Неизвестным героям посвящается...

Сергей Псарев
                Этот скромный четырехметровый памятник теперь стоит на самом крае площади у Витебского вокзала. У его основания всегда лежат красные гвоздики. Он появился здесь в рамках общероссийской программы, посвященной столетнему юбилею начала Первой мировой войны. Как часто водится в современной России, сигнал был подан сверху, политической волей одного хорошо известного всем человека.
                Тот факт, что теперь в стране 1 августа ежегодно отмечается День памяти российских воинов, погибших на фронтах Первой мировой войны можно только приветствовать. Жаль, что на фоне звучащих торжественных реляций многое делается наспех, а настоящая правда об этой войне продолжает оставаться неизвестной. Этому во многом способствует инерция идеологических подходов советского времени.
                Первая мировая война долгое время считалась непопулярной у историков и общества. Война, которую в 1914 году называли Второй Отечественной, сравнивая со знаменитой войной против Наполеона, была объявлена “империалистической”. Она представлялась массовому сознанию преступлением, историческим событием, которое нельзя сравнивать со Второй мировой, являвшейся борьбой против абсолютного зла - нацизма.
                Дезертировавший с фронта солдат всегда считался в армии преступником, но теперь его могли оправдывать, как человека, отказавшегося от участия в чужой войне. Героями предлагалось считать не георгиевских кавалеров, а рабочих активистов, выступавших против войны. В предложенном нам, курсантам военного училища учебнике по истории военного искусства период военных действий 1914 - 1918 годов занимал не более десяти страниц. А о чем там еще можно было рассказывать? Сложилась поистине уникальная ситуация: “Россия проиграла войну проигравшей стороне”…
                Получилось, что Первая мировая война не получила официального признания и осталась “белым пятном” в историографии. Хотя бы потому, что Владимир Ленин, главное действующее лицо советской истории, был одновременно основным “пораженцем”, добившимся превращения войны империалистической в войну гражданскую. По этой причине весь последующий период сознательно уничтожались многие свидетельства о Первой мировой войне, как “неудобные” для новой власти. Большое внимание в учебных пособиях уделялось перечислению просчетов Ставки Верховного главнокомандующего и возрастанию “революционного самосознания солдатских масс".
                По словам историка Алексея Миллера: “Первая мировая война потеряна, у нас нет ее в памяти. У нас не сохранилось в Москве ни единого кладбища людей, погибших в Первой мировой войне. А это, кстати, политика памяти, потому что они были сознательно уничтожены”. Времена меняются, и мы уже изыскиваем финансовые средства для восстановления русского военного кладбища в Сербии.
                Теперь и Семенцы по праву обрели на территории района собственный памятник, напоминающий жителям о Великой войне. Он уже третий в Санкт-Петербурге. Это общественное признание заслуг находившихся здесь воинских формирований, лейб-гвардии Семеновского полка. Похожий на крест вагонный дверной проем с фигурами двух офицеров и сидящим на ступенях солдатом. Считается, что бронзовый монумент посвящен “Русской гвардии Великой войны”, но по большей части, конечно, это памятник всем неизвестным героям Первой мировой войны, которые уезжали отсюда на фронт. Рисунок объемного креста заставляет вспомнить композицию другого известного памятника, посвященного геройски погибшему во время русско-японской войны миноносцу “Стерегущему” в Александровском парке Санкт-Петербурга. Это можно считать повторением удачно выбранного однажды решения. Тот памятник поставили там еще в 1911 году. Теперь заказ для города выполняла известная многими военно-историческими проектами московская “Студия военных художников имени М.Б. Грекова” - официальное учреждение Минобороны.
                Кто-то увидит здесь “воплощение в бронзе марша “Прощание славянки”, ставшего визитной карточкой России во всем мире в годы Первой мировой войны”. Первоначальный текст марша теперь рифмуется с памятником почти дословно:

                Летят, летят года,
                Уходят во мглу поезда.
                А в них солдаты,
                И в небе темном
                Горит солдатская звезда.

                Правда, эти слова у знаменитого марша появились только в 1984 году, значительно позже окончания Великой войны. Другие заходят узнать кого-нибудь среди бронзовых фигур. Непременно найдут в глубине вагона генерала, имеющего некоторое портретное сходство с Антоном Ивановичем Деникиным, который, никогда не служил в гвардии. Такой монумент лучше рассматривать как обобщенный символ памяти, поскольку в 1914 году не было Витебского вокзала. Москвичам, авторам памятника, такую надпись на нем можно простить. Этот вокзал прежде назывался Царскосельским - станцией Московско-Виндаво-Рыбинской железной дороги. Пожалуй, это еще не самая главная неточность. C этой станции в Европу на войну просто невозможно было уехать, поскольку самыми дальними пунктами на железной дороге были Витебск и Виндаву, иначе говоря Вентспилс в нынешней Латвии. Из всего, что удалась прочитать в документах того времени, в Европу на театр военных действий обыкновенно уезжали с Николаевского или Варшавского вокзалов.
                Неизвестная война и неизвестные герои... Почему самые большие почести в разных странах всегда отдавались неизвестным солдатам, которые совершая свои подвиги, даже не оставляли потомкам своих фамилий? Потому что это было высшим служением своему Отечеству, вопросом их веры...
                Так случилось, что в Европе больше не осталось места для могил наших русских солдат. Для Польши эта война оказалась чужой, Украина находилась в центре конфликта, Прибалтика бурно переживала свое “расставание с империей”. А сколько осталось не разоренных кладбищ с безвестными могилами героев Великой войны на нашей собственной земле? Этого уже никто и никогда не скажет. Наступило время возвращать долги…

                Будут зори сменяться закатами,
                Будет солнце катиться в зенит.
                Умирать нам, солдатам - солдатами,
                Воскресать нам - одетым в гранит.

На фото - рисунок автора