Дневник мамы

Сергей Малёшин
Попробую напечатать слово в слово размышления и воспоминания моей мамы, которую, как оказалось я недостаточно хорошо знал. Порой любовь и понимание – не одно и то же. Я знал её, как женщину, которая постоянно была занята по хозяйству. Она работала днём на фабрике маляром, а вечером делала ремонты в квартирах. Ночь отводилась на домашние дела. Отец, когда не пил, пахал ещё больше. Но больше всего меня удивляет в моей маме то, что: Как она умело скрывала свою философскую натуру, где она находила время, незаметно от всех, много писать? Причём, связано! Где это в ней было, при её то небольшом образовании (несколько лет деревенской школы), да Сергиев-Посадское строительное училище, где она выучилась на маляра (с 14 до 17 лет), а в 18 она уже была мамой, родив моего старшего брата, с мужем – инвалидом на руках, в 21 год получившим производственную травму? Наверное, это – в генетике дело? Наверное! Многие записи были обнаружены через несколько лет после её смерти, когда, делая ремонт, разбирались в хламе, чтобы выкинуть. Слава Богу её жизнь не останется непознанной, хотя бы частично. А пишу я это для потомков рода нашего, близкого и дальнего, дабы знали: Кто и какими были их предки!

                Дневник.

     Не пора ли нам обдумать положение 20 века, в котором мы так сложно живём?
     На протяжении многих лет я наблюдаю жизнь, вроде как, со стороны не плохую, но заглянув внутрь, сложную до полуобморока. Мне всего 40 лет, но я уже сломала свой хребет и так же мой муж, и последующие наши поколения: наши дети (их трое). Так же двое ребят ломают хребет. А на кого думаете? На себя? Да, нет! На бюрократов, хамов. Они были, есть и ещё долго их не искоренишь, так как гены уже заложены ещё в двух поколениях! А там не знаю, как они переродятся? Но, если всем миром взяться за них, то это, совсем охотно можно верить, что жизнь настанет, я думаю, прекрасная, на уважении, доверии, добро желания друг к другу. Сейчас много в газетах пишут красивых слов о прекрасной жизни. Я не хочу сказать, что она совсем невыносима, но к лучшему М.С. Горбачёв хочет повернуть. Но трудно. С годами, еще со времён сталинизма, нас приучили говорить такие пословицы, как: «Не своруешь, не проживёшь»; «Скажешь правду, всё равно не поверят, так как все поголовно друг другу лгут»; «Тише едешь дальше будешь»; «Семь раз отмерь, один раз отрежь». Вот мы всё это время едем тише! Отмеряем по семь, а то и больше раз, когда на Западе это делают оперативно. Пока мы какую-то технику отмеряем 7 лет, отрезаем 1 год, за это время наша же конструкция, идея, или техника была за год обдумана и внедрена на Западе. И мы плетёмся в хвосте, хотя головы у на светлые и умные! Ещё не перевелись, но их затёрли эти – бюрократы. Что же они себе позволяют? И пошло это со сталинских времён, а уже потомки – хамы продолжают действовать по принципу: Нажиться всласть, а руки бы остались без единого мозоля, а также берегут свои мозги!
     А почему так случилось всё?
     Наши предки, не покладая рук, трудились и имели: 2 коровы, лошадь, сундук холщового белья, хромовые сапоги и за свою усадьбу тряслись, на землю молились и холили её, имели ухоженный скот и всё своими, широкими ладонями, с огромными мозолями, как я помню деда, а в это время в 1932 году вокруг них уже вилась чёрная туча бездельников и трутней, которые разорили их и назвали тружеников-мужиков – кулаками. Растрясли всё барахло по двору и, как негодных, выгнали со своей земли, отдав бездельникам лошадь, коров и овец. Они не смогли владеть этим хозяйством и всё пошло прахом. Скудели хозяйство и земля без хорошего хозяина. Да и лодыри могут ли вести хозяйство по-настоящему?
     Приехали наши старики-кулаки на торфоразработки в деревню Максимовская, Шатурский район, Московской области.  Корчевали пни, валили лес, расчищали торфяные площадки. Снабжали Шатурскую электростанцию торфом, а душа тянулась к земле, той, на которой они родились, выросли, которую лелеяли, как мать дитя.
     Вернувшись перед войной в Липецкую область, Чаплыгинский район, в своё родное село Путятино они замкнулись в себе. Стали тихо и незаметно доживать свой век, хотя про них можно очень много написать. Была вокруг несправедливость. Началось хамство и укор, якобы бывший кулак вернулся на свою землю. Старики ушли в церковь. Так с Богом они и прожили до глубокой старости, хотя осталось ещё уважение за их трудолюбие и доброту. Логиновы Алексей Федотович (по прозвищу Чапай) и Татьяна Ивановна – наши дедушка и бабушка.
     Моя мама – их дочь осталась на торфоразработках 19-летней девушкой. Какой же это был непосильный труд! Познакомилась с моим отцом Косолаповым Григорием Ивановичем. Он из Мордовии. Так же из раскулаченных. У них была маслобойка. 14-летним пареньком он убежал из дому. Так же приехал на торфоразработки. Был грамотным, хотя закончил всего 4 класса приходской школы. Немного повзрослев, подучился. Стал десятником. Вербовал на сезон со всех местностей девчонок на торфоразработки. Ох, насколько я помню, какая же весёлая была жизнь у девчонок. Их по-другому называли – Торфушки. Начало сезона – май. Привозили в посёлок Максимовская, размещали в бараках по 30 человек, выбирали бригадира. Таких бараков было восемь. У бригадирши комната была отдельная. Какой это был замечательный народ: весёлый, добрый, отзывчивый. Работали они с утра до полуночи. Затем наряжаются и начинаются танцы почти-что до утра. Танцы и песни. Когда они отдыхали? Непонятно? Труженик народ! Когда они приходили к отцу и просили, чтобы он посодействовал в зарплате, он им говорил: «Я, девочки, - маленькая сошка». Бюрократы и хамы делали свои дела, и здесь – в захолустье наживались. Гулянки устраивали и пиры за счёт этих девчат, но по окончании сезона они балансировали и девчонки получали больше перед отъездом, который проходил очень торжественно.
     В августе убирали торф вручную в штабеля. На последнем штабеле ловили бригадиршу, обрывали с неё одежду и разрывали на лоскуты. Срубали ёлку и наряжали её лоскутами. С карьера шли с песнями, а впереди наряженная ёлка. Бригадирша до вечера сидела в кустах в нижнем белье, а затем дворами возвращалась в барак. На следующий день приезжали машины с товарами. Они приобретали вещи, машинки, одеяла, ткани и с мешками, и с песнями их увозили. Как же после них становилось скучно и грустно! Мы в то время малыми ходили по баракам, собирали после них рассыпанные бусы, заколки, броши и ждали их с нетерпением на следующий сезон.
     Мама моя – Марфа Алексеевна познакомилась с отцом Косолаповым Григорием Ивановичем. Честные, трудолюбивые люди полюбили друг друга и начали совместную жизнь. Тут у них рождаются мальчишки: Сашенька, Сашенька и Ванечка и все умирают, не доживая до двухлетнего возраста. Затем отца забирают на войну в 1941 году из Наро-Фоминска. Его отослали в мотострелковую дивизию. Воевал под Оршей. Боролись за элеватор. Тяжёлые были бои.
     На одном из таких боёв его контузило, завалило землёй. Он не слышал и не видел год. Пролежал в госпитале. Затем его в 1944 году комиссовали по состоянию здоровья и начались похождения по мукам. До 1957 года болезни за болезнями. Были сильные головные боли. Врачи на медицинской комиссии признали его не работоспособным. Дали заключение, что это отпечаток войны и опять же бюрократы-врачи, которые у нас отсиживались, не верили честному человеку.
     В 1946 году родилась я – Галина, в 1948 – Татьяна, в 1953 – Валентина, а в 1955 – двойняшки Надежда и Нина. Пять девочек. Отец сильно болел. Помощи ниоткуда не было. Получал мизерную пенсию по заболеваемости. Схватились перед смертью за голову и, чтобы мы не пошли по миру пишет письмо Ворошилову Климентий Михайловичу о том, как не справедливо его зачислили в инвалиды труда, а не инвалида войны. Приходит письмо с печатью президиума верховного совета: «В просьбе отказать» и всё встало на свои места. Отец умер 15 августа 1957 года. Маме назначают за умершего 41 рубль и более никаких льгот. С этого момента началась наша детская, трудовая жизнь. Кормились молоком, картошкой и хлебом. Благо мама держала корову. Сама косила конечно. Мы по-детски помогали, чем могли.
     Когда умирал отец, за день до смерти, мне и сестре Татьяне посчастливилось быть у него, так как мама приболела. Он попросил купить ему арбуз. Принесли ему. Он обнял нас и сказал: «Дочи живите честно». Мы по его завету, да и мама так и живём. Мама не пошла побираться. Растила нас – пятерых девчонок и всегда говорила: «Снимите с себя рубаху, отдайте, но ни у кого ничего, никогда не берите». С этой честностью мы все и живём, хотя вокруг таких «честных» кругом вьются, как пчёлы и на работе, и дома. Остры на язык и не честны на руку. Люди хамы, воры, спекулянты и бюрократы с машинами и дачами, хорошо одетые, а мы – работяги честные снимаем и снимаем последнюю рубаху, хоть хотим жить так же хорошо. В десять лет иду в няньки к директору школы – Абрамову Валентину Ивановичу за 50 рублей (по-старому – сейчас 5 рублей). Сидела три года с двумя маленькими девчонками Таней и Леной. Однажды они мне очень надоели. Я оделась, как цыганка и напугала Лену 2,5 годика. Она затряслась вся. Я очень напугалась, но всё обошлось. Одновременно училась вышивать гладью и на канве стежком покрывало.
     Но несмотря на все трудности, детство наше проходило очень весело. Летом у нас были разные игры: Лапта – очень интересная игра, Чижик, скакалка через большую верёвку, вышибалы мячом, классики, ножечки в большом кругу и напильник в почву. Очень интересно вечером на пятачке танцы, игра в ручеёк, телефоны, бутылочка (игра такая), почта. Смотрели фильмы: Тарзан, Свадьба в Малиновке, Тучи над Борском, Блокада, Три танкиста, Речка речка, Конец света. Поливали огороды, чтобы заработать у матери пятачок на кино, а затем приходили и пересказывали маме фильмы.
1986 год.


На этом запись заканчивается. Жаль, если было продолжение и было нами утеряно. Так, или иначе и этого мне было достаточно, чтобы понять насколько мало я знал свою маму. В 2017 году я отправился в Липецкую область. Нашёл место, где жили мои прадед и прабабушка. Нашёл старых бабушек, которые были тогда детьми и помнили моих предков. Когда прабабушка умерла, дед доживал один и прислуживал в церкви Казанской иконы Божьей Матери в нашем селе. В конце концов погиб он при пожаре. Мама поговаривала, что его сожгли. Недолюбливали вроде, за независимость и непреклонность. Но кто знает? Бродя по старому кладбищу, конечно, не нашёл их могил. Говорили, что хоронили поверх и кресты менялись неоднократно. Батюшка принял, как своего и на престольном празднике упомянул моих родных. Что ж теперь я знаю места, откуда тянутся наши корни: Липецкая область по маме и Ярославская по отцу. Будьте покойны – вы не будете забыты!

На фото день похорон моего дедушки. Слева его брат – Василий Иванович Косолапов, после моя мама и в центре бабушка – Марфа Алексеевна.
Фильм, снятый мною, о поездке в Путятино в 2017 году: https://youtu.be/RtsMLsASRCk
Фильм о поселке Северная Грива (2 части)
https://youtu.be/2Tv4vLLtVYU
https://youtu.be/Nst8KDuFu2Y