Ура!

Священник Алексий Тимаков
Я искренне считаю, что религиозное сознание является исконным для человека. Со времён Адама человек очень хорошо понимал, что есть мир дольний и есть мир небесный, горний. При этом горний мир воспринимался как куда более важный, чем тот повседневный, в котором мы живём и который наблюдаем во всей его обыденности. Когда нам объясняют, что религиозное сознание возникло и развилось из примитивного непонимания мира и явлений, которые в нём происходят, я этого не принимаю. Древний человек ни в коем случае не был дурее меня. Более того, он был очень и очень целостным, ибо мог вполне вмещать в себя все несовместимости жизни, и оставаться при этом в ладу и в мире с жизнью и Богом. Единобожие я воспринимаю как изначальное понимание Божества, и Бог был всегда прежде всего Небесным.
Я предполагаю, что поганизация, т.е. многобожие, явилась следствием цивилизации. Цивилизация как таковая возникла как осёдлое земледелие. Т.е., пока человек передвигался со своими стадами по земле, он имел Одного Бога. Примером этому являются древние семиты, которые пасли свои стада, пересекая в различных направлениях Малую Азию, и молились о помощи своему Богу Эль (Сильный). Соответственно всевозможные стычки с окружающими бедуинами предварялись призывом этого же самого имени. Кроме того что Бог имел своё имя Эль, у Него появлялись и иные имена, иногда, как производное — Эллогим (Бог), Эль-Элион (Бог Всевышний), а иногда, как характеризующие ту или иную сторону Божества: Адонай (Господь, Владыка), Саваоф (Господь Воинств), и множество других, но при этом Бог оставался Единым. Особняком стоит Богооткровенное имя Яхве (Я Есть Тот, Который Есть).
Те же народы, которые несколько раньше успели осесть на земле, были заняты проблемой выращивания хлеба. Урожай обеспечивал пропитание и, соответственно, прирост населения. Но для того, чтобы урожай был стабильным, необходимо было организовывать систему орошения, которая осуществлялась посредством строительства каналов и их обслуживания. Каждый такой аграрно-гидротехнический узел порождал ном или полис. Соответственно во главе такого узла всегда становился номарх или лугаль, или энси, т.е. царёк. Т.к. в древности разделения властей на религиозную и административную отсутствовало (первыми, кто пошёл на это разделение, если не ошибаюсь, были евреи во времена Моисея и Аарона — Авраам, Исаак и Иаков ещё совмещали оба поприща), и царь по совместительству являлся также и жрецом. Соответственно, севший на такой узел номарх озадачивался системой безопасности, и одним из условий таковой безопасности являлась сакрализация и табуирование имени Божества, помогающего во всех трудностях — не дай Бог узнают соседи! И это имя из одного из имён Божиих постепенно превращалось в имя божества, управляющего этой системой, т.е. персонифицировалось. Каждый ном стал таить от окружающих имя своего повелителя (отголоски этого можно услышать в Библии: когда Иаков требует назвать имя, Боровшегося с ним, он получает отказ, однако ему самому при этом нарекается новое имя: Израиль — Исра-Эль, боровшийся с Богом), и каждый ном получает таким образом своего покровителя.
Когда по прошествии значительного времени семиты вторгаются на территорию Междуречья, объединяя все номы под единой властью, а было две волны нашествий с интервалом, по-моему, лет в пятьсот: сначала Восточные Семиты, основавшие Царство Саргона Древнего или Акадского, а затем — Западные Семиты, то они сталкиваются с тем, что в каждом номе покланяются своему божеству. Происходит ассимиляция этих божеств под единым родовым именем Эль или Ваал, или Бел (Ваал Мелькарт, Бел-Зебул, Бел Мардук и т.д.), а с другой стороны — басурманизация, или поганизация самих победителей с рождением многобожия и пантеоном богов.
Имя Божие, которое переводится как Небо свойственно, как мне кажется всем народом. Мы христиане тоже исповедуем Бога Небесного. Я полагаю что это самое исконное имя Божества. У шумеров — это Ан, у греков — это Уран, у индийцев Варуна, у славян — Перун. Наверное, египтологи меня закидают камнями, но, как мне кажется, и Гор из этой же среды, ибо он — Сокол Небесный, а то, что он являлся патроном фараонов, безусловно, свидетельствует в пользу его изначальности для египтян.
Все индоевропейцы на генетическом уровне несут в своей памяти именно таковое наименование божества. Сравните: Варуна Дьяуш Питар — Уранос Зевс Патрос — Небесный Бог Отец. Кого призывали наши предки во время самых тяжёлых испытаний? Естественно, своего Небесного покровителя. Кого они прославляли в победах, точно разумея, Кто именно им её даровал? Естественно, Его же. Поэтому наш победоносный крик "Ура!" есть ни что иное, как провозглашение имени Божьего. Тем более, что в победе это также означает, что победитель выше (небеснее, что ли) побеждённого. Меня поразило, что у немцев, кроме крика "Ура!" есть ещё один клич: "Хох!" (верх). Сравните с Русским: "Наша взяла!" Еврейский клич "Эль!" тоже, по-моему из этого же семантического ряда: "Наша сила! Наш верх!"
Я совсем не лингвист, и тут меня может занести, но вслушайтесь в наименования возвышенностей: 'гора', 'Урал', 'Карпаты', 'Юра (Jura)', 'Кордильеры'. Горний мир — это мир Небесный.

1992