Алексей петрович баскаков xvii xviiiвек

Святослав Бойко
Алексей Петрович Баскаков (вторая половина XVII века — середина XVIII века) — государственный и военный деятель России первой половины XVIII века.

Биография.

Родился ранее 1686 года (по родословной росписи, поданной в разряд 4 июня 1686 года, он значится старшим из трёх сыновей стольника Петра Ермолаевича Баскакова).

С 1704 года на военной службе. С 1714 года капитан, командир 1-й роты лейб-гвардии Семеновского полка.

С декабря 1717 по 1723 годы асессор следственной канцелярии М. Я. Волкова.

В 1720 году Пётр I отправляет в Персию своего сподвижника, гвардейского капитана А. П. Баскакова с целью наладить торговые связи с Персией, а затем и с Индией. Баскакову, между прочим, поручается: «о состоянии тамошнем и о прочих обстоятельствах насматриваться и наведываться и все это делать в высшем секрете».

В 1723 году Баскаков назначается членом «Вышнего суда» для разбора дела и суда над вице-канцлером бароном Шафировым.

29 мая 1724 года Баскакову был дан Высочайший указ о распределении монастырских доходов на разного рода предметы и, между прочим, на устройство школ и богаделен. Преследуя казённые интересы, он сильно сократил суммы, бывшие в распоряжении монастырей, а составленные им правила относительно содержания Чудова монастыря вызвали даже протест со стороны архимандрита и вследствие этого не были утверждены Синодом.

Будучи в чине гвардии капитана, был назначен обер-прокурором в Святейшего Синода, 11 мая 1725 года.

Как обер-прокурор Св. Синода, Баскаков, подобно своему предшественнику Болтину, фактически пользовался малым значением. Коллегиальное синодское управление постоянно оставляло без последствий его протесты и не исполняло его предложений. Исключения составляли только предложения и поручения, которые он передавал Синоду от Императорского кабинета и потом Верховного тайного совета, или от влиятельных вельмож-временщиков; но случаи такого посредничества были сравнительно редки. И подчиненные Синоду учреждения, а также священники и архимандриты нередко отказывались исполнять требования Баскакова. Мало того, он находился и в материальной зависимости от Синода, который определял размер его жалованья (около 1000 руб.) и сроки уплаты.

Указом 14 июля 1726 года вместо обер-прокурора назначался прокурор, а Баскаков переводился старшим членом во второй департамент Синода. Но Синод, усмотрев в этом указе умаление собственного значения, продолжал именовать Баскакова обер-прокурором вплоть до 1730 года, когда он «за оплошку по должности прокурорской» (то есть за допущение синодского постановления об излишнем сборе с венечных памятей) был оштрафован на четверть своего годового жалованья и отставлен от Синода.

28 апреля 1730 года произведён в действительные статские советники.

После этого Баскаков служил в камер-коллегии и ревизион-коллегии.

В то же время он участвовал в производстве дела кн. Кантемирова и, вместе с многими другими, был признан виновным в злоупотреблениях по нему.

В 1740 году он ездил по поручению правительства на Украину, где, между прочим, принимал предохранительные меры от заразы.

В 20 января 1741 году был назначен президентом ревизион-коллегии.

10 июля того же года произведён в тайные советники и назначен смоленским губернатором. 15 октября 1742 года отстранён от должности. В Русском биографическом словаре говориться, что дальнейших сведений о Баскакове не имеется. Причину столь малого срока губернаторства Алексея Петровича поясняют сведения архивного фонда учреждений сената по делам синода. По указу Елизаветы Петровны от 14 июня 1742 года и Святейшего синода от 7 июля того же года Баскаков А. П., его дочь Анна Павлова и 16 их дворовых людей под караулом долны были быть доставлены в Москву. Исполнение этих указов возлагалось на смоленского вице-губернатора Вилима Бриммера.

Баскаков, его дочь и слуги проходили по «известному важному духовному делу», суть которого до сих пор не ясна. По всей видимости, дворовые люди смоленского губернатора были раскольниками, а сам Баскаков и его дочь обвинялись в покровительстве им. В любом случае частые конфликты Баскакова с высшим духовенством во время его нахождения на должности обер-прокурора не прошли бесследно.

Все арестованные были представлены перед Святейшим синодом для суда в конце лета 1742 года. Дочь Баскакова, Анна Алексеевна (бывшая замужем за прапорщиком суздальского пехотного полка Яковом Павловым), по приговору синода в феврале 1743 года была сослана в один из девичьих монастырей Сибирской епархии и пострижена в монахини «в вечное покаяние». Подобное наказание с насильственным обращением в «истинную веру» ждало и остальных участников этого «известного важного духовного дела».

Через два года после вынесения этих приговоров сенат по представлению Святейшего синода разослал в коллегии, конторы, губернии и провинции указ с сообщением о том, что смоленский вице-губернатор Бриммер, бывший от рождения лютеранином, принял веру «греческого исповедания».