Марианна Соломко, Союз писателей о книге

Ольга Фокина Усть-Илимск
Послание в вечность…

       «Искренне… В вечность…» – книга двух сибирских поэтов Максима Сафиулина и Ольги Фокиной, в которой постепенно, стихотворение за стихотворением, раскрываются послания их душ – философские, мудрые, общечеловеческие размышления, личные переживания, актуальные жизненные сюжеты и лирические зарисовки, проникнутые искренностью, доверительной интонацией, вызывающие симпатию и желание прочесть книгу от первой до последней страницы.
     Книга состоит из четырёх разделов и открывается стихотворениями Максима Сафиулина, затем следуют стихотворения и проза Ольги Фокиной, а кульминацией выступает нотное приложение – песни Максима Сафиулина.
     Поэзия Максима и Ольги имеет общую природу – это стихотворения-притчи, стихотворения-борцы за справедливость, за моральные качества и принципы, задымлённые неправдой, несправедливостью, неискренностью нашего современного мира, полные решимости и энергии, провозглашающие истины. Кроме того, многие произведения объединены одной светлой тональностью, в них не ощущается тяжести и негатива, только стремление победить мрак, ложь и всё нечестивое. Сам поэт Максим Сафиулин говорит о себе так: «Слегка занудлив и дотошен, / Но продолжаю говорить / О том, что надобно ценить». Как раз этого прямоговорения, которое есть у Максима Сергеевича, сейчас и не хватает в современном поэтическом диапазоне, а эта прямолинейность открывает читателю важные мысли. Уже первое стихотворение автора содержит тот запал, который внушает веру и силы в то, что мир можно изменить к лучшему: «Но если есть в тебе живительная Искра, / То сможешь всех вокруг зажечь и обогреть».
     Поэт и композитор бросает вызов таким депрессивным обыденностям как унынью, скуке, лени, боязни и делится с читателем своим действенным рецептом:
«Знаю только: что б не сталось,
Что бы не стряслось –
Прогоняю прочь усталость
И тоску, и злость».
Или из стихотворения «Я плыл на беспарусном судне»:
«Я справлюсь. Дойду до цели.
Провала никак не приемлю.
Легко обойду все мели
И скоро увижу землю».
     Одно из значительных стихотворений автора – «Лестница к солнцу» – является как бы кратким манифестом, глубоким жизненным советом, адресованным читателям любого возраста, к которому стоит не только прислушаться, но и взять на вооружение:
«Всё изменится. Всё разрушится.
Что останется? Сострадание?
Сердце доброе нужно слушаться,
Брать ответственность за деяния –
И начать с себя. И других не ждать,
И тогда, Бог даст, всё изменится!
Не забрать – что есть, всё что есть – отдать.
И поднимется к солнцу лестница». 
     Очень важное качество стихотворений Максима Сергеевича – твёрдость, яркость и ясность финала. Поэт знает о чём пишет и бережёт слово, верит, что: «Серый мир лишь тогда сможет ярче и радостней стать, / Если каждый из нас будет добр к другим, как к себе». И замечает, что: «Богат не тот, кто тонет в изобилии, / А тот, кому хватает своего».
Поэтические произведения автора обладают подвижностью, устремлённостью к движению, действию, а потому так значительно звучат строки:
«Когда захочется идти, а не лежать,
Тогда и жизнь пойдёт гораздо интересней!»
     Лирика М.Сафиулина музыкальна, ряд стихотворений просится быть воплощёнными в песенном или романсовом жанре:
«Пройдёт по телу моему немая дрожь,
И не порвётся отношений наших нить – 
Ты мне предложишь чай и за руку возьмёшь,
И буду счастлив, что не нужно уходить».
     «Он и Она. Скамейка. Парк», «Сквозь ливень времени», «Сколько в этой ночи многоточий», «Я иду. И я знаю – ты ждёшь», «Сегодня разделю с тобой тоску-печаль», «Молчанье – не порок», «Ты любишь меня незаслуженно сильно» – проникновенные страницы любовной лирики.
     Прочтя стихотворения обоих поэтов, можно с уверенностью расположить некоторые из них в форме диалога, – и это очень личный, сокровенный их разговор, тем высока их степень доверия к читателю:
«Да, Судьба одна у нас навечно.
Мы идём к Мечте, едва дыша,
А Любовь, как время, бесконечна
С искренней улыбкой малыша». (М.Сафиулин)
     Но творчество Максима Сафиулина не ограничивается философской и любовной лирикой, важное место в нём занимает и гражданская лирика, в которой поэт предстаёт настоящим патриотом.
     В стихотворении «Нет, ничто с Россией не сравнится» поэт говорит о любви к своей родной стране без всякого ложного пафоса и надрыва.   Финальные строки окрашены есенинской интонацией, что показывает М.Сафиулина достойным наследником великого русского поэта:
«Ты – моя надежда и награда,
Милая моя, святая Русь!»
     Гражданская лирика также представлена стихотворениями о родном крае и городе – Усть-Илимске. Экологическая тема (а 2017-й год – официально объявлен в России годом экологии) знаменуется стихотворением «Прихожу в этот лес полуспящий», где поэт отмечает: «Здесь мне легче, здесь я – настоящий!». И завершает его строками, заставляющими задуматься: «Быть добрее к природе несложно, / Сложно мусор с собой унести».
     Словарь поэта оптимистичен – «светлый мир», «сердечная благодать», «лёгкий звездопад» – все эти образы настраивают на мажорный лад и передают читателю позитивные эмоции.
     В пейзажной лирике поэт чувствует себя комфортно в полном уединении с природой. В стихотворении «Музыка летнего дождя» замёрзший «осиновый лист – моих песен поклонник», залетает на подоконник к лирическому герою, который ему отвечает:
«Ну что ж, залетай, согревайся скорее, приятель!
Не тронет тебя в моём доме холодная дрожь.
Под стук безутешных, дождливых, измученных капель
Тебе я спою. Ты услышишь и тихо взгрустнёшь».
     Круг тем, которые затрагивает Максим Сафиулин – широк. Кроме вышеперечисленных направлений, он отчётливо и зримо рисует картины рабочих буден и рутины, характеристичные портреты современности… Находясь в статусе творческого человека, Максим Сафиулин говорит: «Я Судьбе благодарен безмерно / За возможность творить, что немалое!». Показательны реакция преодоления и самоирония, которые помогают поэту сладить со всем негативом, равнодушием пустых людей, превозмочь даже самые непоколебимые трудности жизни. Стихотворение «Мама» является важной и значимой темой в творчестве автора. Сложно простыми словами сказать о главном – поэту это удаётся в полной мере.
Автор в полной мере предстаёт перед читателями с разнообразной палитрой своего многогранного творчества. В этой книге читатели найдут полюбившиеся по прочтению из предыдущих книг, но совершенно новые юмористические и серьёзные «коротыши» о жизни, в которых чувствуется искромётность, ирония поэта, умение детально анализировать яркие характеры и ситуации современного общества.
Наряду с мужским взглядом на мир и поэзию в книге представлен и женский – особенный, гармоничный. «Я людям сердце доверяю» – так определяется одной строкой творческое кредо Ольги Фокиной. Автор обращается к каждому читателю: «Не предавай свой путь грехами…», ведь «люди помнятся поступком» и решительно добавляет «Не опускайте руки никогда».
     Стихотворения Ольги Фокиной – женственные, тёплые, уютные, они словно лучатся добротой, и это внутреннее их свечение даже в самой суровой темноте даёт читателю предчувствие светлого будущего – как в личном, так и в других масштабных смыслах. Недаром, поэтесса открывает свой раздел стихотворением-посвящением этой книге, и подчёркивает суть названия:
«Мы искренне в вечность напишем посланье строкой,
Потомки чтоб знали все мысли и все наши чувства.
Мы дарим всем людям волшебное это искусство –
Любить и всегда оставаться при этом собой!»
     Отправить лучи добра в сердце каждого читателя – вот главный посыл и искреннейшее желание писательницы. В стихотворении «Добро по миру» повествующем о девочке, творящей добро людям, автор произносит важную фразу – «К добру не привыкли, его все боятся» и поднимает очень важную тему недоверия и подозрительности, которые живут и процветают во взаимоотношениях. Боязнь творить добро, принять добро, непонятие и непринятие добра – всё это неприкрытые язвы современного общественного сознания, с проявлениями которых мы ежедневно сталкиваемся в жизни, в прессе и телепередачах. А отсюда уже произрастают замкнутость, равнодушие, ненависть, злость, жестокость.
     По сюжету стихотворения девочка, творящая добро, пропадает в суете людской толпы так никем не понятая, не замеченная. Образ внутреннего «я» героини внушает симпатию, она пишет о себе, что «держала Тургенева добрые книжки, / От которых мой взгляд становился светлей и нежней». Эта необычная лёгкость бытия, полёт, присущи характеру героини: «Я летела, летела от мыслей, в которых устала, / В невесомости грусть потеряла свой смысл и вес». В полёте человек избавляется от всего лишнего и гнетущего, и тогда на смену приходит веское, мудрое, первостепенное. От таких строк хочется полететь вслед за автором, освободиться от оков повседневности, сбросить суетную шелуху и услышать, наконец, свой внутренний голос, свои желания и чаяния.
     Образ «девочки, творящей добро» ещё не раз лейтмотивом появится в стихотворениях Ольги Фокиной: «Она на санках чудо-миротворца / Спасает мир, что хрупок, уязвим». Поэтесса хочет почти невозможного, чтоб люди «стали как младенцы вновь чисты». И в этой, в чём-то утопической мечте, – есть именно тот дополнительный вес, который перевешивает чашу весов в пользу добра, любви, прощения:
«Как важно всех прощать, любить!
В прощении вся наша сила,
И просто так благо-дарить,
И не пройти, порою, мимо…».
     Образы тепла и доброты поэтесса подкрепляет выразительными яркими и даже вкусными оттенками: «облепиха / Вызрела в моём блокноте скоро. / Строчки цвета очень спелой вишни…»; «Апельсиновой гуашью / Нарисуем наши лица!»; «Я летела! В больших шоколадных, волшебных кристаллах / Отразились своими лучами дождинки небес». Поэтессе удаются детали: как зримо видится окно, в которое она «синичкой билась» («Я не боюсь, что полюбила…»).
     Воспевая с большой любовью и восторгом природу, Байкал, посёлок Невон, родной Усть-Илимск и сибирский край, автор замечает, что «Всё это сохранить непросто, / Кто красотою ослеплен».
     В стихотворении «Невон – достояние Сибири» заключительные строки звучат как гимн:
«И пусть гордятся нами наши предки!
Пусть воссияет православный храм!
И пусть рождаются России нашей детки
С любовью в сердце к странам-городам!»
     В стихотворениях «Берегите Байкал», «Сила и защита Байкала» и «Дивная легенда о любви Ангары и Енисея» рельефны эпические образы, размах, былинные интонации, которые рисуют мощь и красоты природных достояний России – гордость всей страны. Автор призывает нас быть хранителями, а не разорителями:
«Хранил богатства друг наш милый
Десятки миллионов лет!
Дай Боже нам ума и силы,
Чтоб сохранить его от бед».
     Ольга Викторовна свято верит, что «исчезнут все нечеловеки», и всё невыносимое уйдёт в «архив неоправданно-грубого века…».
     Ольге Фокиной удаются проникновенные портреты – учителей, дававших «уроки чести», родителей – «Два крыла, с которыми не страшно», врачей –«Богини в белых халатах», студентов – «День студенчества».
В строках чувствуется уверенность и жизненный опыт. В стихотворении «Сильные женщины» она пишет:
«Эти сильные женщины рождены для победы.
Не потерпят они от судьбы возражения».
     Автор находит нужные, точные слова для создания образа матери – святого, воздушного, ангельского: «Мама шла, молилась тихо ввысь, / Чтобы счастье выпросить дочушке».
     С комом в горле, горькой правдой читаются строки:
«Мамы дарят детям всё тепло,
Ангелов мы в них не замечаем...»
     Весомую часть поэтических произведений Ольги Фокиной занимает любовная лирика – своеобразные обращения к лирическому герою, светло-печальные: он – замкнутый, ушедший в себя, в работу и в творчество с головой, подчас, не замечает её внимательности и доброты, тепла и душевности, а ей так хочется гармонии, семейного и личного всеобъемлющего счастья:
«Он погладит её, как котёнка,
Как сестру, как подушку пред снами,
Как до боли родного ребёнка,
Но не женщину с теми глазами…»
     И ещё: «Я ненужная нужная женщина, / Не испита любовью твоей…».
«Я научилась обходиться без объятий», «Живые чувства», «Милый», «Зачем ты, прошлое», «Чужие качели», «Пусть он не знает…», «Мой талисман в пути – это ты» – это целая галерея трогательных откровений чувств лирической героини, самоотверженных и, порой, жертвенных.
     Поэтическую часть творчества Ольги Фокиной также составляют стихи для детей, стихи-посвящения, стихи-сказки.
     Рассказы Ольги Фокиной лёгкие, читаются на одном дыхании и принадлежат той женской прозе, которая без излишней слащавости и придыхания презентует нам различные сюжеты межличностных отношений, сложные повороты судеб героев и успешное преодоление ими всех, даже самых немыслимых виражей. Именно преодоление, выход к свету, а не банальный «хэппи енд» является значимым достоинством рассказов Ольги Фокиной. Каждый из своих рассказов она резюмирует кратким авторским послесловием в духе притчи.
     И, наконец, подарок всем любителям музыки, тем, кто на лету с листа любит подхватить новый мотив песни, мотив, тут же становящийся знакомым, почти родным: нотное приложение содержит 10 песен Максима Сафиулина. Песни отличает разножанровость, интонационная лёгкость, запоминаемость, а главное – широта затрагиваемых тем – от серьёзных («Памяти Талькова», «Сбереги нас, Господь», «Черепаха»), до шуточных («С юмором о кризисе»), от патриотических («Лучший край», «Редеют ряды ветеранов») до лирических («Маленькая танцовщица», «Прохожая»).
     Книга получилась интересной, многогранной, верится, что светлые и добрые мысли поэтов найдут широкий отклик у читателей.


Марианна Соломко,
Поэт, композитор, член Союза писателей России