Наше основополагающее решение

Вера Тараканова
     Наш мир постоянно развивается, и любой отрезок времени - это частица его непрерывного потока, которая содержит в себе все достижения предыдущей истории и вносит свой вклад в ее дальнейшее развитие. Таким образом, к началу 21 века совокупность всех достижений приобрела колоссальный объем. Сейчас для того, чтобы овладеть необходимыми знаниями в той или иной области, требуется изучить горы специальной литературы. К тому же наша жизнь перенасыщена потоками информации, проникающими в сознание человека и требующими от него своего осмысления. Если присовокупить сюда и то время, которое уходит на исполнение личных и семейных обязанностей, то станет ясно, что человеку практически некогда спокойно вздохнуть и подумать о том, куда и на что он направляет свои усилия, к чему стремится, что для него главное, а от чего лучше вообще отказаться.
     Однако самое печальное заключается в том, что в круговерти повседневных забот он даже не испытывает в этом никакой необходимости. Он полностью сосредоточен на своих сиюминутных делах и движется по накатанной колее, как зомбированное существо, с единственной мыслью, как бы не выпасть из этой колеи и не оказаться выброшенным на обочину дороги. И отдых для него - это кратковременное отключение от тяжелых забот и обязанностей. Главное, чтобы он был приятным и веселым времяпрепровождением и давал возможность получить как можно больше удовольствий. Конечно, есть люди, которые ходят в театры, музеи, на выставки, читают серьезную литературу, но их гораздо меньше по сравнению с теми, которые не испытывают никакого духовного голода.
     И так все продолжается изо дня в день, из года в год. И лишь достигнув определенного возраста, человек с горечью осознает, что большая часть жизни уже позади, а он не понял чего-то очень важного. Но он старается об этом не думать и так же бессмысленно доживает последние отпущенные ему годы. Однако в конце жизни приходит к выводу, что ему нечем поделиться со своими детьми и внуками. Он неспособен объяснить им, зачем дается нам жизнь, в чем ее смысл и вообще приобрел ли он за прожитые годы хотя бы немного полезной для них мудрости. Но это слово  для него - лишь пустой звук. Мудрость - это дар Божий, а если в душе Бога нет, то и никаких даров от Него ждать не приходится: в безбожном сознании такого человека сохраняются лишь отдельные эпизоды из прошлого, но проанализировать их, чтобы понять их смысл и сделать полезные выводы, - он неспособен. Без религиозного отношения к жизни, без ее духовного восприятия это невозможно.
     Разумеется, нельзя сказать, что у всех людей, не имеющих в душе Бога, жизнь развивается именно по такому сценарию. Многие, чаще всего неожиданно оказавшись в драматических ситуациях, надеются, как на последнее спасительное средство, на обращение к Богу, и проявляя разум, терпение и целеустремленность, приходят к Его познанию, и, в частности, признанию жизни после смерти. Наш Создатель, любящий всех нас, Отец Небесный, видя душу каждого из нас, понимает, чья душа еще не погублена безверием окончательно, и посылает ему различные испытания, и человек, не видя выхода из создавшейся ситуации, обращается к Нему за помощью, надеясь на Его милость и всемогущество и уповая на Его известные слова: "Приходящего ко Мне не изгоню вон".
     Его все чаще беспокоит вопрос о том, для чего он существует на этом свете и вообще есть ли смысл его жизни, или она пройдет, как сон, не имеющий никакого продолжения. Этот вопрос за всех думающих людей сформулировал, гениально, выразительно и точно, как и положено гению, наш великий Александр Сергеевич Пушкин:
     Дар напрасный, дар случайный,
     Жизнь, зачем ты мне дана?
     Иль зачем судьбою тайной
     Ты на казнь осуждена?
     Кто меня враждебной властью
     Из ничтожества воззвал,
     Душу мне наполнил страстью
     Ум сомненьем взволновал?..
     Цели нет передо мною:
     Сердце пусто, празден ум,
     И томит меня тоскою
     Однозвучной жизни шум.
     Но все не так печально и безнадежно, если в нас есть уверенность в том, что мы сотворены в соответствии с Божественным Замыслом, индивидуальным для каждого из нас. И при вдумчивом и внимательном отношении ко всем событиям в нашей жизни нам откроется смысл этого замысла. Ведь ничего не происходит случайно, без Его Воли. Наш Творец непременно поможет тем, кто стремится к этому.
     Конечно, это не означает, что Он сразу протянет навстречу руку и поведет за Собой. Но главное, что принято решение идти по новому - духовному пути, совершенно особому, который требует серьезного изменения самого себя и всего образа своей жизни, что доступно далеко не каждому. (Как гласит народная мудрость:"Душу спасти - не лапоть сплести"). Известно, что сами священники называют этот путь "героическим", потому что человек, продвигаясь по нему, ведет постоянную борьбу со своими страстями и недостатками, которые не так-то просто не только победить, но даже обнаружить в себе. Ведь все мы замечаем прежде всего грехи у других, себя же считаем если не праведниками, то, по меньшей мере, совсем небольшими грешниками, достойными полного оправдания. Поэтому победа над собой - пожалуй, самая большая победа. И помогает добиваться ее - уверенность в том, что все наши усилия не будут напрасными, все они многократно окупятся: Господь, видя нашу любовь к Нему и усердие, ответит нам взаимностью и не оставит нас без Своей помощи.
     Вот что мы находим в 31 Псалме Давида по этому поводу. Это слова Божии, обращенные к нему, а через него и ко всем верующим:"Вразумлю тебя, наставлю тебя на путь, по которому тебе идти; буду руководить тебя, око Мое над тобою". И от себя добавляет:"... много скорбей нечестивому, а уповающего на Господа окружает милость". Это Божие обещание дается не каждому человеку, а только тем, кто сознательно доверил Богу свою жизнь.
    Его любовь проникает в сердца верующих в Него и объединяет их между собою. До нас дошли свидетельства о том, что язычники даже при поверхностном общении с первыми христианами чувствовали в них эту необыкновенную любовь и спрашивали:"Что это за люди?" И слышали в ответ:"Это христиане. Они относятся с большой любовью к друг другу и ко всем людям". Для многих язычников это послужило главной мотивацией для принятия новой, незнакомой веры.
     Ищущие Бога постепенно начинают ощущать Его присутствие в своей жизни, то есть у нас появляется твердая почва под ногами, мы испытываем чувство безопасности и уверенности, продвигаясь по пути, который Он указывает. Нам становится ясно, нет ничего случайного в нашей жизни, но все происходит по Его Божьей Воле. Он не наказывает нас за наши грехи, а вразумляет и укрепляет в нас доверие к Нему. Когда же что-то происходит вопреки нашему желанию, не так, как нам хотелось бы, мы вначале огорчаемся, но, поразмыслив, понимаем, что в результате нам удалось избежать каких-либо нежелательных или даже опасных последствий. Так наша жизнь кардинально меняется, мы учимся ее духовному восприятию, то есть совершенно новому отношению к ней. Мы, как свободные люди, можем делать все, что считаем нужным, кроме того, что противоречит Евангельским Заповедям, в основе которых лежит к нам Его любовь и желание спасения нашей бессмертной души.
     Люди творческие, находясь в общении с Богом, недоступном для понимания людей неверующих, с Его помощью испытывают необыкновенное озарение и вдохновение, что способствует различным открытиям и достижению больших успехов во всех областях человеческой деятельности, в том числе в литературе и искусстве. Он одаривает их творческим вдохновением, благодаря которому рождаются произведения, наполненные любовью и благодарностью к Нашему Создателю, Спасителю   и Отцу Небесному такие, как, в частности, стихотворение А.К.Толстого "Христос":
     Любовью к ближним пламенея,
     Народ смиренью Он учил.
     Он все законы Моисея
     Любви закону подчинил.

     Не терпит гнева Он, ни мщенья,
     Он проповедует прощенье,
     Велит за зло платить добром,
     Есть неземная сила в Нем:

     Слепым Он возвращает зренье,
     Дарит и крепость, и движенье
     Тому, кто слаб и хром.

     Ему признания не надо,
     Сердец мышленье отперто,
     Его пытующего взгляда
     Еще не выдержал никто.

     Целя недуг, врачуя муку,
     Везде Спасителем Он был.
     И всем простер благую руку
     И никого не осудил.
     Господь не оставляет без своей поддержки и простых верующих. Когда они оказываются в сложных ситуациях и кажется, что все обречено на неудачу, но, призвав имя Господа, получают неожиданное спасение. Подобные случаи раскрывают нам смысл слов Апостола Павла:"Не видело око, не слышало ухо и не всходило то на сердце человека, что уготовил Господь любящим Его." Разумеется, это относится лишь к тем, кто живет праведно и угодно Богу. Только этим людям дано ощутить в своей душе присутствие Божьей Благодати, трудно передаваемое обычными словами. Человек становится как бы невесомым, перестает ощущать земное притяжение. Он отрывается от привычного материального мира и подпадает под духовное воздействие небесных сил, которые возносят его в поднебесное пространство, наполненное умиротворяющим, невыразимым светом, с которым он полностью сливается.    
   Люди, уверенные, что их выбор жизненного пути без Бога - единственно верный, неспособны увидеть неполноту и даже ущербность своего взгляда. Для правильного понимания этого важнейшего жизненного вопроса надо подключить свой интеллект (желательно с философским расположением), только тогда можно будет раскрыть истинный смысл и духовную сущность человеческого бытия. Мировоззрение тех, кто живет вне христианства, ограничено рамками видимого, материального мира, главные составляющие которого - богатство, слава, развлечения, наслаждения и т.д. Их принцип - "живем один раз" и если за пределами этой жизни нет ничего, то не имеет никакого значения, как мы ее проживем. Нам не придется отвечать за наши поступки (которые далеко не всегда можно назвать благовидными).
      И все же их взгляды подвергаются сомнениям, когда, допустим, они слышат высказывания авторитетных ученых, писателей, общественных деятелей, свидетельствующих об их твердых православных взглядах по поводу важнейших нравственных вопросах современной жизни. Это вносит сумятицу в их неверующие души и неуверенность в правильности своего главного выбора и в конце концов порождает чувство страха перед неизвестностью, которая ожидает их после смерти. К тому же такие понятия, как "геенна огненная" и "вечные муки", перестают казаться стопроцентной выдумкой, а приобретают характер устрашающей реальности.
     Теперь становится ясно, что православные люди имеют большое преимущество перед неверующими, так как они избавлены от этого самого большого страха - страха смерти. Многие из них даже с радостью ожидают своего перехода из земной жизни в жизнь вечную. Именно так они воспринимают глубинный смысл этого слова. Для них смерти нет. Они уверены в бессмертии души, что к тому же подтверждено многочисленными научными исследованиями и свидетельствами людей, пережившими состояние клинической смерти. Сущность Бога - духовная энергия, те же свойства имеет и душа человека - самая большая ценность для Господа. И один из важнейших физических законов о том, что энергия никуда не исчезает, а переходит из одного вида в другой, подтверждает это. После выхода из человеческого тела душа переходит из материального мира в духовный, сущность которого от нас сокрыта, так как "тайна сия велика есть".
     Конечно, наши малограмотные предки не имели никакого представления о физических законах, но, будучи настоящими христианами, не сомневались в существовании потусторонней жизни и надеялись на Божью милость и любовь. Ведь после окончания благочестивой жизни они могли твердо рассчитывать на жизнь вечную в Отечестве Небесном, освященном присутствием Нашего Спасителя, Пресвятой Богородицы и всех Святых Православной Церкви.