Мечта

Станислав Гофман
Представьте на мгновение: лёгкое опьянение, красочный фейерверк, бесконечно чистое небо в ласковых тонах заката и вечное состояние ожидания, прелестного ожидания, что ты никогда не насытишься этим воздухом и предстоящей и настоящей любовью к этой жизни. То были мгновения студенческих лет, когда всё вокруг казалось фонтаном с бешеными брызгами, что перламутровым отражением отдавало где-то внутри, рисуя настоящие картины чего-то живого, чего-то достойного. Ты король в королевстве, которого ещё нет, и вот-вот, ты его создашь, как хочешь и как мечтаешь. Именно тогда, в те самые годы неутомимого забвения от жизни делалось так много по принуждению и настоянию неведомой тебе гораздо более взрослой силы, что лирические настроения обращались в меланхолию и творили чудеса глупостей и сумбура.
И сейчас, по прошествии лет, их целого ряда десятков, в своём небольшом кабинете я перебирал тетради, скидывая что-то в тонированный тонкий мешок мусора, наткнулся на те самые задания взрослых. Память заиграла приятные ноты, я вспомнил, как мы должны были провести анкетирование, собрать данные, обработать и сделать научно-полезные выводы. Нам надо было просто опросить прохожих об их мечтах.
О чём вы мечтаете? – помню, помню я этот свой безудержный вопрос, стоя перед разными людьми на улице, помню своё желание поскорее отделаться от этого задания, накидать ответы и сдать их скучному преподавателю. Перелистывая теперь все эти записи, я понимаю насколько же нелепы и банальны были те ответы, которые тогда я просто фиксировал и не думал: деньги, деньги, деньги, их нескончаемо много во всех этих грёзах в той или иной форме, известность, какое-то там эфемерное счастье, честно говоря, до сих пор не знаю есть ли оно в принципе, или это просто очень долгоживущая идея коммунизма души. Господи, а как же много о любви, любимом, любимой, семье, детях, путешествиях, и так далее, и тому подобное, какой-то набор «просилок» у Деда Мороза…
Но один ответ меня зацепил, схватил прямо до дрожи, среди всех этих исчирканных страниц моей ещё студенческой рукой. И, смотрю, тогда я напротив поставил вопрос красным фломастером и убрал из общего отчёта, помню, помню, тогда мне это показалось чем-то непонятным и неосязаемым для мыслей. А теперь, кажется, я понял, и даже вспомнил того самого мужичка, кто дал мне этот ответ. Здесь в тетради есть общее описание опрашиваемых, требуемое для статистики, но я почему-то до сих пор помню больше того, я помню очень отчётливо тот уверенный взгляд, самый уверенный среди всех, кого я спрашивал, взгляд близкий к безумию и сумасшествию, и тем отталкивающий тогда, и почему-то сильно привлекательный теперь из всех моих воспоминаний среди этих страниц.
- Какая ваша мечта?
- Не уставать верить. Не уставать жить.
- Это всё?
- Да, всё, чёрт побери.
Я вырвал эту страницу, бросив всю тетрадь в мусорный пакет и поставил его у входной двери. Случайно столкнулся с собой в зеркале и настороженно увидел знакомый взгляд.
- Не уставать верить. Не уставать жить – прошептал я сам себе – какая простая мечта, и какая настоящая, чёрт побери…
SH