Гурьянова Елизавета. Старый ясень

Моя Россия
Наконец-то наступила долгожданная весна! Пение птиц, запах первых весенних трав, яркое, тёплое солнышко, детский гомон на улицах… Жизнь расцветала.
- А ведь и в моей жизни наступила весна! – подумала я, подставив лицо нежному майскому солнышку. – Преодолев все трудности, я смогла неплохо окончить третий курс факультета журналистики в университете, в который я так давно мечтала поступить, нашла хорошую работу в небольшом издательстве, обрела замечательных друзей…
Задумавшись о своём, я не сразу заметила старушку с двумя большими сумками, одиноко сидящую у подъезда. Я села рядом с ней, но, погружённая в свои мысли, она также не сразу заметила меня. Взгляд её был устремлён на детскую площадку, находившуюся напротив подъезда.
- Эх, детство…детство… - прошептала она едва слышно.
- Ой, бабушка, это вы мне? – встрепенулась я.
- Ах, нет, голубушка, нет. Я о своем,  – грустно улыбнувшись, старушка повернулась ко мне. Её глаза были наполнены добротой и лаской. – Вот, посмотри, милая, детишки резвятся, играют и всё кажется им таким простым, беззаботным…
Мы молча посидели еще минут десять, после чего бабушка начала потихоньку вставать.
- Ох, что-то я засиделась, пойду-ка я домой,  – пробормотала она тихонько.
Я взглянула на тяжелые сумки бабушки, резво подскочив, схватила ношу старушки и произнесла:
- А знаете, давайте я вам помогу!
Она смущённо согласилась, и мы вошли в подъезд. Преодолевая этаж за этажом, я узнала, что милую бабушку зовут Лидия Андреевна, что живёт она в маленькой квартирке совсем одна. У её детей уже давно появились свои семьи, а муж давно погиб, и бабушка Лида вмиг стала одинокой.
- Заходи, милая, чай попьем, поговорим. Давно я уже ни с кем не разговаривала… -  она снова грустно улыбнулась и, немного повозившись с замком, пригласила меня в свою квартиру.
Меня поразили простота и уют дома Лидии Андреевны. Здесь не было ничего лишнего, ненужного. Благодаря этому, малюсенькая квартирка казалась больше, просторнее. Здесь не пахло булочками, пирожками, как у многих других бабушек, но и не пахло одиночеством, старостью. Пока Лидия Андреевна наливала мне чай, я полностью осмотрела квартиру и заметила, как мне показалось, довольно странную вещь. В доме бабы Лиды не было часов. Ни настенных, ни наручных, ни маленьких будильников, которые ставят на полочку или же тумбу. Совсем никаких. Но эта странность не могла сравниться с атмосферой уюта и спокойствия в квартире.
- Лилия, милая! Пройдем же пить чай! – окликнула меня старушка.
У меня с раннего детства не было бабушки, но всегда так о ней мечтала! Я мечтала о теплых словах, о той заботе, которую не смогут подарить даже самые ласковые родители,  поэтому вся эта атмосфера и нежные обращения старушки заставляли меня улыбаться.
- Здорово у Вас тут, Лидия Андреевна, тихо, спокойно. Только я хотела спросить, неужели у Вас действительно совсем нет часов? Как же Вы время смотрите?
- А зачем мне часы, время… зачем? Всю свою долгую жизнь я спешила, торопилась, опаздывала, суетилась. И что? Пролетела моя жизнь! Мимолетом задела меня и к старости подтолкнула. А теперь не хочу я последние годы растерять… не хочу. Вот, посмотри в это окно, видишь, ясень растет? Всю жизнь он со мной провел. Еще ребенком я была, как та детвора на площадке. Все хотела вырасти, в школу пойти. И с ребятами во дворе, возле этого, еще совсем маленького ясеня, мы только в школу и играли, – бабушка посмеялась и отхлебнула чая из кружки. – Только вырасти тогда, и мечтала, глупая девчушка. Но, увы, школа мне быстро надоела. Будучи ребенком, я и не думала, что за плохие оценки меня будут ругать, однако после первого горького опыта, я начала вырывать из дневника листы с плохими оценками и, прося ясеня помочь мне, закапывала их очень глубоко, почти к его корням. Эх, так и росли мы с ним вместе, плечом к плечу, как верные товарищи. И я его защищала, когда ему ребята ветки ломали, и он меня от собак спасал не раз. Да, есть что вспомнить. Есть. Только вот рос он себе да рос, а я торопилась, мечтала школу скорее окончить, потом профессию поскорее получить, затем мне работать не терпелось, после семью завести, ребенка родить и так, второпях, жизнь моя и прошла. А ясень-то, ясень! Погляди, какой красавец! Колыхала меня жизнь направо и налево, а я тогда к нему приходила и говорила с ним. Что он только ни пережил: и ветра ураганные, и град, и дождь, и грозы, и потоп один раз у нас был. А он все стоит, не сломился! Как разъехались мои дети по своим семьям, так и поняла я, что зря торопилась. Бежала от жизни, бежала, да прибежала к одиночеству. Эх, сама виновата, дуреха! Теперь только он один у меня и остался, каждый день я выхожу во двор, сажусь к нему и вспоминаю.… А знаешь: ведь, раньше я не ценила моменты, которыми сейчас так сильно дорожу!
Она замолчала. Я тоже. Каждая из нас думала о чем-то своем. К своему ужасу я поняла, что я, как и баба Лида в молодости, все гонюсь за будущим, забывая о настоящем, а ведь мне уже двадцать два года! А я все так спешила повзрослеть, что едва ли вспомню свое детство…
В квартире стояла гробовая тишина. Ни привычного тиканья часов, ни гуляющего ветра не было слышно. Казалось, что время остановилось. «Может, это жизнь дает мне шанс исправиться, переосмыслить все?» - подумала я и стала вспоминать немногочисленные яркие моменты из своей жизни.
- Лиличка, может еще чая? – нежный голос бабушки привел меня в себя.
- Нет, спасибо Вам большое, баба Лида! Пора и мне домой идти, – сказала я и начала собираться.
Бабушка вышла в коридор, чтобы проводить меня. Я постояла у двери и решилась спросить:
- Баба Лида, а можно я к Вам чаще приходить буду?
- Конечно, родная! Я всегда буду рада тебя видеть!
Теперь я каждый день хожу к Лидии Андреевне, мы вместе вспоминаем веселые ситуации из жизни, читаем, гуляем, она научила меня вкусно готовить и вязать. Нередко мы сидели во дворе под старым ясенем.
День за днем, неделя за неделей… Баба Лида стала для меня тем самым родным человеком, которого мне так не хватало, а ясень теперь был для меня настоящим примером для подражания.
Бабы Лиды уже давно нет, я вышла замуж, родила замечательную дочь. Но я, усвоив урок бабы Лиды, никуда не тороплюсь. Я живу каждой секундой, каждым мгновением. Моя жизнь наполнена яркими красками, счастьем. Но я не забываю про старый ясень, хожу к нему, говорю о своей жизни. Он помогает мне собраться с силами, особенно, когда мне очень плохо. Я смотрю на его непоколебимый ствол, могучие ветви и понимаю, что смогу пережить все, как и он. А совсем недавно со мной к ясеню пошла моя маленькая дочь. Он гладила его царапины, вмятины, кору. Моя девочка еще совсем ребенок, но когда она подрастет, я научу ее прожить жизнь и не пожалеть о прошлом в старости, как научили меня баба Лида и мой старый ясень. Я благодарна судьбе за тот урок о скоротечности жизни, который передала мне вместе с ясенем баба Лида.