Афанасий Иванович Власьев XVI века не ранее 1610 г

Святослав Бойко
Афанасий Иванович Власьев (иногда — Власьев-Безобразов; 2-я пол. XVI века — не ранее 1610 года) — дьяк, русский дипломат конца XVI — начала XVII веков (при Фёдоре Ивановиче, Борисе Годунове и Лжедмитрии I).

В 1595 году ездил в посольстве думного дворянина Вельяминова к императору Рудольфу II, хлопотавшему о привлечении московского царя к участию в войне против турок.

Был одним из доверенных людей царя Бориса. В 1599 году опять ездил к германскому императору уже в качестве посланника. В 1599—1604 годах служил в Приказе Казанского дворца, с мая 1601 по май 1605 года — одновременно руководил Посольским приказом.

В 1600 году в Москву прибыл посол польско-шведского короля Сигизмунда III — канцлер литовский Лев Сапега — для заключения с московским царём «Вечного мира». После обычных проволочек в Москве согласились на 20-летнее перемирие; но в мирной грамоте московские дипломаты с расчётом не назвали Сигизмунда королём Швеции. Хлопоты и просьбы Сапеги о прописании последнего титула не увенчались успехом, и грамота отправлена была Сигизмунду с боярином Салтыковым и Власьевым. Упрямые московские дипломаты заставили Сигизмунда приехать к ним в Вильну из Риги и дать присягу именно так, как требовало московское правительство.

С тем же Салтыковым в 1602 году ездил к устью Нарвы встретить датского принца Иоанна, жениха Ксении Годуновой.

После падения Годуновых Власьев ездил в Тулу засвидетельствовать свою преданность Лжедмитрию I. После водворения последнего в Москве (1605 год) Власьев получил от него чин окольничего и сделался «великим секретарём и надворным подскарбием» (казначеем). Лжедмитрий отправил Власьева великим послом в Краков просить руки Марины Мнишек. Там же происходило и обручение, причём Власьев представлял собой особу жениха, а потом сопровождал Марину и её отца в Москву, где во время брачных празднеств почти один ведал дела государственные.

После восшествия на престол Василия Шуйского, который много был обязан «великому секретарю» избавлением своим от казни, Власьев, как приверженец самозванца, удалён был из Москвы в ссылку — на воеводство в Уфу. В 1610 году вернулся в Москву.

Дальнейшая судьба Власьева неизвестна.