Светлый мир в очерке И. С. Шмелёва Старый Варлаам

Ольга Никитина-Абрамова
I. Введение
 «В поминальном очерке - "У старца Варнавы" - рассказано, как, сорок лет тому, я, юный, двадцатилетний студент, "шатнувшийся от Церкви", избрал для свадебной поезд¬ки - случайно или неслучайно - древнюю обитель, Валаамский монастырь» ,- так начинается самое загадочное произведение   одного  из самобытных писателей первой половины XX века – Ивана Сергеевича Шмелёва.   Сколько в этих строках  сомнений юного писателя и одновременно зрелая оценка своего нравственного выбора, который определил весь дальнейший творческий и человеческий путь   И.С. Шмелёва.  В них автор стремился осмыслить  события того паломничества и  провести живые нити  от прошлого к настоящему.   Зрелое понимание  взаимосвязей событий,  судеб,  идей меня увлекло  с первых строк очерка до последних.  Сорокалетний рубеж   документального осмысления писательской  жизни  натолкнул на то, что    очерк  представляет собой   многогранное произведение, относящееся к  духовной жизни пытливого и любознательного человека.   Школа жизни писателя, отраженная в очерке,  не только  исследует  опыт одного человека, но и учит читателя  добру, терпению,  трудолюбию, заботе,  уважению личности. Шмелёв погружает  нас, читающих его строки, в красивый светлый мир  Валаама конца 19 века.  «Таинственный мир, чудесный, детскому глазу видимый, детскому сердцу близкий».  Миру Ангелов,   близкому  миру  детей, противопоставляется  ночь мира.  Старый Варлаам остаётся в памяти  писателя  цветущим,  светлым, ласковым  миром, творившим  «на луде», «на граните»  новых подвижников русской веры.   Итак, предметом нашего исследования становится  очерк И.С. Шмелева  «Старый Валаам»  в контексте православной культуры, отражающий быт и реалии явления монашества  и показывающий  взаимосвязи  прошлого и настоящего. Цель исследования – определение   структуры  светлого православного мира И.С. Шмелева в очерке  «Старый Валаам», основанного на принципе святости.  Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: 1) обобщить изученный материал по теме исследования; 2) выявить  основные черты  светлого  православного мира в очерке  И.С. Шмелева; 3) определить связь творчества И.С. Шмелёва  с его духовным изменением  после путешествия на Валаам. 
 «Старый Валаам» вызывает интерес к изучению, потому что исследовался лишь единицами ученых.   Например, М.М. Дунаев в книге «Православие и русская литература» отводит изучению произведений Шмелева целую главу. Также он проводит анализ очерка «Старый Валаам». Проведя свое изучение, он приходит к выводу, что: «Жизнь Шмелева, писательский путь его – это рассказ о действии Промысла Божия. Не знает человек своего пути, о чем-то ином рассчитывает, а Высшая Воля ведет его, подсказывает, направляет» .  С этим утверждение  нельзя не согласиться, так как  И.С. Шмелев связывает важные изменения в своей жизни с духовными следствиями путешествия на Валаам. Через десять лет после паломничества он нашел свое жизненное призвание под впечатлением от журавлиного клина, напомнившего о Валааме: «Звонкий, сверкающий косяк птиц, хорошо знающих свою дорогу, влекущий, радостно-будоражный и торжествующий»; «Не думая, не сознав, - нашел. Эти две «встречи» слились в одно. С того и началось писательство».    Применяя традиционные методы исследования  художественного текста  (контекстуальный анализ,  систематизация и обобщение  структурных частей текста),  определим гипотезу нашего исследования: Светлый мир  в очерке И.С. Шмелёва «Старый Валаам» предстаёт перед читателями как жизненный ориентир в стремлении измениться и, испытав просветление, приблизиться к небу, вечности.

II. Светлый мир в очерке И.С. Шмелёва «Старый Варлаам»
1. Светлый Валаам
В 1895 г. будущий писатель Иван Шмелев женится и со своей молодой женой отправляется в   путешествие на Валаам - святое место для православных русских и прошлого века и нынешнего.  После поездки на Валаам он напишет свою первую книжку, «юную, наивную, немножко, пожалуй, задорную, - студент ведь был! - задержанную цензурой», - «На скалах Валаама».   Сорок лет спустя,  пережив трагические события октябрьского переворота 1917 г. и гражданской войны, пережив гибель сына, находясь в вынужденной эмиграции, писатель вновь обращается к давней поездке и пишет о том сокровенном, о той неизменной «сути» Валаама, что хранил он в себе, которая в полной мере открылась на чужбине: «Он все такой же, светлый». Рассказ об этом свете духовной жизни И.С. Шмелев считает очень важным в годину испытаний, в «сумеречное время», так как подтверждает, что существуют «живые нити, от “ныне” - к прошлому», где осталась “православная Россия”. Неслучайно поэтому его стремление вновь, хотя бы мысленно, посетить Валаамский монастырь; только теперь на старые стены он смотрит новыми глазами.
Итак, «Старый Валаам» - это очерк,  написанный немолодым уже писателем-изгнанником.  Русским православным человеком, много пережившим, вспоминающим о своей далекой молодости, о  недавно умершей жене, о людях безупречной святости.  Название очерка «Старый Валаам» символично. Оно подчеркивает, что значил Валаамский монастырь для православных в дореволюционной России. Еще в конце XIX в. монастырь на острове Валаам, основанный в XII в. св. Сергием и Германом, был местом паломничества православных русских, приходивших поклониться святым местам. И.С. Шмелев называет остров на Ладоге светлым: «Как и св. Афон, Валаам, поныне, - светит. Афон - на юге, Валаам - на севере. В сумеречное наше время, в надвинувшуюся «ночь мира», - нужны маяки» .  Подчеркивается связь между словами «свет» и «свят», незаметно вводится мотив фаворского света - понятия христианского богословия, перешедшего в средневековую эстетику из евангельского повествования о Преображении Христа на горе Фавор. Фаворский свет - знак Божественной славы Спасителя, соединяющий в себе сияние, тепло и Божественную благодать, умиление и радость о Святом Духе, высказанные апостолом Петром. Это христианский символ преображения человечества - «восстановления правды, святости и торжества Божией любви». Это также жизненный ориентир для каждого христианина в стремлении измениться, испытав просветление, приблизившись к небу, вечности.  От повествователя не ускользает ни одна деталь  единого чувства  всех паломников.  И.С. Шмелёв  передаёт смятение  своего героя  и пассажиров – богомольцев  через образы  непогоды, пронзительного ветра,  пеной кипящего озера-моря,  скалистого мыса.  Но  когда  появляется    «слева, совсем на отлете, каменный островок»,  на котором  «белая церковка, крест гранитный, позади - темный бор»,   на смену смятения  приходит  ощущение  защищенности.    «Это маяк и скит, страж Валаама и ограда - Никольский скит. Чтимый Святитель бодрствует на водах, благословляет входящих в тихие воды монастырские, указывает путь "и сущим в мори далече"… Воздух смоли¬стый, вязкий. И - тишина. Чувствуются лесные недра. Покой. Богомольцы как бы пере¬дают охватывающие их чувства.  Поют - "Свете тихий, святы-ые славы... Бессме-э-ртного Отца-а Небесного..." Сердце дрожит во мне. "В раю вот так-то... - слышится чей-то возглас. - Лучше и быть нельзя"».   Писатель подмечает и слёзы  богомольцев, и  слова песен,  и единый порыв  «светлого»  народа, «доброго и благостного».  «Я вижу слезы, блистающие глаза, новые лица, просветленные. Стискивает в груди, восторгом. Какая сила, какой разливающийся восторг! И - чувствуется - какая связан¬ность. Всех связала и всех ведет, и поднимает, и уносит это единое - эта общая песнь - признанье - "Единому безгрешному". Все грешные, все одинаки, все прите¬каем, все приклоняемся».    Автобиографический герой приехал на остров в дни празднования евангельского события в посвященном ему соборе. Высота собора Преображения символизирует гору Фавор и масштаб евангельского события: «Перед нами - собор Преображения Господня, уходит в небо высокой колокольней. Тридцать и три сажени!»  Нижний престол собора посвящен преподобным Герману и Сергию, явившем образец «иноческого делания». Верхний храм - в отделке, в лесах, словно обозначая невозможность одномоментного просветления, требующего усилий для созидания духа: «Ну, выше еще полеземте». Самый высокий уровень храма недостижим для мирских людей, он открыт лишь инокам. Первая книга И.С. Шмелева называлась «На скалах Валаама (За гранью мира)», обозначив не только географический предел - Север как «конец» мирового пространства, но также «духовную запредельность» монастыря. В «Старом Валааме» старик-схимник говорит: «От нас все далеко. От земли дальше - к небу ближе...» ,  ему вторит другой монах: «Для подвига, для утешения, он уж выше мира обретается, подвижник-то, души ведет... как можно!»  По мысли С.В. Морозова, в народном сознании остров на Севере России - это пространственной «конец света», сливающийся с идеей «конца времен»  в некий «апокалиптический хронотоп».
Таким образом, образ светлого мира Валаама  в очерке складывается  из  «запредельности монастыря»,  из «светлого народа»,  из «невозможности одномоментного просветления», из девственной природы,  из   иноческих трудов. Валаам преобразован иноческими трудами: «На камне - лудой называют на Валааме этот камень, - взошли сады». Пространство острова особое, благодатное: «Места священные, освященные молитвой. Меняются здесь люди, меняются и звери».
2. ИДЕЯ СЛИЯНИЯ «ЗЕМНОГО» И «НЕБЕСНОГО».  «ГОСПОДНИЙ ПОСЕВ НЕ ИСТРЕБИТСЯ»...
«Подъезжаем к белой величественной гостинице. На ее вышке, в «гнезде», написана икона валаамских чудотворцев, преподобных Сергия и Германа. Преподобные стоят, в золотых венчиках, и держат свитки с писанием. Юные глаза остро видят, и мы читаем: на левом свитке – «Братие, покоряйтеся благоверному царю...», а на правом, у преп. Германа, – «Три-Солнечный свет Правосла...» У ног  Преподобных – озеро; над ними, в лазурном небе, – Преображение; за ними – между ними – белая Валаамская обитель, пониже их». Монах рассуждает об иконографии как о священнодействии, отражающем небесный свет: «… Святой лик есть отображение Господня Света. Ну-ка, напишите  кистью  Господень  Свет..? Тут  уж не живописное  искусство, в благодать Господня».  Автор приближается к пониманию Валаама «внутреннего», видя отблески фаворского света на обитателях монастыря: «Это - свет Валаама, его слава. Какие лики! Святые старцы, из древности, - отцы». Повествователь говорит о духовной высоте монахов из народа: «... Они как-то достигли тайны – смогли объединить в душе, слить в себе нераздельно два разных мира - земное и небесное, и это «небесное» для них стало таким же близким, таким же почти своим, как видимость».  Мудрый о. Антипа  простыми словами  открыл правду  земной жизни: «А, ка-кие вы... пу-ганые! Чего же это вы кре-стиков страшитесь? Это бесы только креста страшатся. А мы, православные христиане, крестом живы. А могилок чего пугаться! За могилкой-то и отворится... жизнь вечная, во Христе... духовному-то человеку. А бесчувственнику, не-строение у кого, - чего же может отвориться..! А, какие несмыслеиные, а-а-а... Ну, Господь направит».  Для монахов это всего лишь одна ступень к жизни вечной, воссоединения души с небесным миром. Они не заботятся о сохранении тела земного, спасти душу – вот их главная цель.
        И.С. Шмелев пишет своего рода «неожития» священнослужителей, таких как игумен Дамаскин: «За эти сорок лет, неведомыми чудесными путями, создавался «духовный человек», возрастал из заурядного парня-молодчика в послушнической ряске - в великосхимника-подвижника и смиренного служителя Господня». Так входит наш герой в мир праведников и строгого устава монашеского общежития. В главах Шмелёв  психологически точно изображает   старцев, иноков, иеромонахов, созидающих светлую славу Валаама, но  уже ушедших в мир иной - от иных могилки остались, от других святые мощи, а от третьих только память о строгой подвижнической жизни. Он пишет  и о тех, кто продолжил созидание и моление на скудной северной земле. Давно нет в живых старца Назария, но по уставу его строгому живет вся монастырская братия. Вот брат Артемий, мальчишка еще, но не поддается искушению, не берет у нарушающего устав студента денег в благодарность за проведенную экскурсию: «И так все, кому ни предлагал я плату за услуги». «Уж если такое ваше желание благое, положите в монастырскую кружку, на нужды святой обители... пойдет от вашей лепты на бедных, много их к нам приходит». Ключевыми для книги Шмелева являются главы, в которых рисуются образы подвижников, трудами своими украсившими остров. Это и настоятель Дамаскин, соорудивший с помощью иноков валаамский водопровод. Двадцать лет трудился над созданием прекрасного сада монах Гавриил, «землю таскал на луду плешивую, все сам насадил».  Не прошёл автор мимо  монашеского подвига, который начался у него на глазах: « А те два инока... За эти десятилетия, изо дня в день, несли они великое послушание, творили высокий подвиг духовного просветительства, выполняли завет Христов: «шедше убо научите вся языки...» – «возьмите иго Мое на себе...» Крестьянские парни русские, пошли они с Валаама в далекий и дикий край и понесли туда Свет Христов. Сколько тягот и лишений приняли, жизни свои отдали Свету, стали историческими русскими подвижниками, продолжателями дела Святителей российских». Эти два инока - Сергий и Герман - на другой же день после встречи их с И. С. отправились на Дальний Восток на святое послушание. Там они основали Новый Валаам, святую обитель, под наименованием "Уссурийский Свято-Троицкий Николаевский монастырь". Обитель эта славилась не только в Сибири, но даже и в России своей при¬мерной монашеской дисциплиной, строгостью своего устава и своим благотворным влия¬нием на все окружающее. Уссурийская обитель не избежала общей страдальческой участи: все ее братство боль¬шевики разогнали, большой книжный и иконный склад монастыря сожгли, деревянные храмы тоже сожгли, а в братских корпусах устроили свой пресловутый "совхоз". Преподобнейший о. игумен Сергий, в течение четверти века неусыпными, сверх¬человеческими трудами создал идеальную иноческую обитель, сам видел все ее разру¬шение. После,  оплакивая общее крушение и разорение своего детища,  ждал смерти от Господа, как желанного успокоения от всего жизненного подвига своего.  И.С. Шмелёв  восхищается   иноками, приходившими на Валаам за духовным хлебом.  Автор  определяет   подвиг Сергия и Германа как  совершенствованье духовное - во имя Господа.   Для Шмелева это очень важное обстоятельство: Валаам - не только монастырь, не только святые места, куда приходят на богомолье, но некий общеcтвенный институт, формирующий личности подвижников, принявших на себя подвиг святителей, жизнь отдавших Свету. Такие люди, конечно, отличаются от окружающих, они особые. В чем же их особенность, необыкновенность - этот вопрос пытается разрешить в своем очерке И. С. Шмелев.  Иван Сергеевич отмечает смирение, трудолюбие, тактичность, терпение  монахов. Они умеют и Богу молиться, и землю украшать. Но главное - это истинная вера в Бога, служение Ему, дающие огромные духовные силы. Они разные, под рясами у многих перекатываются могучие мужицкие плечи, но объединяет их стремление подвижничеством своим облагородить мир, сделать его совершеннее.   
На первый взгляд, Шмелева можно обвинить в идеализации: все ли так благостно было на Валааме. Но писатель решает иную задачу, нежели создать реалистически точный в бытовых деталях образ жизни в монастыре или оплакать ушедшую Россию. Для него важно другое: указать на тех, кто способен возродить ее из пепла, боли и крови, показать примеры подвижничества и праведничества: «Пожил я - и узнал, многое узнал. И как бы хотел теперь, через десятки лет с того августовского утра, найти крепко на подвиге стоящего, отрешившегося от всего земного, благословиться. Где Россия, творившая светлых старцев, духовников народных? Есть ли они теперь, на новом Валааме? Сердце мое говорит, что есть, в необъятных родных просторах; неявные, может быть, прорастающие только в великом народе нашем. Придет время - и расцветут редкостные цветы духовные: Господний посев не истребится».
III. Заключение
Итак, Шмелев – своеобразное автономное явление в русской классике первой половины двадцатого века. Он оставил нам ясное понимание мира: ничто не страшно, потому что везде Христос. Шмелев выстраивает  свой  светлый православный мир из разных  сторон  жизни на Валааме. Это чудная природа, это звери,  это связь между земным и небесным, это люди, совершающие каждодневные подвиги, это иконы и храмы.   С посещением Валаамского монастыря, писатель начинает новый жизненный путь, и заканчивает его в обители Покрова Святой Богородицы 24 июня 1950г. В духовной эволюции И. Шмелева очерк «Старый Валаам» - программное произведение, в котором в художественно-публицистической форме писатель ответил на вопрос, что же он пытался  найти  на Валааме.  Он понял великую силу  истинной молитвы, узнал, что значит кусок хлеба, и научился «вкушать» «хлеб насущный», увидел, что ключ к истине лежит в простоте и познал ту «идею», которой следуют монахи - во имя Господне.  Нашёл духовный хлеб,  веру в «великий народ русский», незыблемые духовные основы России и в ее возрождение: «Многое мне открылось, великое. И еще - важное. Закрыты человеческие судьбы… В трудную пору испытаний не падай духом, верь в душу человека: Господний она сосуд».
ИТОГИ  ИССЛЕДОВАНИЯ
На основе проведённого исследования  достигнута  цель  и решены задачи.
Во-первых, определена  структура светлого православного мира И.С. Шмелева в очерке «Старый Валаам», основанного на принципе святости. (Приложение1)  Во-вторых,  доказана гипотеза, что светлый мир  становится  жизненным ориентиром  в стремлении приблизиться к небу, к  вечности не только для автора, но и для читателей. В-третьих,  на примере духовной эволюции И.С. Шмелёва открыли замечательный поэтический мир творческого наследия  великого русского писателя, что позволило расширить  материал по изучению биографии  автора  на уроках  литературы в 8 классе.  (Приложение 2).
Список литературы:
1. Дунаев, М.М. Православие и русская литература [Текст]. В 6-ти частях. Ч. VI/I. Издание второе, исправленное, дополненное / М.М. Дунаев – Москва: Христианская литература, 2004. – 512 с.
2. Ивченко, Е. Г. Художественные искания И. С. Шмелева [Текст] : дис. ... д-ра филол. наук: 10.01.10 /Е.Г. Ивченко. – Краснодар, 1998. – 340 с.
3. Т.Н. Ковалева. Очерк «Старый Валаам» в духовной эволюции И.С. Шмелева./ 4.  Козлов М. 400 вопросов и ответов о вере, церкви и христианской жизни. - Краматорск: Тираж-51, 2000. - 400 с.
5. Медведева А.И. Православный мир в очерке И.С. Шмелева «Старый Валаам» // Студенческий форум: электрон. научн. журн. 2018. № 4(25). URL: https://nauchforum.ru/journal/stud/25/32128 (дата обращения: 02.03.2018).
6. Морозов С.В. Постижение Соловков. Очерки и материалы. - М., 2002. - 186 с.
7. Шмелев И.С. Старый Валаам // Шмелев И.С. Богомолье. - М.: Сретенский монастырь, 2001. - 513 с.