Чесменская церковь

                Она нас с тобой
                От пороков излечит...

                И силы добавит...

                И зло отвратит...

                Ведь дух самого
                Иоанна Предтечи
                И в пиках пинаклей...

                И в дугах абсид!..
                11.2009.

Неподалеку от Московского проспекта, среди серых зданий сталинской эпохи и низкорослых хрущевок, на небольшой площади перед нашим взором предстает бело-розовое чудо — изящная и легкая церковь в псевдоготическом стиле, с устремленными к небу остроконечными башенками и высокими стрельчатыми окнами. Напротив, за рядом молодых лип, проглядывают очертания некогда великолепного средневекового замка. Этот уникальный архитектурный ансамбль был создан известным архитектором Ю. М. Фельтеном. А история его создания уходит в глубь веков.

В 1774 году по приказу Екатерины II на 7 версте царскосельской дороги началось строительство путевого дворца для кратковременных остановок императорского двора во время переездов из Петербурга в Царское Село. Небольшое двухэтажное здание, имевшее в плане форму равностороннего треугольника, располагалось “на возвышенном лугу, окруженном земляным валом, обросшим травою”. Дворец должен был создавать иллюзию родового рыцарского замка. Со стен дворца на его гостей, иностранных послов, глядели многочисленные изображения предков Екатерины II и родственных царствующих домов. Местность вокруг носила название “Кикерикексен” (по-фински “Лягушачье болото”), поэтому, когда в 1777 году строительство дворца было закончено, он получил название Кикерикексенского.
По преданию именно на этом месте императрица Екатерина Великая получила известие о Чесменской победе над турецким флотом.
Храм во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна был заложен в 1777 году напротив Кикерикексенского дворца, в присутствии шведского короля Густава III. 24 июня 1780 года к 10-летней годовщине блестящей победы русского флота при Чесме, в присутствии Римского императора Иосифа II, храм был освящен. Церковь и дворец получили название Чесменские. Вся местность вокруг начинает именоваться ЧЕСМОЙ.

В декоре церкви использованы элементы средневековой готической архитектуры: стрельчатые окна, вертикальные белые тяги, остроконечные башенки – пинакли, зубчатый переплет.

Главный вход обрамляют пилоны портала, перевитые лепными лентами, на который установлены две аллегорические статуи: Веры – с крестом и чашею в руках и Надежды – с пальмовой ветвью и пламенем. Над входом располагается фронтон украшенный барельефом, изображающим Всевидящее Око Господне в обрамлении лучей и головок херувимов.

Главным элементом внутреннего декора стен служат белые тяги, филенки и розетки.


Рецензии
Многое повидала на своём веку, но такую красоту духоподъемную, как лики наших церквей, не приходилось встречать. А Вы ещё и сказать об этом умеете и в тон ей, и в духе её.

Зинаида Дырченко   26.04.2018 21:33     Заявить о нарушении
Выше и чище наших храмов нет ничего!

Вадим Константинов 2   27.04.2018 05:15   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.