Характер и карма

Наталья Соснова
                .                "Никогда не надо сравнивать людей, ведь
                каждый человек ни на кого не похож,
                главное -непохожесть, лучше всего
                подходящая тебе".
               
                Марк Леви  "Похититель тени".

    Прежде чем говорить о связи характера и кармы, необходимо понять, что такое характер и как он развивается.

   В Учении Храма (как и в Учении Живой Этики) сказано, что люди в основном под понятием «характер» понимают хорошие и дурные качества личности. Благодаря этим качествам человек занимает то или иное положение в обществе, находится на той или иной ступеньке иерархии нашего земного плана.

  Но как развивается характер, какие факторы его складывают?

   Конечно, каждый фактор, каждое качество, совокупность которых и составляет характер, возникает не мгновенно, а является результатом огромного количества лет упорных, сознательных  и неустанных усилий. И не только в человеческой жизни. Теософия говорит, что каждая монада (это высшее Эго, высшее «Я») проявляет эти усилия и в минеральной, и в растительной, животной и в человеческой жизни.

    Невозможно проследить путь Высшего Эго, Высшего «Я»  во Вселенной, переходящего с планеты на планету, но общий принцип можно проследить.
    Не касаясь элементального царства, можно сказать, что когда монада облеклась в минеральную форму, она притягивала или отталкивала различные вибрации космической энергии или праны. Тогда зарождающаяся воля и сформировала  форму кристалла, сформировала его грани и углы граней – точки контакта с другими подобными формами – для защиты и нападения.

   В дальнейшем такие точки  могли развиться (при переходе в другую форму) в шипы розы, боярышника, терновника, в рога животных, плавники рыб, ядовитые железы змеи или зубы и когти – как средство защиты  и нападения животных и растений.

    Каждая такая точка и грань развивались под действием воли и желания монады, пока не превратились в человеческом разуме в виде качеств, которые проявляются посредством тел. Мы своим глазом не можем увидеть эти качества. Но когда тело умирает, они остаются и дают отпечаток в виде сканд (психофизические элементы, по словам Е. И. Рерих «Основы буддизма»).

    Эти качества – основа нашего характера. И если какого – то качества недостаёт, то значит, мы не заработали его в прошлом или утратили, устремив своё внимание на противоположное качество.

   Например, если человеку не хватает бесстрашия, то он должен напрячь всю свою силу воли, чтобы преодолеть препятствие и создать это качество.

    И как говорится в Учении Живой Этики, даже если нас сто раз постигнет неудача, то при упорном труде мы на сто первый раз обретем это качество.

    Но характер не только источник, но и кульминация каждой попытки формирования души, результат человеческого усилия достичь духовного совершенства.

    Отсутствие этого принципа означает смерть и распад индивидуализированной формы. Ведь без характера человек останется скоплением нестабильных сил.

   В земном понятии есть хороший и плохой характер.

    Как это понять?

    Человек – понятие сложное. Мы говорим, что он создан по образу и подобию бога. В человеке есть высшая триада – Атма – Будхи – Манас. Атма – жизненный принцип, разлитый во всей Вселенной. Будхи – Духовная Душа и Манас – Высший разум. Но на плане плотной материи нашего земного мира они не могут проявиться и действовать и поэтому создают себе проводники, своего рода – щупальцы.

    Так создаются тела человека. Ментальное – рассудок, астральное – кама, тело желаний, тень Будхи и физическое тело.

Через физическое тело человек и проявляет желания намерения и мысли. Через него он действует.

    Древние египтяне двойник человека называли «Ка».Через Ка проявляются каждая эгоистическая, жестокая, чувственная, злобная мысль, взращенная и посланная человеком, а так же сила, высвобождаемая поступками. Низшее  «я» наделено самомнением, его способностью к соглашательству, вероломством и тщеславием.

   Как сатана, который искушал Иисуса, низшее  «я» ведет Душу на высокую гору и предлагает ей  «все царства мира», то есть играет на честолюбии и жадности человеческой натуры, пытается заключить сделку с Душой, обещая ей то, что дать на самом деле бессильно, в обмен на согласие Души служить ему – ведь от этого зависит его существование.

   Но если Духовная Душа осознает существование низшего  «я» и его силы, то для неё уменьшится опасность его прельщений.

    Но зачем тогда нужно это низшее «я», ведущее человека прочь от духовной жизни?

     Мудрое назначение этого низшего  «я» состоит в том, чтобы сохранить и сконцентрировать зло, рассеянное в человеческом существе внутри формы и границ, где оно может быть легче обращено в добро воплощенной Душой  по мере того, как одна за другой приходят возможности уплаты кармических долгов, накопленных за прошлые жизни вследствие злобных мыслей и поступков.

   Вот мы и подошли к вопросу влияния характера на карму и кармы на    Представим себе такую картину. Перед нами пруд, и мы бросаем в него камни. Они могут быть очень большими и тяжелыми, а могут быть маленькими и даже малюсенькими. Бросая камень мы, приводим воду в движение. Волны будут двигаться в направлении от центра, куда попал камень, к берегу. Когда они достигнут берега, то получают импульс обратного движения и возвращаются к исходной точке. Но на этом действие не прекращается;  волны могут совершить один круг, а могут совершить много кругов, пока не иссякнет их сила.

   Обычно количество кругов зависит от размера и веса камня, и той силы, с какой мы его бросили.  Именно вес и размер камня главным образом и являются причиной многократных циклов волн.

   Так и в случае кармы, именно первопричина поступка, мысли, чувства и сила, с которой мы это все бросили в пространство, и определяют силу обратной волны кармы и количество её волн, то есть, сколько воплощений будет ею задето.

   И если наш «камень» имел негативный смысл, то он и дает нам величайшие страдания, как физические, так и духовные.

   Мы все являемся единым целым, единым человечеством. И пока мы это не поймем, наша карма будет преследовать нас, создавая наш характер и характер общения с окружающими. Никто на Земле  не изолирован, и каждый влияет на каждого.

   И хотя наша карма зреет в нашей ауре и сохраняется в ней в виде сканд, но наши мысли, мысли разъединения или единения, мысли добра или зла, либо утяжеляют её, либо облегчают.

   Сталкиваясь с другими людьми, мы приводим в действие закон и получаем заслуженное воздаяние: за добро – добром, за зло – злом. В Учении Живой Этики сказано: « Всё, до иоты, должно исполниться, но горе исполнителю». ( Цитату привожу по памяти).

   Эти исполнители берут на себя ответственность, за проявление кармы, но ведь карма – это воля закона, воля исполнителей её – Владык Кармы. Мы, люди, не можем решать, в чем и как виноват другой человек. «Не судите, да не судимы будете».

   Поэтому мы, как сказано в Библии, должны прощать других до семидесяти семь раз, чтобы не усиливать волны негативных энергий в пространстве. Их и без того много. Сказанное не касается злонамеренных действий, которые несут в себе волны хаоса и грозят гибелью человечеству. Но и к ним, людям, творящим такое зло, у нас в душе не должно быть ответного зла, а сострадание, хотя и бороться с ними необходимо.

     И даже для этого нам надо изменить свой характер. Слишком наша самость, наше маленькое, астральное «я», хочет нами командовать. И командует многими.

   И если наша зрелая карма сложена негативным характером прошлого «животного», астрального человека, то теперь наступает новое время, Новая Эпоха, когда человек должен стать Богочеловеком, Со – Творцом пламенного Логоса.

    И со старыми привычками в Новый  Мир не пройти.

   Есть поговорка: «Посеешь привычку – пожнёшь характер». Значит, наше внимание должно быть направлено на наши привычки действовать, думать, чувствовать. Учение Живой Этики призывает идти новыми путями. «Новое знамя требует новых людей», - говорится в книге  «Зов» (12.4.23.) И еще: «Вы уже знаете о качестве действий и можете уже приметить новые подходы к действию». (Об – на, Урга, вступление). 

 Но как же быть с характером, с его привычками?  «Привычка, что собачий хвост, сколько его не распрямляй, он всё равно закручивается», - сказал С.Н.Рерих в одной из радиобесед.

    И тут нам должна помочь воля и желание измениться.

    Одним из препятствий к изменению характера, к самосовершенствованию, к созданию положительной кармы служит самообман, которым страдают многие люди. И чем тщеславнее человек, тем упорнее и категоричнее он отрицает наличие подобного недостатка в своем характере. И тут главное  - признания наличия этого качества. А это трудно, ох как трудно. Но честность признания – это главное в работе над собой, над своим характером. Это «чудовище» самообмана вырастает из малого.   Вот почему Учение Живой Этики призывает обращать внимание на малое, на мелочи жизни и нашу реакцию на них.

     «Чудовище самообмана растет от мелочей завышенной самооценки на протяжении многих жизней, и как другие недостатки характера должно быть уничтожено упорным трудом. Этот «Дракон» обязательно должен быть побеждён. Не зря в сказках говорится, что отрубленные головы дракона вырастают вновь и нужно не устать в битве с ними.

    «Самообман – наиболее трудно распознаваемая, глубоко укоренившаяся черта человеческой природы» - сказано в Учении Храма (т.1 ч. 2 стр. 247). Она, как наше родимое пятно, и избавиться от него тяжело, и сердце при этом истекает кровью. Но избавиться от него крайне необходимо, иначе нет пути в Новый Мир, И душа человека должна пройти это испытание.

     Поэтому, как бы ни было это качество укоренившимся в нашем сознании, нашем характере, как бы ни была задета гордость, чувство собственного достоинства или репутация – необходимо принять этот удар судьбы.

    Мы не можем никакими аргументами убедить друга, что он был неправ, и не докажем врагу, что он ошибся, если наносим ему ответный удар. Этим мы только укрепляем негативные качества своего характера и вновь создаем негативную карму.

    Есть только один верный способ победить этого «дракона», - это очисть свою ауру от сора, сколько бы его ни было, и так мы можем стать победителем самого себя.

    Но как это практически сделать?
Так  все же, как нам победить своего дракона? С чего лучше всего начать менять свои привычки, которые так часто создают нам негативную карму.

   Наверное – с самоанализа. Да, нужно произвести честный  самоанализ с тем, чтобы выявить те препятствия, те привычные наши качества, с которыми мы как будто срослись, но которые нужно преодолеть в себе, иначе нам никогда не изменить свою карму.

   «Самоанализ позволяет определить, что именно в характере человека подлежит улучшению, что изжитию и что развивается нормально. Цель самоанализа – усовершенствование», - говорится в Гранях Агни Йоги. (1969г. 416 (Гуру).

     И если мы будем честны в самоанализе, в анализе своих качеств, которые являются  причиной или мотивом  создаваемой кармы, то обнаружим в себе те свойства характера, те их проявления, как бы они малы нам ни казались, которые мы видим в других и так горячо желаем их исправить.

    Даже если эти свойства еле - еле намечены, они не явны, но они есть, и они ожидают острого желания или подходящего окружения, чтобы выявиться со всей своей силой и дать толчок к созданию не всегда положительной кармы в будущем.

     И пока мы не готовы провести честный и суровый самоанализ своих привычек, желаний, склонностей, мы не можем избежать ошибок и преодолеть то, что нам мешает.

    Видя недостатки других людей, мы часто бываем склонны их осуждать или просто хотим помочь им избавится от их ошибок.

    Но начинать надо с себя.  Выявив в себе качество, увиденное в другом  (а выявить мы можем путем самоанализа, причем честного и сурового) следует приложить силы к его изменению, то есть трансмутации. На эту тему в интернете много написано статей психологов.

  Но, не изменившись самим, пытаться изменить других – очень сложно.  Очень трудно убедить других в чистоте своих намерений и в том, что мы можем судить справедливо в каждом конкретном случае.

     Самоанализ побуждает нас к переменам.  Нам необходимо добраться до основ своей натуры и определить, какие черты нужно развить, а с какими нужно бороться. Нам нужно сознательно приступить к этому процессу, только тогда мы можем изменить  себя. А меняться нам нужно в большинстве своем.  Для того мы и приходим на Землю, чтобы стать лучше, чище, светлее.

    Однако многие не готовы к этому.

   Что же мешает?  А мешает духовная лень, инерция,  то -  есть желание жить по старому, не меняясь самим, а стремиться изменить окружающие условия и других людей. На Востоке эта лень названа Тамас (неподвижность, инерция, затемнение).

    Стремиться изменить окружающие условия, изменить следствие совершенного когда – то действия, а не его причину, не приводит к положительным результатам, и в будущем мы получим те следствия, ту карму, которая подобна той, что мы имеем сейчас.

   Но если мы поймем, что наши побуждения сомнительны, как это и бывает часто, если доберемся до скрытого за ним  нашего желания  и увидим, что оно эгоистическое, непродуманное или просто нечеткое, то следует сосредоточить всю свою волю и применить самовнушение. В этом действии нужно утверждать то положительное, что мы хотели бы иметь в себе.
 
  «Но для каждого самовнушения нужно предпослать мысленный приказ», - предупреждает Агни Йога. (Аум 160). Опять мы приходим к значению четкой, чистой и сильной мысли.

  Если часто применять самовнушение, причем с достаточной силой и упорством, то в один прекрасный момент мы увидим, что наше подспудное желание  уменьшается, гаснет, увядает, а на его место приходит то высокое желание, которое мы и хотим утвердить в себе. То есть мы добьемся  изменения себя, своих желаний, качеств, а, следовательно, будем создавать лучшую карму будущего.

    Но стремиться именно к созданию лучшей кармы для себя, а не изменить себя, не следует.  Это желание эгоистическое. И когда – то оно обернется горем, как и все проявления эгоизма. Лучше думать о благе всех. На Востоке есть поговорка: «Мудрый желает счастья для всех, где и ему найдется кусочек».

  Но есть и другая опасность в самоанализе. Это самокопание, самотерзание.
   «Самокритика и самоанализ хороши до тех пор, пока они дают силу бороться со своими недостатками, пока они не тушат огней и не лишают веры в себя и желания двигаться дальше. Самоанализ может легко превратиться в терзание и самоедство, обессилить и нанести вред. Следует быть очень внимательным, чтобы не перейти той границы, когда полезность  сурового и критического отношения к своим недостаткам превращается в нечто весьма неполезное». (Грани Агни Йоги 1968г. 446.)(Авг. 23).

   Но если мы обнаружили, что наши желания и черты характера  так укрепились в нас, что мы не можем справиться с ними, то можно просто перестать с ними бороться и так наполнить свой  ум иными вещами, чтобы места для прежних не осталось. И тогда они исчезнут.

   Безусловно, нужна сильная воля. Нужно большое мужество, чтобы посмотреть на себя со стороны, посмотреть правде в глаза, чтобы увидеть свои недостатки.  И мы можем это сделать, если мы не отъявленные эгоисты, подчинившие жизнь своему низменному, «животному» «я». А оно очень хитро. Оно часто рядится под положительные качества. Так тщеславие дает мнимое мужество. И тогда понятие долга и  чести не приходят в голову эгоиста. Можно привести множество таких примеров.

   Но человек не может жить только для себя. Жизнь «для себя» подобна раковой клетке, которая, в конце концов, ведет к гибели весь организм.  И только жизнь для Общего Блага дает Истинную Жизнь.  Человек тогда помощник, учитель, наставник для своего ближнего, даже просто одним своим присутствием. В противном случае он преграда между своими собратьями, часто преграда многим на их пути.

   Но чем больше желание человека служить Общему Благу, чем больше его умственные способности, чем больше его любовь к ближнему, тем большую пользу он принесет всему миру.

   В отношении текущей кармы можно назвать признаки победы над ней.

 Это в первую очередь – как бы её исчезновение. Энергии кармы истощились. Все сразу как – то меняется. Меняются обстоятельства, меняются события, меняются взаимоотношения людей. Всё происходит как бы само собой.

   И второй вариант.

    Мы путем работы над собой изменяемся настолько, что то, что происходит, что дает нам карма уже нас не трогает. Хорошая поговорка: «Собака лает, караван идет». Караван – это мы, собака – наша карма Мы не обращаем внимания на то, что происходит, хотя ситуация еще остается. В конце концов «собаке» надоедает лаять, и она замолкает. Тогда и заканчивается карма.

  Может возникнуть вопрос: «Почему в статье о карме так много  места уделено самоанализу?»

   Именно потому, что самоанализ, выявление своих негативных качеств, свойств характера и дальнейшая трансмутация позволяют нам подойти ко второму способу реакции на текущую карму, когда она действует, а мы просто не реагируем на неё. Или реагируем как на урок жизни. Ведь нас учит всё: и радость и страдание. Мы все – ученики Жизни.

 В работе использованы:
1 Книга «Аум».
2.Грани Агни Йоги 1968 год
3. Учение Храма 1 и 2 том.