О концерте - Флоренция, Чайковский, Филармоника...

Маргарита Мендель
Заметка о концерте «Filarmonica» – квартета
«ФЛОРЕНЦИЯ,  ЧАЙКОВСКИЙ,  ФИЛАРМОНИКА…» 


  Предвкушение концерта – это всегда волнующее ожидание музыкального волшебства, на которое долго собираешься и которое ждешь с замиранием сердца, это время важных открытий и незабываемых впечатлений. А когда на календаре 19 мая, а за окном аномально холодная (даже для Сибири) весна – со снежной вьюгой, сменяющейся то градом, то ледяным ливнем – чудес ждешь особенно чутко, находя в них жизненную необходимость. И спасением меломанов в вечно промерзшем городе Новосибирске с большим успехом занимается «Filarmonica» – квартет (Народный артист России Валерий Карчагин, скрипка; Заслуженная артистка России Оксана Анисимова, скрипка; Илья Тарасенко, альт; Станислав Овчинников, виолончель). Именно в этот день квартет «Филармоника» закрывал свой концертный сезон 2017–2018 в Камерном зале, и потому нас ждал многообещающий вечер, полностью посвященный творчеству Чайковского – третий ми-бемоль-минорный квартет памяти Фердинанда Лауба и ре-минорный секстет «Воспоминание о Флоренции». А концерты фирменного квартетного абонемента – всегда праздник для души и сердца.
  Без преувеличения, чистосердечным признанием: первое отделение меня потрясло, оно было абсолютно ошеломляющим и, безоговорочно одержав полную победу над всеми мыслями, всецело захватило меня, не отпуская до последних аплодисментов. Грани двух миров – ирреального и земного, две маски – счастливой улыбки влюбленного в жизнь и – трагическая посмертная, страшная маска правды. Квартет невероятной красоты и необычайно силы воздействия. Рефлексированный диалог, экзистенциальный альянс будущего и прошлого: неотвратимость, рок, фатум, но в конце концов – надежда. А ведь этот квартет для Чайковского стал последним, завершающим триумвират жанра. Третья часть – царство духов, завораживающая погребальная мистерия, где редкие мажорные переливы в совершеннейшем мраке похожи на тонкие лучи света, изливающиеся из отражения зеркала, направленного в сторону небесной арки. Мы услышали интерпретацию, выписывающую каждый малейший нюанс, каждую ноту с филигранной выделкой. Это исполнение, конечно же, было выше всяких похвал, и здесь мне действительно больше нечего сказать, ибо это нужно услышать, хотя бы раз в жизни каждому (тот, кто имел счастье быть майским вечером в Камерном зале – меня поймет). Браво, «Filarmonica» – квартет! Спасибо за каждую такую ноту, за мастерство и любовь к музыке.
  Продолжение программы ознаменовалось большим путешествием. Путешествием во Флоренцию. Сразу хочется отметить, что само произведение (а речь идет о секстете) очень выигрышное для исполнения, а уж если исполнение (как это всегда случается на абонементных концертах «Филармоники») блестящее, то непередаваемый восторг и чувство радости от встреч с прекрасным вам гарантированы стопроцентно. В реализации замысла артистам квартета помогли коллеги по Новосибирского академическому симфоническому оркестру, молодые музыканты – Думан Жамалкожа (альт) и Наталия Мамакова (виолончель).
  По первым нахлынувшим ощущениям секстет обладает почти оркестровым звучанием – искрометным, сияющим, стремительным, полным эмоциональных всплесков и разноцветных вспышек, невероятной энергетики и витальной экспрессии – все это порождало на протяжении второго отделения множество образов… реющие звуки и ароматы, дыхание деревенских вечеров и многоголосные сценки итальянской жизни, мозаичные закаты и монастырские, почти фресочные, рассветы, тайные свидания под мраморными сводами францисканской церкви Санта Кроче, прогулки по оливковым садам в светлом эфире неба, благоухание фиалок и пышных бутонов роз где-то далеко от красочных изгибов флорентийского кватроченто Дуомо Санта-Мария-дель-Фьоре… любовь, увенчанная лаврами искусства и гениальная легкость в совершенстве формы – таким я услышала (и увидела!) струнный секстет Петра Ильича сегодня – пленительным и роскошным. И если кто-то из достопочтенной новосибирской публики по какой-то причине не смог побывать на замечательном концерте квартета «Филармоника», то его ждет весьма впечатляющий сюрприз – еще одно исполнение струнного секстета П.И. Чайковского в ближайший четверг, 24-го мая, в рамках цикла «общедоступных дневных концертов» филармонии.




М. Мендель, студентка факультета журналистики.
20.05.2018