Воспоминания. Музыкальная школа

Елена Бородий

Когда  не  хватало  сил  терпеть  выходки  Вали Г.,  я  просила  классного  руководителя  посадить  меня  с  кем-нибудь  другим.  Иногда  моя   просьба  удовлетворялась.  Так  однажды  я  оказалась  за  одной  партой  со  своей  подругой  Надей  К.  Это  была  девочка, увлеченная   спортом, в  отличие  от  меня.  Но  такая  разница  интересов  не  мешала  нам  соперничать:  получив  дневники   с четвертными
отметками,  мы  скрупулезно  подсчитывали  пятерки  и  четверки.  Троек  у  нас  не  было.
Я  торжествовала:  у  меня  пятерок  было  больше!
Однажды,  придя  в  гости  к  Наде,  я  увидела  странный  инструмент,  очень  меня  заинтересовавший. Инструмент оказался  домрой,  Надя  пообещала  маме  хорошо  учиться  в  музыкальной  школе,  если  та  разрешит  ей заниматься  в  спортивной  школе.
Я  впервые  услышала  о  существовании  музыкальной  школы.  Сразу  от  Нади (разузнав  адрес)  я  отправилась  туда. 
Был конец  августа.  Прием  в  школу  был  закончен. Но  высокий  стройный  мужчина
(как  потом  оказалось  -  Пьянков  Владимир  Ильич, руководитель  оркестра  народных  инструментов,  в  котором   мы  с  однокурсниками  потом  все  занимались)  решил  все  же  меня  прослушать.  К     радости,  после  прослушивания,  которое  оказалась    совсем  не  трудным,  он  попросил    привести  в  школу   родителей.  Радостная,  я  прибежала  к  матери  с  криком: »Я  поступила  в  музыкальную  школу!»  Ничего  не  зная  об  условиях  обучения,  я   не  понимала  всей   сложности  ситуации,  в  которой  оказалась  мать:  оклад  завхоза  был  60  руб,  на  руках  матери  нас  было  трое.  Сколько  зарабатывал   отец  мне  неизвестно, но он  любил  выпить,  и  достатка  в  семье  хронически  не  было. 

За  музыкальную  школу  нужно  было  платить.
Как  договорились  между  собой  взрослые,  мне  неизвестно.  Но   каждый  месяц  мать 
давала  мне  из  своего  скудного  бюджета  3  руб.50 коп  -  заплатить  за  музыкальную  школу.
Еще  одна  проблема возникла  сразу:  я  не  успевала закончить  музыкалку  по  классу  фортепиано  к  моменту  окончания  общеобразовательной  школы,  как  было  принято.   И  моим  любимым  инструментом  стал  баян.
Особенно  я  обрадовалась  ему,  когда  познакомилась  со  своим  преподавателем.
Сан  Саныч,  самый  огромный  и,  казалось, сильный  мужчина  в  мире,  брал  баян  в  руки  (он  казался  в  его  руках  игрушкой), пробегал  по  клавишам,  потом  открывал  ноты  -  и  звучала  музыка.  Ничего  прекраснее  -  казалось  мне -  не  было  в  мире. Сразу  же  хотелось  взять  баян  и  создать  самой  такую  же  красоту!  Но...  Этому  еще  нужно  было  научиться.
А  учиться  было  трудно.  Своего  баяна  не  было,  купить  его  мне  не  могли.
Приходилось,  чтобы  выполнить  домашнее  задание,  идти  заниматься  в  школу,  искать  свободный  класс   и  терзать  слух  всех  находящихся  в  школе.
Иногда,  занятая  комсомольскими  делами,  не  успевала  сбегать  позаниматься  в  школу. Тогда  объясняла  Сан  Санычу,  что  проигрывала  пьесу  мысленно.  Он,  улыбаясь,
интересовался,  не  чувствую  ли  я  себя  Моцартом?  Моцарт,  отправляясь  на  концерт,  прямо  в  карете  дирижировал  воображаемым оркестром.  Мне  сравнение  льстило.
Глупая,  самоуверенная  девчонка!.

Самыми  интересными  были  для  меня  уроки музыкальной  литературы  Учителя  рассказывали  о  разных  случаях  из   жизни  композиторов,  знакомили  с  оперой,  балетом.
Это  было  увлекательно  и  очень  легко  для  меня.  А  на  последнем  курсе  директор  школы  Кузьмина  Эмма  Степановна  решила  свозить  нас   в  Ленинград,  показать  оперу  и
балет.  Не  знаю,   где  мать  взяла  денег,  но  я  тоже  поехала.   Оказалось,  туристическая  фирма,  которая  должна  была  нас  принять, никого  не  ждала  и  обеспечивать  нас  билетами  на  концерты,  устраивать  наш  ночлег  не  собиралась. Но  Эмма  Степановна  не  сдавалась.  Кое-как  с  кем-то  договорившись,  она  привела  нас  в  какую-то  школу,  и  мы,
устроившись  на  брошенных  на  пол  матрацах,  спокойно  спали,  чтобы  с  утра  начать  свои  встречи  с  прекрасным.  Где  мы  питались  -  не  помню.  Но  это  было  и  неважно.
Важнее  было  достать  билеты в  Мариинку.   Процесс  растягивался  в  прямом  смысле:  мы
 располагались  в  зоне  видимости  друг  друга  за  квартал  от  театра  и,  не  пропустив,  ни  одного,  направлявшегося  к  театру,  «добывали»  лишние  билетики. Особенно  запомнился
один   случай.  Минут  за  пять  до  начала  спектакля  (  мы   еще  не  все «добыли» билеты  и
стояли у  входа  в  надежде)   прямо перед  нами  остановился  автобус,  и  из  открывшейся
двери  вышла  фея.  Прекрасная  дама  была  очаровательна . Вся,  от  прически  до  изящных  туфелек  блестела  и  казалась  воздушной. Январский  мороз,  казалось,  её  совершенно  не
беспокоил: темное,  легкое  платье  поблескивало  на  морозе.  Но  главное!  Она  протянула
одному  из  нас  билет!  Денег она  не  взяла...
Оставшиеся  без  билета  ждали  милости  от  билетерши . У  кого  хватит  совести
не  пустить  на спектакль  детей,  рвущихся  к  прекрасному  через  все  препоны? Преодолевших  километры  железной  дороги,  жаждущих  из  своего  холодного  северного
края  увидеть  благородного  Дон  Кихота,  танец  маленьких  лебедей  и  послушать  Кармен?
Нас  так  полюбили,  что  закрывали  глаза  на  отсутствие  второй  обуви.   Этикет  требовал  иметь  туфли  для  посещения  театра,  мы  такой  роскоши  себе  позволить  не  могли.