Нусрет Кесеменли -поэтические переводы

Ариф Туран
 «Поэт  любви, добра, надежды»...
Светлой памяти Нусрет Кесеменли

Ариф Туран
***
Поэт  любви, добра, надежды,
Поэт с чувствительной  душой,
Под  штатскою, простой одеждой,
Горел поэзии костёр большой.
Не хотел  в  любви он горевать,
Старался в ней просто разобраться,
Её  пытался всем сердцем понять,
И на неё никогда не обижался.
Тяготы  жизни его не сломали,
Свою судьбу он не  обидел словом,
Был образцом рыцарской морали,
Был  любим родным народом.
Он создавал свои гениальные строки,
Достойные уст священных пророков,


***

Нусрет Кесеменли родился 25 сентября 1946 года в Газахском районе Азербайджана. В 1966 году поступил на факультет журналистики Азербайджанского государственного университета (сейчас Бакинский государственный университет), работал в газете "Бакы". Нусрет Кесеменли считается одним из ярких представителей азербайджанской литературы 70-х годов прошлого столетия. Его бесчисленные стихотворения, полные любви, молодости, мира ощущений получили широкую славу среди молодежи. С 1981 по 1984 год был председателем Комитета Профсоюза в Союзе писателей Азербайджана. Поэт скончался 17 октября 2003 года.


***
Поэтические переводы  с азербайджанского по мотивам стихотворений
Нусрет Кесеменли


***


«ТО, ЧТО БЫЛО ,ТО СЛУЧИЛОСЬ,И НАВЕРНОЕ ПРОШЛО".


То, что было, то случилось и, наверное, прошло,
И теперь нет места для душевной  печали,
По жизни в судьбе мне не очень везло,
Было одно, и не было другого изначально.

Мои  желаемые  очаги, находились вдали,
Через сердце  пронеслись  горькие стужи,
Все дети с родителями жили в  любви,
А в нашем доме было одно, и не было другого, жили  хуже.

Дожди  мои глаза грустью наполняли,
К ней на свидание шёл в простенькой рубахе,
А мои сверстники в костюмах щеголяли,
У меня же  было одно и не было другого ,уповал я на Аллаха.

Воспламенилась душа от первой  любви,
В  трудные дни, не уповал, на помощь чью- то,
В компаниях, где друзья уважать меня могли,
Кто- то был ,и не было кого – то  круто.

Когда  говорил, что я студент, лицо улыбалось слегка,
Когда надевал пиджак  друга, мне было тесно в нём,
Когда с учителем не находил общего языка,
То в оценках, не было одной,  но с другой был вдвоём.

Что только не перевидал я уходя  в армию,
Ушёл, овладев сердцем у одной, разбив у другой,
Ушёл, оставив двум  девушкам душевные арии,
Когда вернулся, была одна , но не было другой.

Дяди и тёти  долго ходили вокруг  и без многословия,
Всё намекали  мне:- женись,- и ждали ответ,
Для  обручения выдвинули два условия,
Но у меня же,  одно есть,  другого  нет.

Настанет время, ты  этот день узришь,
На многие вопросы застучишь глазами,
Тогда сама, и скажешь только лишь:
«Было одно, и не было другого»- молча со слезами.


***

«НЕ  БУДЕТ»…

Моё имя из сердца  выкинуть сможешь,
К своим детским мечтам можешь подойти,
Можешь найти красавца меня моложе,
Но того, кто полюбит тебя, как я, не найти.

Знаю, однажды познаешь  любовь,
Смеяться и плакать  будете вместе,
И  радость  поделите  без лишних слов,
Но, как я  готов умереть за тебя, не будет на месте.

Однажды  потухнет этот  огонь, этот очаг,
Гнездом  грусти  станет опустелое  объятие,
На коленях твоих, кто- то уснёт при свечах,
Но, как я не найдёшь, кто пойдёт за тебя на распятие.

Пока ты  далека от любовных мук,
Однажды ты растаешь  каплями в страданиях,
Если в щёку и поцелует тебя любящий  друг,
Не будет того, кто твои слёзы утрёт - остановит рыдания.


***

« ВОРОМ  БЫТЬ  ХОЧУ ».

Пусть не  слышит полиция  об этом,
О секрете страшном я не умолчу,
Издавна одна мечта вертится сюжетом,
Вором быть хочу.

Из людской среды, безыдейных людей,
Тех, кто совесть продают за деньги,
И не имеющих друзей,
Невежд живущих в мире вещей,
Выкрасть хочу!

С каждым  днём у  этой  земли,
Почему прибавляются скорбные хлопоты…
Границы, что между странами легли,
И людей схожих с роботом,
Выкрасть хочу!

Ну и, что такое я совершил,
По крайне мере и воровство работа.
И  потому я просто решил,
Безвременные морщины на лице матери от заботы,
Выкрасть хочу!

Тех, кто продаёт свою ложь каждому,
Тех, у кого в сердце бурлит  зло и ненависть,
Тех,  кто считают для себя важным,
Быть третьим, мешая двум  влюблённым из зависти,
Выкрасть хочу!

Берег этот и тот,
Между ними Араз течёт,
Миллионы, мои родные в слезах,
Тоскующий Тебриз в моих глазах,
Выкрасть хочу!

Нынче во многих государствах,
Слышны стенания угнетённых,
На чужбине, словно в рабстве,
За ушедшими веками
Со связанными руками,
Могилы в жизнь влюбленных,
Прах Физули в Кербалае,
Прах Насими, что в Алеппо страдает,
Выкрасть  хочу!

Что скрывать, знают все,
Что кривды хватает на  земле
Пламенем костра поджигают вселенную.
И молвит душа не тленная:
«Вспомни слова  одного азери:
От вора к вору их дело благое…»
Что не говори,
Украденный огонь для  людей Прометеем святое,
Выкрасть хочу!

Даже, если  на меня
Будет очень гневаться  земля,
Что  хотите, говорите, все мне по плечу,
Вором быть хочу!!!



***

«СЕРДЦЕ   ЖЕНЩИНЫ»
               

Как милосердно и как жестоко,
Как задушевно женское сердце!
Ты его ломаешь, знай оно  не убого,
Оно бескровно плачущий  кеман*,женское  сердце!

Подаришь смех, на всю жизнь  счастье обретёшь,
Потушишь, вновь зажечь  будет очень трудно -умрёшь,
В сердце  женщины, верную любовь найдёшь,
Без любви, темница женское сердце!

И камень растопит, и камнем может стать оно,
Растаяв,  в глазах, слезою давней может стать оно,
Весною может стать оно, зимою может стать оно,
Капля и океан женское сердце!

Чудесным миром покажется и клетка, если оно с тобой,
Без него не  жить на земле, она окажется пустой,
При последнем  дыхание, влюблённого сердца,
Самое прекрасное  лекарство женское сердце!

Его мы унижаем, мы и возвышаем,
Скорби придаём, без отсрочки сединою орошаем,
Но когда во вселенной её ценим  и о ней мечтаем,
Вечно в молодости пребывает  женское сердце!

Если выпит яд из рук подлеца -то боль в очах,
И проведёт свою  жизнь при траурных свечах,
Порой под богатой одеждой, в ярких лучах,
В стенаниях, рыданиях , женское сердце!


***
R.S.

Кеманча; (от древнеперсидского  kam;n;a, от «кеман» – смычок;  струнный смычковый музыкальный инструмент типа лютни с длинной шейкой . Кеманча распространена в Азербайджане, Греции, Грузии, Дагестане, Иранеи др. странах. Кеманча — обязательный инструмент в ансамблях профессиональной традиционной музыки Востока (иранского дестгяха, азербайджанского мугама, арабского макама и т.д.). Используется также как сольный инструмент. В 2017 году искусство игры на кеманче и мастерство его изготовления было включено от Азербайджана и Ирана в список шедевров устного и нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.