О детской поэзии. Адела Василой

Детская Литература Нового Века
ВВЕДЕНИЕ. О ЦЕЛЯХ И ЗАДАЧАХ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

С самого начала надо прояснить для себя ключевой вопрос: что такое для ребёнка детская поэзия (стихи для детей), определить этот феномен кратко и по возможности точно. Если разобраться, для чего она нужна, то сразу становится ясно, что это - способ общения с ребёнком, причём общения не скучного, бытового: "Иди кушать!", "Сиди прямо!", "Ты зачем разбросал игрушки?", а в некотором смысле праздничного, развлекательного и ласкового - общение такого рода призвано усилить психологические связи между ребёнком и взрослым. Насладились вместе музыкальностью стихотворения, прикоснулись к прекрасному, узнали что-то новое, взглянули на мир с неожиданной стороны, вместе посмеялись или поплакали даже - и ребёнок переполнен добрыми чувствами и любовью к Вам. И Вы тоже... Этих минут совместного путешествия в сказку - потому что каждое стихотворение должно быть маленькой сказкой - никогда не забудет ни взрослый, ни ребёнок. Эмоциональность, которая сопровождает такого рода общение - это ещё и мощный воспитательный фактор, с помощью которого мы можем наладить эффективный положительный контакт с ребёнком. Эпизоды такого общения можно использовать и потом, вместо "занудного" и ворчливого поучительства, к примеру: "Ты что, хочешь быть похожим на того поросёнка, который купался в грязи?". Ненавязчивое, но яркое, богатое ассоциациями поучение, высказанное с улыбкой от приятного воспоминания,  гораздо эффективнее дежурного ворчания. Ребёнок обязательно оценит это. Можно сказать, что стихи имеют пролонгированный воспитательный эффект, который можно долго эксплуатировать всем на пользу.

Кроме этого, такое общение, как правило, имеет также и познавательное значение - в стихах ребёнок встречает новые слова, обозначающие незнакомые ему предметы и явления, осваивает понемножку родной язык, приобщается к музыке речи, плавной и ритмичной, в зависимости от стихотворения. Он получает наглядное представление о содержании только что приобретённых знаний - через иллюстрации, сопровождающие обычно стихи для детей в книжках и журналах. Этот симбиоз между художественной речью и изображением очень эффективен - и очень важен для ребёнка, приближая "книжный" способ познания мира к привычному, через реально наблюдаемые явления и предметы. Это помогает ребёнку "домыслить" обретённые знания, образовывая ассоциативные и логические связи между новыми словами и обозначаемыми явлениями или предметами, развивает воображение.

Итак, детская поэзия - это:
- способ общения с ребёнком;
- способ познания мира;
- средство развития его мыслительных способностей и воображения;
- способ развития его эмоциональной сферы;
- средство приобщения ребёнка к красоте;
- лёгкий, ненавязчивый способ привить ребёнку правильные взгляды на нужные для его воспитания моральные принципы и навыки цивилизованного человека;
- своеобразная тренировка его способности понимать юмор, что также очень важно для адекватного реагирования на жизненные реалии и для его успешного контакта с обществом.

1. О ХАРАКТЕРИСТИКАХ ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ КАК ЭФФЕКТИВНОГО ИНСТРУМЕНТА ПОЗНАНИЯ

Теперь зададимся вопросом: какой должна быть детская поэзия, чтобы она могла с успехом служить инструментом познания, эффективно выполнять свою функцию общения и свои воспитательные задачи? Наверное, все согласятся, что она должна быть доброй - без этого весь "воспитательский заряд" пропадёт впустую, да и общение может стать неприятным. Ребёнка легко шокировать грубым словом, жестоким эпизодом, да и фонетические, и ритмические "ляпы" могут вызвать у него неприятие - ребёнок говорит "мне не нравится", ещё не вполне понимая, почему. Но мы-то должны понимать, что стихи для детей должны быть "легкоусвояемы" - и в эмоциональном, и в познавательном, и в «техническом» (с точки зрения стихотворной формы) плане. Они должны быть безупречны с точки зрения фонетики, ритмики, музыкальности и выразительности. "Общение стихами" с маленьким ребёнком, ещё не умеющим читать - это вербальное искусство. Мы читаем стихи вслух, стараясь сделать это как можно лучше, включая все свои актёрские, музыкальные и прочие возможности. Стихи должны оказывать на ребёнка художественное впечатление, усиливая  влияние текста по-настоящему художественной формой, и будучи дополнены хорошим исполнением. Такие стихи, независимо от содержания, уже заключают в себе воспитательный момент - они воспитывают у ребёнка хорошие чувства и хороший вкус, даже если в стихотворении нет явных "педагогических замыслов".

Согласно классику детской литературы Корнею Чуковскому, основные ориентиры детского поэта в том, что касается техники стихосложения и особенностей детского восприятия, таковы:

1. Графичность - «…наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порой и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность". (с) К.Ч.

2. Динамичность образов - "Наибыстрейшая смена образов — …второе правило для детских писателей". (с) К.Ч.

3. Лиричность - "Третье правило заключается в том, что эта словесная живопись должна быть в то же время лирична". (с) К.Ч.

4. Динамичность ритма - "…подвижность и переменчивость ритма была для меня четвёртой заповедью". (с) К.Ч.

5. Музыкальность - "Повышенная музыкальность поэтической речи". (с) К.Ч.

6. Удобная рифмовка "Рифмы в стихах для детей должны быть поставлены на самом близком расстоянии одна от другой". (с) К.Ч.

7. Смысловая нагрузка рифмы - "Седьмое правило заключается в том, что те слова, которые служат рифмами в детских стихах, должны быть главными носителями смысла всей фразы". (с) К.Ч.

8. Целостность строки - "Каждая строка детских стихов должна жить своей собственной жизнью и составлять отдельный организм". (с) К.Ч.

9. "Незлоупотребление" прилагательными -"Не загромождать своих стихов прилагательными…"  (с) К.Ч.

10. Десятая заповедь заключается в том, что преобладающим ритмом ребячьих стихов должен быть непременно хорей. (с) К.Ч.

11. "Стихи должны быть игровыми, так как, в сущности, вся деятельность младших и средних дошкольников, за очень небольшими исключениями, выливается в форму игры". (с) К.Ч.

12. "Не забывать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэзией!" (с) К.Ч.

13. "В своих стихах мы должны не столько приспособляться к ребёнку, сколько приспособлять его к себе, к своим “взрослым” ощущениям и мыслям". (с) К.Ч.

Думаю, что не следует впадать в панику - как же всё это соблюсти и совместить в одном стихотворении? На самом деле часть этих правил касается техники - с 5 по 10, например, где указаны требования и рекомендации по фонетике и ритмике стиха (простота ритма и музыкальность стиха), по рифме и схеме рифмовки (смежная рифма, смысловая нагрузка на рифму), по стилистике (автономность строки, незлоупотребление прилагательными).
 Остальные требования касаются особенностей детской психики - подвижности детей, их склонностью к игре, образному восприятию мира...  Следует обращать особое внимание на эмоциональный окрас стихотворения в целом и отдельных его частей, стремиться к логическому единству и гармонии в целом.  Негативные эмоции в стихотворении для детей провоцируют ответный "негатив", который отражается на автора и его стихотворение, поэтому таких вещей следует избегать, особенно если в стихотворении "зло" остаётся безнаказанным. Также к основным ориентирам детских поэтов в деле художественного воспитания детей относятся лиричность, опять же образность и динамичность (что исключает скуку), их ролевая (игровая) наполненность, и наконец - главное требование к стихотворениям любого жанра: быть настоящей поэзией,  безотносительно к возрасту.

Я бы не советовала "набрасываться" на это сразу, стараясь втиснуть "всё в одном", можно усвоить эти принципы и подходы к стихосложению постепенно, исходя из своих собственных навыков и "ощущения поэзии". Некоторым детским авторам эти "установки" интуитивно понятны уже давно, другие интересовались этим и читали заповеди Чуковского, и уровень мастерства тоже разный. Поэтому постарайтесь продвинуться в том, что пока не очень вам удаётся, держа на прицеле, неизменно, 12-е правило Чуковского, которое тесно перекликается с известной максимой: "Писать для детей надо так же, как для взрослых, только лучше!" Сразу, конечно, может и не получиться, но стремиться к этому надо... хотя бы так же хорошо.

В нашем сетевом детском журнале - "Избушка на Седьмом Небе" на сайте Стихи.ру накопился достаточно обширный опыт на основе проводившихся конкурсов стихов для детей. У нас сравнительно стабильная система с устоявшимися принципами, но мы стараемся всё же её улучшать по мере накопления нового опыта. С самого начала мы стремились активно влиять на процесс творческого роста наших перспективных авторов, что и сказалось на качестве конкурсных стихов. Для пользы дела, считаю целесообразным сообщить нашим авторам, на что следует обратить внимание при написании стихов для детей, чтобы добиться побед в наших конкурсах. Приведу краткое описание критериев, по которым члены нашей судейской коллегии оценивают стихи для детей.

     1. Хорошая техника стихосложения. К этому критерию относится:
            - безупречный ритм (без сбоев),
            - хорошая рифма (глагольные рифмы допускаются в крайне ограниченных пределах),
            - лёгкость прочтения (фонетика и лёгкость стиля),
            - естественность изложения ( отсутствие инверсий и сложных грамматических форм),
            - простота фраз, не загруженных прилагательными и «лишними словами»,
            - доступная ребёнку лексика,
            - доступность используемых художественных средств (сюда включаем ритм и образы),
            - правильная орфография.

2. Художественность. К этому критерию относится:
            -  хорошая, «плотная» и оригинальная образность,
            - динамика повествования,
            - оригинальность и  богатство лексики,  «детское» словотворчество,
            - фонетические изыски (аллитерации, игра слов),
            - юмор,
            - эмоциональность,
            - привлекательность и оригинальность сюжета.

3. Знание детской психологии - здесь учитываются также особенности детского восприятия - дети не любят длинных, пространных стихов, если сюжет достаточно прост и не способен увлечь настолько, чтобы они могли вытерпеть долгое прочтение. Сюда же относим использование длинных строк и нелюбимых детьми сложных размеров. Хорей и ямб - это то, что им нужно, если только это не стихи для старшеклассников. Также следует учесть. что дети дошкольного возраста не любят сложные глагольные формы - они их не вполне ещё понимают и не умеют ими пользоваться. То же относится к прилагательным - список используемых ими прилагательных достаточно ограничен.

Несколько примеров.

Пример стихотворений моно-спектаклей — лёгких, динамичных, с юмором:

Чашка. Игорь Калиш

Говорит кокетка-Чашка:
- Всех милей я.
Правда, Сашка?
Ты не знаешь, невзначай,
Как без чашки выпить чай,
Сок, напитки, молоко...
Нет, без Чашки нелегко.

И прошу я о почтенье.
Выпил чай и съел печенье?
А теперь меня помой.
Вот спасибо, дорогой!

Тополь. Игорь Шандра

По дороге тополь
Мне навстречу топал,
Я катил велосипед,
И конфеты лопал.

Тополь зашумел:
– Привет!
Как дела, Андрюха?
Вот, иду купить конфет.

Я махнул рукой в ответ
И сказал:
– Ни пуха!

Пример стихотворения в стиле абсурда:

Цапля. Адела Василой
 
Дед Цапля служил на болоте
Грот-мачтою в цапельном флоте...
Раскинув вовсю паруса
Шагал он по водам с утра!

Ой, мачта кренится, аврал...
Дед Цапля лягушку поймал!
Легко устранит неполадки:
Проглотит - и мачта в порядке!

Пример детских стихотворений с использованием «хитрых» аллитераций:

ЧАЙка. Татьяна Керстен

Вкусный ЧАЙ готовит ЧАЙка.
Не ленись, гостей встреЧАЙ-ка!
ЧАЙник ставь на столик чайный,
И сервиз необыЧАЙный!
И спешат пить ЧАЙ у ЧАЙки
Все мыЧАЙки и рыЧАЙки.

ВОРон. Татьяна Керстен

По дВОРу гуляет ВОРон.
Дождь на дВОР прольётся скоро.
- Не пора ль поВОРотиться,
В подВОРотне приютиться?
- В подВОРотне пять дВОРняжек,
дВОРник с ВОРохом бумажек
И проВОРные коты.
…ВодВОРюсь-ка я в кусты!

Эти два последних стихотворения, в сущности, предельно приближены к такому фольклорному жанру, как скороговорка, но читаются без особых усилий, весело и со смаком. Частая повторяемость  определённых элементов уже располагает к юмористическому восприятию и вызывает неподдельный интерес. Каламбурные рифмы ещё добавляют стихотворениям прелести, развивая в детях наблюдательность и чуткость слуха по отношению к художественному слову. Скороговорки, вообще говоря, очень полезны детям для развития речи, и заслуживают отдельного рассмотрения, благо многие наши авторы обрели мастерство написания стихотворений-скороговорок для детей, от самых простых до весьма сложных. Отличает их от фольклорных скороговорок безупречная стихотворная форма и достаточно развитый сюжет со своей «сказочной», фантастической, или обычной, бытовой, но хитрой детской  логикой. Например:

Орех. Игорь Шандра

Вырос, как на грех,
На горе орех.
На орех полез,
На ребре - порез.
А в зубах – прореха,
Всё – из-за ореха!

Вешенки. Адела Василой

Лешие и лёшенки
Обожают вёшенки:
Вёшенок развесили
По лесам да весям,
Веселятся вёшенки:
- Ох, накуроле-есим!

По сути, все наши требования укладываются в схему Чуковского, будучи  расширены в разумных пределах. К примеру, жёсткое требование Чуковского об исключительном использовании хорея многие современные детские авторы считают излишним - ямб по простоте не уступает хорею, а со временем детей можно приобщать и к трёхсложным ритмическим схемам, если они уже достаточно приобщились к детской поэзии. Дети старшего школьного возраста должны быть хорошо подготовлены к восприятию классической поэзии, включая пейзажную, философскую и любовную лирику
романтического толка.


2. ЖАНРЫ В ДЕТСКОЙ ПОЭЗИИ

Совершенно очевидно, что рамки детской поэзии необходимо раздвигать. Дети должны получить от нас, детских поэтов, то разнообразии возможностей и средств для своего интеллектуального, эмоционального и художественного развития, которые мы в состоянии им предоставить, учитывая при этом новые, практически неограниченные условия современного развития технических средств. Для этого необходимо развивать те жанры детской литературы, которые имеются на сегодняшний день, и придумывать новые, которые были бы интересны детям своей новизной, познавательностью и добрым детским юмором.

В Википедии дается определение детской литературы, как:"... это литература, специально предназначенная для детей до 14—16 лет и осуществляющая языком художественных образов задачи воспитания и образования детей." Конец цитаты. При этом вопрос о жанрах детской поэзии остаётся открытым - в перечисляемых жанрах ДЛ (детской литературы) среди достаточно обширного списка для детской поэзии отведен один-единственный жанр: стихи. К тлму же, в этом определении проигнорирован совершенно такой важный аспект детской литературы, независимо от того, стихи это или проза, как развлекательность. Между тем, этот аспект чрезвычайно важен и непосредственно связан с "озвученными" в определении задачами воспитания и образования - когда это делается без чувства и без улыбки, оба процесса становятся скучными и не вдохновляющими на развитие, как в интеллектуальном, так и в моральном плане. Причём замечу, что классики детской литературы это отлично понимали и с удовольствием использовали этот фактор в своих произведениях.

Что касается жанров, то их гораздо больше - существуют такие фольклорные жанры, как прибаутки, дразнилки, скороговорки, считалочки, загадки, басни, колыбельные, которые известные детские писатели и поэты "брали на вооружение" и развивали, наделяя их новыми качествами, касающимися как формы, так и содержания. Например, прозаический фольклорный жанр сказки вообще дал жизнь новому жанру - стихотворной сказке. На этом поприще трудились многие поэты, писатели и переводчики, обогатив оригинальную и переводную русскую детскую литературу многими замечательными произведениями этого жанра, начиная с Пушкина и Ершова и кончая детскими писателями и поэтами ХХ-го века - Корнея Чуковского, Сергея Михалкова, Самуила Маршака, Бориса Заходера, Эдуарда Успенского и других.

Сосредоточимся, однако, на миниатюрных жанрах. Понятие "стихи для детей", абстрагируясь от сказок, довольно-таки растяжимое по форме и объёму. Очень многие неопытные детские авторы тяготеют к созданию крупных форм, по принципу "чем больше, тем лучше". Это - в корне неправильный принцип, так как сюжет, по большей части, сам определяет размер будущего произведения. Особенно это касается стихов для малышей - маленькие "камерные" сюжеты прекрасно укладываются в небольшие по объёму стихотворения, их не надо "растягивать", насколько у автора хватает творческих сил и неиспользованных рифм, которые он непременно желает довести до сведения публики. Тем более, что, учитывая использование простой, "детской" лексики, нельзя ожидать каких-либо из ряда вон выходящих оригинальных рифм - как правило, они достаточно банальны для "взрослого уха". Сосредоточиться необходимо на блестящем изложении вашего маленького сюжета - ярком, образном, насыщенном красками и юмором, и сделать это ясным, чётким, доступным маленькому человеку языком, без выкрутас и излишеств. Иногда бывает трудно остановиться - закусив удила, Пегас детского автора готов унести его в дальние дали, оставив далеко позади своего маленького читателя-слушателя. А остановиться необходимо! Для этого и нужны, на мой взгляд, "ограничители", которые помогут автору держаться в рамках определённого им заранее жанра. Правила жанра - это отличное средство дисциплинировать автора, помочь ему уложить "головоломку" ("паззл", как нынче говорят) ещё не написанного шедевра в намеченные заранее контуры. Крупные формы доступны только достаточно уверенным в себе мастеровитым авторам - пока автор не достиг такого уровня, ему лучше ограничиться малыми формами.

К сожалению, в поэзии для детей нет такого обширного разбиения по жанрам, кроме уже упомянутых мною фольклорных форм. Это, на мой взгляд, необходимо сделать, поскольку будет способствовать быстрому росту авторов и прогрессу в этой области. В конкурсах "Избушки на Седьмом Небе" мы уже опробовали некоторые жанры, которые есть во "взрослой поэзии", а также и некоторые из тех, которые сложились стихийно ранее в произведениях признанных мастеров, детских поэтов. Как-то: двустишие, четырёхстишие, восьмистишие.

Мы впервые испробовали жанр "детского сонета" с вариациями:
http://www.stihi.ru/2016/01/09/258
А вот и лучшие стихи конкурса детского сонета:
http://www.stihi.ru/2015/12/28/9993
Как видите, авторы отлично справились с новой формой и её вариациями.

Также впервые испробован жанр детского лимерика:
http://www.stihi.ru/2017/06/01/653

А вот лучшие стихи конкурса двустиший, четверостиший, восьмистиший и детских сонетов:
http://www.stihi.ru/2017/08/21/942
http://www.stihi.ru/2017/08/26/9956

С 2012 года мы регулярно проводим конкурсы экфразисов - стихотворений, написанных по картинкам:
http://www.stihi.ru/2012/02/18/9205
http://www.stihi.ru/2012/03/03/333
http://www.stihi.ru/2012/04/03/1439
https//www.stihi.ru/2013/05/06/6658
http://www.stihi.ru/2013/12/14/1399
http://www.stihi.ru/2015/11/11/1505

И всё это богатство ещё  ждёт своей реализации в виде электронных и бумажных книг для детей.


3. О ДЕТСКОМ СОНЕТЕ

Поэты, которые пишут для детей, вероятно, частенько задумываются о том, зачем им это надо, какое место занимает детская поэзия в жизни ребёнка и как она влияет на процесс его обучения и воспитания. Во-всяком случае - должны бы, поскольку "звание" детского поэта очень ответственно. И первое, что нам приходит в голову, в оправдание нашей стихотворческой деятельности, это - что мы учим ребёнка добру и красоте.

1.      Учим  красоте.
Мы все относимся к детству по-особому – как к полному открытий и сюрпризов поре нашей жизни, отмеченной тёплым светом родительской любви и снисходительности. Наверное, поэтому детская поэзия нам кажется этаким «полем чудес», где вырастет всё, что ни посадишь, наслаждаясь полной свободой творчества, без всяких правил и законов.  Излишне говорить, что это не так: всякая свобода относительна, в том числе и свобода творчества.  Я бы даже сказала, что творчество по самой своей сути есть поиск красоты и порядка, то есть закономерностей в окружающем мире.  И если мы, взрослые, можем дать себе передышку, бездумно и бесцельно проводя какой-то «временной отрезок» своей жизни, делая что-то автоматически, по заученным когда-то  навыкам, то дети этого делать не могут.  Сама природа снабдила их бьющей через край энергией, чтобы они за возможно более короткий срок усвоили всё, что надо для выживания и приспособились к этому большому, сложному и страшно интересному миру. И что же они делают, по сути? У них, образно говоря, есть большая пустая картотека (мозг), которую они стремятся поскорее заполнить нужной информацией, собирая её по крупинкам, тщательно сортируя и складывая подобное к подобному – то есть, пытаясь найти объединяющие их закономерности и классифицировать согласно этим закономерностям. Хорошо рассортированные знания – это клад, сваленные в беспорядке – свалка.  Очевидно, что кладом пользоваться сподручней, чем свалкой.  И наша задача, помочь им в этой исследовательской и организующей деятельности. Большинство родителей делает это инстинктивно, пользуясь своей генетической памятью, и лишь потом начинают это делать сознательно. Что мы предлагаем маленькому ребёнку? Мы предлагаем ему игрушки - красивые, интересные…  Краски – яркие, сочные, формы – простые, симметричные. Вот это, малыш – красный цвет, а это – синий, жёлтый, белый, чёрный…  Вот кубик, вот шарик, вот пирамидка.  Мы учим его красоте с самых её истоков, с простейших её проявлений. А в основе красоты лежит симметрия. Во всём, что поддаётся восприятию нашими чувствами – в формах, ритмах, цвете.  Все искусства начинались с простейших форм симметрии – живопись, музыка, архитектура, стихотворчество.  Повторение подобных элементов, их варьирование по величине, высоте, громкости, цвету… Уча ребёнка  красоте, мы учим его находить точки опоры в той бесформенной, хаотичной и непонятной картине, которая предстаёт перед его взором с того самого момента, когда он впервые открывает глазки. Учим ориентироваться в ней, классифицировать предметы и явления, делая их сравнительный анализ, находить связи между ними, складывать мозаику мира, наконец.

2. Сложность и простота «в одном бокале».
При этом надо учесть, что мир для нас состоит из нескольких независимых «доменов», как бы совсем не связанных между собой – это потому, что наши органы чувств «поставляют» нам информацию совершенно различного характера.  Тем не менее, понятие красоты универсально – мы можем сказать «красивый вид», «красивая мелодия», «красивый дом»,  «красивое стихотворение», не задумываясь о том, что эти красоты совершенно разные – одна нам воздействует на зрение, другая – на слух, а последняя… На что же воздействует стихотворение, о котором мы говорим, что оно красивое? Ну, во-первых, на слух -  мы воспринимаем его ритмику, мелодику, симметрию звуковой «аранжировки» (равностопные строки, рифмы, аллитерации), и во-вторых – смысл и логику стихотворной речи, открывающей нам новые ценности и воздействующей на наши эмоции, пользуясь их связующей силой, способной вызывать ассоциации с тем, что нам уже знакомо и пережито. И в то же время, оно должно обладать элементами новизны – это мы ценим превыше всего в любом виде искусства, в том числе и в  «словесном творчестве».  И что интересно, именно этот вид творчества является в некотором роде универсальным, связующим звеном между другими жанрами – с помощью слов мы можем «рисовать» картины в воображении читателя, воздействовать на его «музыкальный нерв», на «ритмоощущение», и даже заставить его «почувствовать» вкус и запах.

3. Форма, как организующая сила.
Надеюсь, я вас уже убедила, что симметрия совершенно необходима в том виде творчества, которое мы с вами гордо и трепетно называем поэзией. Симметрия – в широком понимании этого слова:  повторы подобных элементов (строк с чёткой ритмической и фонетической организацией), чёткая графическая форма, чья организующая сила при чтении бесспорна, смысловая игра, связующая разрозненные элементы в единое целое и создающее тем самым гармонию законченного произведения.
Форма – это тот великолепный хрустальный фужер, в который мы наливаем прекрасный нектар поэзии. Мы  можем его налить и в щербатую кружку сомнительной чистоты, но эффект, согласитесь, будет совсем не тот.  Поэтому мы и стремимся облечь своё творчество в безупречные формы… Детская поэзия – не исключение. И хотя мы понимаем, что чересчур сложные, вычурные формы в детской поэзии применить нельзя, мы не должны ограничивать те художественные средства и приёмы, которыми пользуемся, остановившись на тех рубежах, которые давно уже пройдены и чьи возможности исчерпаны.

4. «Дети индиго» и устаревшие понятия.
Я как-то спросила у одного детского психолога, какой должна быть поэзия для детей, на что надо обращать внимание в первую очередь, и она мне посоветовала примерно следующее: читать детям Агнию Барто и не мудрить.  А когда я пригласила её почитать современные стихи для детей и дала ссылку, то она сказала откровенно, что не разбирается в детской поэзии. Ничего плохого об Агнии Барто не скажу – в своё время она была лучшей детской поэтессой. По крайней мере, нас так учили. Но ведь мир меняется, становится всё сложнее, и дети меняются вместе с ним!  Есть дети, которые в 5 лет пишут музыку и дают концерты, решают сложные математические задачи, учатся в Университете, поют, как примадонны, танцуют, как боги… и таких детей становится всё больше! Сказать, что это «дети индиго» - значит просто наклеить этикетку на совершенно непонятное нам явление, и не значит объяснить его.   А наследники совковой педагогической и психологической наук продолжают талдычить заученные устаревшие истины, что «мозг ребёнка» в 5 лет способен на то-то и то-то и не способен ни на что другое.  И даже – что пытаться его развивать «сверх рекомендуемого» опасно для психического здоровья ребёнка. Но, несмотря на «мудрое мнение» таких горе-психологов, заинтересованные в эффективности процесса интеллектуального и физического развития своих детей родители всё чаще преступают запреты, всё  чаще учат своих детей с малых лет тому, что «не рекомендуется» - и достигают при этом отличных успехов!  К счастью, не одни дурные примеры заразительны, хорошие – тоже. «Дети индиго» отличаются от своих сверстников не только хорошей наследственностью, но и (в основном) тем, что им посчастливилось иметь ответственных и заинтересованных в их жизненных успехах родителей, для которых дети – не «биологический долг", а живые любимые росточки семейного древа, способные  качественно и эффективно продлить его, избежав ошибок воспитания, которые сделали их собственные предки – просто по традициям семьи и социальной среды. Я не утверждаю, что все традиции плохи – но и хорошие традиции ограничены эпохой и нуждаются в критическом переосмыслении и развитии.

5.     О сонетной форме в детской поэзии.
Наконец-то я закончила свои краткие вступительные тезисы по поводу детского сонета…  Не скрою, их целью было убедить  детских поэтов в его плодотворности и организующей силе для начинающих (и не только) детских поэтов, помогающей им избавиться от длиннот и рыхлого изложения своих маленьких сюжетов, не требующих крупных форм, как, например, сказка. И не забывайте, что у Краткости, кроме своего знаменитого брата, были ещё и сёстры, самые известные из них – Чёткость и Ясность.  И когда вся семейка дружно трудится над очередным произведением, то делает это во славу обожаемого всеми женского божества – Красоты.

Итак, детский сонет… Детский сонет - это короткое стихотворение, состоящее из двух катренов (четверостиший) и дополнительных двух строк - коды, что в переводе с итальянского означает "хвост". Возможен вариант - один катрен и двустишие, его мы будем называть "коротким детским сонетом". В разговорах между нами, посвящёнными, допустимы аббревиатуры: ДС и КДС. Наконец, возможны «цепочки» детских сонетов, состоящие из двух или трёх КДС, и ещё "полные" детские сонеты, из трёх катренов и двустишия - от "взрослых" они  отличаются только «детским» содержанием и детской же системой рифмовки – смежной, согласно заповедям, которые нам оставил классик детской поэзии Корней Чуковский. Но, учитывая тот факт, что дети имеют обыкновение расти и вырастать из старых одёжек, к смежной рифмовке – для детей среднего и старшего школьного возрастов  допустимо пользоваться перекрёстной и даже опоясывающей схемами рифмовки, приближая их к восприятию «настоящей» взрослой поэзии.

Какими свойствами ещё отличается детский сонет от обычного стихотворения для детей? Его внутренняя структура такова: первый катрен знакомит читателя с "литературным героем" и вводит в курс дела - где и что происходит; во втором катрене даётся развитие темы, а в заключительном двустишии - её логическое завершение с моралью, выводом или юмористическим заключением. Естественно, в КДС вводная и содержательная часть совмещаются - всё в одном катрене, а двустишие является заключительным.  Ещё небольшая особенность – заключительное двустишие может отличаться по ритмике и размеру от катренов – с тем, чтобы придать ему решительность и убедительность.  Но это – на усмотрение автора.

Поскольку в конце 2015 года в сообществе «Избушка на Седьмом Небе» проводился конкурс детского сонета, приведу несколько примеров, в том числе и своих.

Примеры детских сонетов:

ДС.

Милые зверушки   Регина  Маскаева

Панды - милые зверушки
И похожи на игрушки.
Прочитала в умной книжке:
Не из плюша эти мишки.

И, как говорит наука,
Жить не могут без бамбука -
Рядом быть должна всегда
Их любимая еда.

Панда - очень редкий зверь,
Под охраной он теперь.


Стиляги-полёвки.  Адела Василой

Стиляги-полёвки,
Учась на мыш-факе,
Носили крысовки
И в клетку рубахи.

Мода - та ещё беда!
Есть у них одна мечта:
Мышкам позарез нужны
Пифагоровы штаны!

Стесняется полёвка:
Без штанов неловко!


КДС.

 Растеряха.  Игорь Калиш

По глухой лесной тропинке
Гномик шёл в одном ботинке,
Колпачке и свитерке,
Нёс другой башмак в руке.

Растеряха этот Гном!
В магазин шёл за шнурком.


Пёс и хвост.  Игорь Калиш

Пёс гонялся за хвостом,
На диване, под столом,
В спальне, кухне, коридоре.
Не догнать... ну просто горе.

Хвост устал, упал под стул,
Пёс лёг рядом и уснул.


Лось на ярмарку пришёл. Адела Василой

По тайге к нам топал лось...
Долго ждать его пришлось!
Только всё ж пришёл он к нам,
И купил себе... там-там.

Если будет он сердитым,
Будет бить в него копытом!


ХУДОЖНИК-СЛОН.  Людмила Шмидт

Проснувшись рано, чуть рассвет,
Слон написал автопортрет.
Час простоял перед холстом,
Мазок ложился за мазком.

Жираф заметил: «Ах, милорд,
Какой прекрасный натюрморт!»


Говорящий шезлонг.  Игорь Шандра

На шезлонг уселся Слон
И сказал: – Я удивлён!
Говорили, между прочим,
Что шезлонг не очень прочен!

Вдруг шезлонг как завопил:
– Не шезлонг я! Крокодил!


Злополучный экзамен.  Игорь Шандра

Не сдала Паучиха вязание -
Провалилась она на экзамене.
Сквозь огромную щель в паутине
Ей профессор сказал по латыни:

– Отправляйся домой, Паучиха,
И предмет хорошо поучи-ка!


Рыба-прилипала.  Рита Зайцева

Сказала рыба-прилипала:
"Несправедливость не люблю!
Все говорят, что низко пала,
Что прилипала к кораблю!"

И зарыдала вдруг навсхлип:
"Да это он ко мне прилип!"


Почему болят ноги.  Ольга Рачицкая

Шли с бабулей еле-еле
В понедельник в детский сад:
Ноги старые болели...
Возраст тут не виноват!

Просто бабушка устала –
Марафон вчера бежала.


Полный ДС (ПДС).

Весёлые полёвки.  Адела Василой

Мы - полёвки, хоть и мышки,
Умницы и шалунишки,
На соломинке висим -
Дружно зёрнышкки едим.

Не желаем жить в подполье -
Нам милее лес и поле!
Не достанут нас коты,
Не боимся темноты!

Ночью спим в своей норушке -
Не найдут нас совы-сплюшки!
Лишь лиса полёвкам враг -
От неё сбежим в овраг.

Притворяется святошей,
А не хочет быть хорошей!


Цепочка КДС.

Размечтался.  Ирина Счастнева.

Как-то гусь спросил у кур:
« Вы летали в Сингапур?»
Отвечают: « Ко-ко-ко,
Это слишком далеко!»

Мол, домашней птице
Можно не трудиться.

Рассмеялся важный гусь:
«Га-га-га!.. А я берусь!»
Взлёт...посадка...снова взлёт...
Не везёт - так не везёт...

Больше заграница
Гусаку не снится.

Итак, мы предлагаем детским поэтам новый творческий "инструмент" - детский сонет, причём сразу в нескольких вариациях, и надеемся, что он окажется плодотворным. В заключение хочу сказать (думаю, что не ошибусь), что эта форма понравилась нашим авторам, судя по результатам конкурса.  Лучшие стихи конкурса детского сонета можно посмотреть здесь: http://www.stihi.ru/2015/12/28/9993


4. О СКОРОГОВОРКАХ

Для начала - пример скороговорки: "Совы и сосны" (авторская скороговорка, А.В.)

В сосняке соснули сосны,
После сна они несносны!
Осовелая со сна -
Косится на сов сосна!
Сердится, скрипит сурово:
- С сосен убирайтесь, совы,
Сосны вам не софки,
Ухайте на сопке!

Скороговорки - очень интересный жанр, который, как правило, относят к детским жанрам, ибо он способствует развитию речи, в чём дети нуждаются в первую очередь. Скороговорки, как и частушки, зародились в недрах фольклора, но отличаются от них именно тем, что ориентированы на детей, а их назначение, в отличие от частушек, не столько развлекательное, сколько "учебное". Что, разумеется, не исключает развлекательности. Фольклорные скороговорки бывают не только стихотворными, но и прозаическими. Скороговорку можно определить, как плотно аллитерированный текст, в прозе либо в стихах, то есть текст с большой плотностью аллитераций, ориентированный на развитие речи. Одним из обязательных признаков скороговорки является его "трудновыговариваемость", что ставит перед ребёнком определённую учебную задачу. Эта же характеристика, провоцируя трудности произношения, вызывает смех и воспринимается, как специфический "скороговорочный" юмор. Смешно, потому что "не получается" - одна из черт характерного для детей чувства юмора. Нужно также отметить, что фонетическая однородность скороговорок ориентирована, как правило, на использование определённых труднопроизносимых звукосочетаний, содержащих "трудные" для детей звуки - шипящие, аффрикаты (ч,ц), звук "р", которые удаются детям в последнюю очередь. Отсюда - их нестрогая классификация по тренируемым ими звукам. Разбирая приведенный выше пример, мы можем сказать, что это - скороговорка на звук "с", хотя в ходе её прочтения встречаются различные повторяющиеся созвучия, в состав которых входит звук "с":
1-я строка - сосн, сосн, сосн
2-я строка - ос, есн, есн, осн
3-я строка - со, со-сн
4-я строка - се, ся, со, со
5-я строка - се, с, су
6-я строка - ссо, ес, со
7-я строка - сосн, со
8-я строка - со.

В современном литературном пространстве словесные игры и такой богатый фонетическими эффектами художественный приём, как аллитерация, чрезвычайно популярны, ими пользуются достаточно широко даже в так называемых серьёзных стихах. Безусловно, стихосложение вообще можно считать литературной игрой - игрой с определёнными правилами, а варьируя эти правила мы получаем всё разнообразие современных поэтических жанров. Некоторые из них достаточно стары, а другие зародились не очень давно. При этом все эти жанры постоянно развиваются, иногда обретают новые черты, модифицируя правила... хорошим примером этому может послужить сонет, который в процессе своего развития претерпел немало трансформаций и теперь существует во множестве разновидностей.

Скороговорки, в последнее время, стали очень популярны в особенности среди детских поэтов - их фонетическая привлекательность и юмор, требующие виртуозного владения словом, мотивирует создавать новые скороговорки, с использованием современных лексических приобретений. Успешное использование аллитерации и сложных созвучий в стихотворных текстах указывает на определённый уровень мастерства и даже является характеристикой стиля того или иного автора, что является дополнительным побудительным мотивом для овладения этим инструментом. Современные скороговорки должны быть более профессиональны, чем фольклорные, "самоделки" уже не соответствуют современным эстетическим требованиям. Прозаические скороговорки, как правило, неинтересны и поэтому малоэффективны. Развивая этот жанр нужно учесть детскую психологию, предлагая ребёнку не маловразумительные неритмичные тексты, которые ему скучны, а чёткие, ритмичные стихотворные миниатюры с интересным сюжетом и обязательно с юмором. И специалисты логопеды также должны это учесть и постоянно пополнять свой "арсенал" новыми, мастерски сложенными стихами-скороговорками, которые бы нравились ребёнку и мотивировали его часто их повторять и выучивать наизусть - не только ради "учебного эффекта", но и в своё удовольствие. Ребёнок не должен воспринимать учебный материал как скучную обязательную программу, которую он обязан усвоить - единственной мотивацией для него является не "обязательность" усвоения того или иного текста, а позитивность его влияния на психику ребёнка, удовольствие, которое он может получить в процессе работы с текстом.

Ссылка на подборку скороговорок, прошедшего в Избушке на Седьмом Небе:
http://www.stihi.ru/2012/07/01/5295


5. О ДЕТСКОМ ЛИМЕРИКЕ

Пока ограничусь тем, что дам ссылку на лучшие лимерики конкурса посвященного Всемирному Дню Защиты Ребёнка, на котором впервые прозвучало словосочетание "детский лимерик", и который прошёл в июне 2017 года по трём номинациям:  1.четырёхстишия, 2.детские сонеты и 3. лимерики: http://www.stihi.ru/2017/06/01/653


6. ДЕТСКИЙ ЭКФРАЗИС

............................

Продолжение следует.