Две весны Анны и Амедео
Пролог
Язык прилип к гортани, и слов иссяк запас.
Два мира гениальных — дано ли мне про вас ?
Над бездной, что разверзлась, забыл про парашют.
Безумие и дерзость, и все-таки решусь...
Анна
1
Богемный и обманный, неведомый Париж,
Соблазнами приманишь, мечтой обворожишь.
Награда для потомков — кафе на Монпарнас.
Не знали мы, Ротонда — наш судьбоносный час.
Там из других галактик явился мне пижон,
Ах, как же ты галантен, хоть куртки цвет смешон.
По знаку Зодиака едины мы с тобой,
Ты дивный свет из мрака, тосканский Антиной.
2
Парижский май развесил сирень в своих садах,
И мой медовый месяц развеял в пух и прах.
Вернулась. День расписан, но кругом голова —
Твоих парижских писем волшебные слова.
И вдоль дорожки талой из Царского села
Латинского квартала я вижу купола...
3
И вот я вновь в Париже. Пьянит его озон.
Пусть дождь стучит по крышам, спасет твой черный зонт.
Скамейки в Люксембургском — наш нищенский приют,
Но на зеленых спусках нам ангелы поют.
Мой друг, ты откровенен. Надежда и азарт.
Взойдешь ли по ступеням на рю де Бонапарт?
4
Потом макулатуры настрочат целый вал.
По памяти ль, с натуры меня он рисовал.
Непризнанный художник, чей дар непостижим,
И слава осторожно уже идет за ним...
5
Амедео
Кто ты, откуда, с Венеры, Сатурна,
Ангел нездешний, с печалью в очах.
Ты мне являлась богиней натурщиц
В самых бесстыжих и дерзких мечтах.
Ты грациозна, как лань и тигрица.
Как ты предвидишь пути бытия?
Кто ты, колдунья, русалка, царица,
Кто ты, скажи, египтянка моя!
Я без тебя, как изгой неприкаян,
Я у обрыва стою на краю.
Мне не достанет каррарского камня
Гордую высечь осанку твою.
Стал мой язык неразборчив, как лепет,
Ты для меня Ариаднова нить.
Ты - это Ночь флорентийского склепа,
Дай мне твой сон на холсте воплотить.
Эпилог
Союз сердец назначен свыше,
Он так недолог — се ля ви.
Как век назад, весна в Париже —
Сирень, каштаны, соловьи.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Знакомство Анны Ахматовой с Амедео Модильяни состоялось в мае 1910 года в Париже,
куда Ахматова прибыла со своим мужем Николаем Гумилевым в свадебное путешествие.
2. Ахматова вернулась в Петербург, Модильяни всю зиму 1910-1911 забрасывал ее пылкими письмами,
и весной 1911-го Анна вновь приехала в Париж, на сей раз одна; поселилась на левом берегу Сены,
в старинном доме на улице Бонапарта.
3. По воспоминаниям Ахматовой, в Люксембургском саду она и Модильяни сидели на скамейках,
а не на платных стульях, как было принято. От дождя спасались стареньким черным зонтом Амедео.
4. Во время встреч с Ахматовой Модильяни много занимался скульптурой,
был увлечен древнеегипетским искусством и называл Ахматову "моя египтянка".
5. По мнению искусствоведов, знаменитый рисунок обнаженной Анны напоминает у Модильяни
аллегорическую фигуру "Ночи" саркофага Медичи во Флоренции работы Микеланджело.
Январь 2018 - апрель 2020
ИЛЛЮСТРАЦИЯ (из сайта wikimedia):
А. Модильяни. Анна Ахматова. 1911
© Copyright:
Марк Парадокс, 2018
Свидетельство о публикации №118050404948