Две весны Анны и Амедео

Марк Парадокс
               

   Пролог
 
   Язык прилип к гортани, и слов иссяк запас.
   Два мира гениальных — дано ли мне про вас ?
 
   Над бездной, что разверзлась, забыл про парашют.
   Безумие и дерзость, и все-таки решусь...
 

   Анна
 
   1

   Богемный и обманный, неведомый Париж,
   Соблазнами приманишь, мечтой обворожишь.
   Награда для потомков — кафе на Монпарнас.
   Не знали мы, Ротонда — наш судьбоносный час.
 
   Там из других галактик явился мне пижон,
   Ах, как же ты галантен, хоть куртки цвет смешон.
   По знаку Зодиака едины мы с тобой,
   Ты дивный свет из мрака, тосканский Антиной.
 

   2

   Парижский май развесил сирень в своих садах,
   И мой медовый месяц развеял в пух и прах.
 
   Вернулась. День расписан, но кругом голова —
   Твоих парижских писем волшебные слова.
 
   И вдоль дорожки талой из Царского села
   Латинского квартала я вижу купола...
 
 
   3

   И вот я вновь в Париже. Пьянит его озон.
   Пусть дождь стучит по крышам, спасет твой черный зонт.
 
   Скамейки в Люксембургском — наш нищенский приют,
   Но на зеленых спусках нам ангелы поют.
 
   Мой друг, ты откровенен. Надежда и азарт.
   Взойдешь ли по ступеням на рю де Бонапарт?

 
   4

   Потом макулатуры настрочат целый вал.
   По памяти ль, с натуры меня он рисовал.
 
   Непризнанный художник, чей дар непостижим,
   И слава осторожно уже идет за ним...
 
   5
 
   Амедео
 
   Кто ты, откуда, с Венеры, Сатурна,
   Ангел нездешний, с печалью в очах.
   Ты мне являлась богиней натурщиц
   В самых бесстыжих и дерзких мечтах.
 
   Ты грациозна, как лань и тигрица.
   Как ты предвидишь пути бытия?
   Кто ты, колдунья, русалка, царица,
   Кто ты, скажи, египтянка моя!
 
   Я без тебя, как изгой неприкаян,
   Я у обрыва стою на краю.
   Мне не достанет каррарского камня
   Гордую высечь осанку твою.
 
   Стал мой язык неразборчив, как лепет,
   Ты для меня Ариаднова нить.
   Ты - это Ночь флорентийского склепа,
   Дай мне твой сон на холсте воплотить.
 
 
   Эпилог
 
   Союз сердец назначен свыше,
   Он так недолог — се ля ви.
   Как век назад, весна в Париже —
   Сирень, каштаны, соловьи.               

         
               
   ПРИМЕЧАНИЯ
 
   1. Знакомство Анны Ахматовой с Амедео Модильяни состоялось в мае 1910 года в Париже,
   куда Ахматова прибыла со своим мужем Николаем Гумилевым в свадебное путешествие.
 
   2. Ахматова вернулась в Петербург, Модильяни всю зиму 1910-1911 забрасывал ее пылкими письмами,
   и весной 1911-го Анна вновь приехала в Париж, на сей раз одна; поселилась на левом берегу Сены,
   в старинном доме на улице Бонапарта.
   
   3. По воспоминаниям Ахматовой, в Люксембургском саду она и Модильяни сидели на скамейках,
   а не на платных стульях, как было принято. От дождя спасались стареньким черным зонтом Амедео.

   4. Во время встреч с Ахматовой Модильяни много занимался скульптурой,
   был увлечен древнеегипетским искусством и называл Ахматову "моя египтянка".
 
   5. По мнению искусствоведов, знаменитый рисунок обнаженной Анны напоминает у Модильяни
   аллегорическую фигуру "Ночи" саркофага Медичи во Флоренции работы Микеланджело.
      
               
                Январь 2018 - апрель 2020

ИЛЛЮСТРАЦИЯ (из сайта wikimedia):
А. Модильяни. Анна Ахматова. 1911