с милыми хозяйками; читал альбум со стихами Пушкина, Языкова и пр. Нашел Пушкина нигде не напечатанные. Дочь пленяла меня; мы подружились. В 11 часов я лег спать.
На другой день 6 февраля, в 6 часов утра, отправились мы — я и жандарм!! — опять в монастырь, — все еще рыли могилу; мы отслужили панихиду в церкви и вынесли на плечах крестьян гроб в могилу — немногие плакали. Я бросил горсть земли в могилу; выронил несколько слез — вспомнил о Сереже — и возвратился в Тригорское. Там предложили мне ехать в Михайловское, и я поехал с милой дочерью, несмотря на желание и на убеждение жандарма не ездить, а спешить в обратный путь. Дорогой Мария Ивановна объяснила мне Пушкина в деревенской жизни его, показывала урочища, места… любимые сосны, два озера, покрытых снегом, и мы вошли в домик поэта, где он прожил свою ссылку и написал лучшие стихи свои. Все пусто. Дворник, жена его плакали. Я искал вещь, которую бы мог унести из дома; две каменные вазы на печках оставил я для сирот. Спросил старого, исписанного пера: мне принесли новое, неочищенное; насмотревшись, мы опять сели в кибитку-коляску и, дружно разговаривая, возвратились в Тригорское. Отзавтракав, простились. Хозяйка дала мне немецкий keepsake* на память; я обещал ей стихи Лермонтова, «Онегина» и мой портрет. Мы нежно прощались, особливо с Марией Ивановной, уселись в кибитку и на лошадях хозяйки по реке Великой менее нежели в три часа достигли до 1-й станции. Заплатил за упадшую под гробом лошадь — и поехали далее. Остров. Здесь нагнал нас городничий; благодарил его и чиновника — и в 4 часу утра приехал во Псков».

     Царский наказ, «умереть христианином», предусматривал православный обряд.
Пушкин был захоронен по – христиански. Как видно по записям Тургенева, несколько мужиков рыли могилу с вечера 5 февраля до 6 часов утра 6 февраля. Зима, промёрзшая земля, жгли костёр, отогревали грунт, копали. Снова жгли, отогревали, копали.
Военное «пушкиноведение» вместе с исследователем Андрониковым И.Л., провело экспертизу в 60-х годах прошлого века.
Эксперимент показал, при таких энерго затратах по времени, нескольких человек рыли яму  зимой так долго, с костром отогревания, с перерывами. Получалось,  они копали могилу глубиной в два этажа, что и было обнаружено при вскрытии захоронения в 1953 году при укреплении памятника.

     Князь Вяземский не зря стремился попасть на захоронение… Как – то повлиять на процесс.
Из «непечатных» биографий о великих, что гуляли в «самиздате» по союзным просторам. В портовых городах в местах обмена книгами, торговлей из под полы литературными изюминками, мы, я, любители чего – то новенького, вычитали…
Про необычный обряд у масонов на «мёртвую голову».
История организованного масонства по европейскому типу, обряд делала торжественным, таинственным, загадочным… Культурным.
Российское масонство было половина на половину вместе с «диким». Губернским, деревенским, отдалённым от цивилизации, называлось – российская глубинка.
Свои правила, свои обряды, свои командиры.
Пушкину место упокоения вырыли очень глубокое, простое объяснение, чтобы не  было осквернения. По совету друзей поэта, не исключено, по приказу царя. Чтобы масоны не вырыли, не осквернили самодельным обрядом на «мёртвая голова». У обряда  было несколько  разновидностей и один из них, почти экзотический.
Пока тело мёрзлое до лета, законсервированное, выкопать, похитить, провести колдование на талант живущим -  обрести гениальность, как у усопшего Пушкина. Назывался, «высосать мозги».

     Вяземский совсем не зря был отлучён от похорон. Единственное, успел всё – таки, положить белую лайковую масонскую перчатку. Обозначил, сделал метку…
Отлучён от сопровождения Александра Сергеевича в монастырь…
Позже, перед установлением памятника, отлучён от склепа, работ с ним.
Позволено ему было помянуть, присутствовал на открытии памятника… 



Конец цикла «Вяземский»,  книги о тайнах, загадках, разгадках Пушкина.