Взгляд из-за кулис конкурса С думой о былом

Клуб Слава Фонда
ОБЗОР КОНКУРСА «С ДУМОЙ О БЫЛОМ» АВТОРА НАТИКО

«Былое и думы»… Ой-ой-ой, с думой о былом! Таков лейтмотив очередного конкурса Клуба «Слава Фонда». Был он давно, ну вот и давайте немножко подумаем – и о былом конкурсе в том числе.
Напомним анонс:
«В конце года принято подводить некоторые итоги. Давайте мы тоже это сделаем. Принимается философская лирика о событиях, происшедших с вами в минувшем году или за более долгий срок. Выскажите в своих стихотворениях
радость о счастливых мгновениях или сожаление о нереализованных возможностях в вашей жизни».
На конкурс было принято 53 произведения, над которыми мы будем думать. Мысли по большей части невесёлые, сразу скажу. Чтобы это не было парадом пессимизма, мы постарались разнообразить обзор и заглянуть в глубину колодца времени: в первую очередь это интересно, а уже во вторую – оптимистично или наоборот, грустно.

***


Но сперва прозвучит «ГОЛОС НЕБА» из СТИХОТВОРЕНИЯ №27. Почему Автор решил так называть своё произведение – понятно из содержания. Богатый образный ряд, неожиданно и парадоксально сменяющийся, за всеми не уследишь, множество аллегорий. И в конце каждого смыслового фрагмента – узнаваемый библейский персонаж.

Потерянный голос хрипел, отдыхая на вздохе,
Слова обретали в конце полномочия стука.
Пророки смешались с толпой, угождая эпохе,
И смело мололи под видом муки чью-то муку.
Сменялись артисты, приходы и звуки порою,
Срывались концерты, молитвы и тихие схемы,
Для всех оставаясь загадочной, дивной дырою.
И только Иуда корпел над решеньем проблемы.

Свои голоса отдавались как будто чужие.
Родные до слёз отрыдали и встали за хлебом
И всем, чем могли – прежде клялись, затем дорожили.
Гроза отгремела. И радуга снова за хлевом.
А ночь отзывалась на чьи-то чужие пароли,
Луна округлилась, чтоб вой оправдать и примерить.
Слегка обернувшись, учили в пародии роли.
Лишь Каин покаяться рвался в забитые двери.

Ровнялись мозги, закипая в обилии шума,
Когда голоса обрастают и тембром, и фоном,
Овеяны сладкою мантрой «пилите их, Шура»,
По жизни попутав планиду с казённым плафоном.
А лица в падучей искали слова и салаты,
Затем приводили к присяге, а также примеры.
Дорогою к храму и тени брели, и солдаты.
Лишь кто-то вверху разгонял облака и химеры.

С далёкого неба на голос не брали – забыли,
А близкие выси орали и сеяли страхи.
Телега застряла, давая команды кобыле,
Впрягаясь главою угла до разрыва рубахи.
Помечены горькою правдой «неправда ведь, братцы»,
Все дружно сплотились вокруг, чтоб пойти на попятный.
Ломились в едином порыве, чтоб не выделяться...
И только с креста было слышно. Но что – непонятно.

В смене декораций первой части – что-то средневековое. Артисты и пророки, концерты и молитвы – в средние века это представление называлось «мистерией», и разыгрывались сцены из священных книг. Поэтому впечатление от стихотворения сразу же, конечно, алхимически-мистически-религиозное. Характерна игра слов – «мололи под видом мукИ чью-то мУку», «родные… отрыдали», «планида… плафоном», «приводили к присяге, а также примеры» - да уж, богат и могуч… В последней части возникает снова он – Голос Неба, который рокотал ещё в первой, только люди «дружно сплотились», чтобы «пойти на попятный», «ломились в едином порыве, чтоб не выделяться», поскольку не очень понятно, что хотел сказать им Голос. Образы Иуды, затем – Каина, а в конце – креста, храма обозначают поиск истины в религии, но никто ничего не находит, потому что слышит, а не разбирает. Ну и, наконец, мантра «пилите их, Шура» довершила общую симфонию из плутовского и праведного, грешного и святого. Впрочем, всё как в нашей жизни – о ней и говорится. А Голос Неба так никто и не дешифровал.



В ГЛУБИНЕ КОЛОДЦА…

Что там – в глубине колодца? Образы? Утраченные возможности? Обретённое счастье? СТИХОТВОРЕНИЕ №26 «ОЖИДАНИЕ» - о покое, которое лирический герой обретает в своём родном доме.

Облетает последняя нежность,
На душе – листопад, листопад:
Отшумевшей листвы неизбежность,
И беспечных восторгов закат.
Календарь отощал незаметно,
И в саду поселилась печаль.
Но  надежд, дорогих и заветных,
Мне сегодня нисколько не жаль.
Тишина в опустевшей квартире,
Стоя спит за окошком фонарь.
Новый год зарождается в мире,
Осыпается звездный янтарь.

Ну то есть жизнь продолжается всегда, идёт своим чередом, и идёт в правильном направлении. Ни радужного оптимизма, ни удручающего пессимизма – человек дома, на своём месте.

А вот – возвращение человека домой в СТИХОТВОРЕНИИ №14 «НЕВАЛЯШКА». Зачем люди возвращаются в проданный другим старый дом, у которого уже давно сменились хозяева и отделали всё по собственному вкусу? Может быть, затем, чтобы проверить себя – далеко ли отошёл от истоков, и куда движешься, оказавшись рядом с тем, с чего всё начиналось.
Возвращение лирической героини было не из лёгких:
Я вернулась в наш дом —
             одолела года, километры —
Перестроены стены,
             и всё в интерьере не так.
Молодые жильцы
             обновили жилплощадь под «ретро»,
В ход пошёл даже скарб,
             наполняющий старый чердак.
Я прижалась щекой
             к полированной кафельной «шведке»,
Превратилась она
             в современный эффектный камин.
А на сделанной папой,
             удобной резной табуретке
Примостился под шляпой
             стройняшка — торшер-господин..
На старинном комоде —
             чернильница-непроливашка,
Вот и вышивка мамы —               
             цветы, по краям «ришелье».
Сердце вдруг защемило:
             да это ж моя «неваляшка»! —
«Динь-дилинь» распевала
             на зависть друзьям во дворе.
Здравствуй, милая кукла!
             Твой звук, не похожий на слово,
Пробудил ностальгию
             и тёплое слово «люблю».
Я качнула тебя,
             переливчатый звон слышу снова,
Отголоски игры
             обрываю, намеренно длю...
По весне, говорят,
             всё ещё благоденствует вишня,
И акации запах,
             дурманя, вплывает в рассвет.
Только мне безотрадно, 
             себя ощущаю здесь лишней,
И ловлю «динь-дилинь» —
             из далёкого детства привет...

Процитировала полностью – честно говоря, было не оторваться. Очень точный выбор слов, тонкие детали, штрихи, которые создают настроение. Печальное настроение, что там говорить – и «неваляшка» уже стала чужой собственностью, даже и не унесёшь. А она и не унесёт – она погрустит здесь и не станет просить отдать ей этот кусочек детства, чтобы не напоминал. Я так мыслю. Видно, как всколыхнулись воспоминания, которые бы ни за что не проснулись с такой силой, не попадись ей на глаза эти старые предметы, снятые новыми хозяевами с чердака просто из модной дизайнерской прихоти. А для неё они – жизнь, память, тени родных людей. И зачем это ей в другом мире, где этим теням нет места, если уж эти вещи остались на чердаке как хлам для чужаков. Лирическая героиня и права – и как бы не права, ведь утрачено было то, чем, значит, не очень-то и дорожили. А стих хорош!

Давайте добавим немножко хоррора, который вылезет к нам прямо из чёрной глубины колодца. К счастью, вылезет только в СТИХОТВОРЕНИИ №2 «ТАК БЫВАЕТ…» и тут же залезет обратно.

Золотые гаснут выси.
Мокнет сонный иван-чай.
Что – скажи – от нас зависит?..
Ничего не отвечай.

Так бывает – щёлкнет птаха,
Прерывая свой полёт,
И стеною лжи и страха
Тьма под ноги упадёт.

И в ночную глубь колодца,
В застоявшуюся муть,
Как ведро – душа сорвётся
Мёртвой жижи зачерпнуть...

Знаешь – это убивает –
Понарошку, черново;...
Так бывает... Так бывает...
Не попишешь ничего...

«Вечера на хуторе близ Диканьки» в черновом варианте. Беспросвет – и в то же время надежда. Не нужно лезть в колодец, чтобы не зачёрпывать то, чего не нужно черпать – и всё будет хорошо! И наверху достаточно событий. Особо отмечу ритм: «быстрый», двусложный, в этом стихотворении он как бы нагнетает и угнетает, создаёт тревожное настроение, которое бывает, если рассказывать страшные истории в тёмной комнате. Если в такой момент в рассказе в дверь постучится зелёное пальто или чёрная рука, то малейшего шороха будет достаточно, чтобы все вздрогнули. Ну, что ж, вздрогнем – и пойдём читать дальше.
Вообще когда начинаешь читать конкурсные стихотворения, то сразу видишь сильные и видишь слабые. Так вот в этом конкурсе я прочла подавляющее большинство, а слабых не нашла, их крайне, ну крайне мало. Очень сильные стихи, причём практически все, подборка высокого уровня.
Но вспоминается граф Лев Николаевич Толстой. Он сказал, что все счастливые семьи счастливы одинаково, а несчастливы каждая по-своему. А здесь такое ощущение, что все несчастные лирические герои несчастны одинаково, даже образный ряд примерно похож. СТИХОТВОРЕНИЕ №1 «ИЗ ОБЛАКОВ» приведём, потому что оно о грусти лирического героя о своей подруге и о неизбежности перед лицом высших сил. И во всём, как обычно, виновато время:

Утро вечера не мудреней, а – больней.
Пролетит незаметно неделя,
А что будет потом, а что будет за ней –
Никому нет до этого дела.

А в СТИХОТВОРЕНИИ №7 «БОКАЛ КАБЕРНЕ» грустит женщина. Опять-таки – грусть, утраты, расставания… Выбрала за красивые образы, они просто подкупают.
 Когда застынет в трауре земля
 И ветер застучит в моё окно,
 С холодным поцелуем хрусталя
 В меня вольётся тёмное вино.

«Холодный поцелуй хрусталя» прекрасен. А вот «в меня вольётся» звучит очень винодельчески, а не лирически. Ведь оно не может влиться само по себе, его надо влить, выпить, в общем, принять на лебяжью грудь. Так впервые в нашем обзоре возникает вино как утешитель… Лирическая героиня пьёт его красиво, даже, я бы сказала, аристократично, не предаваясь пороку «зелёного змия», а вызывая в душе волну воспоминаний, которые оживил бокал вина:

 И растекаясь по каналам вен,
 Неся тепло, смешает времена:
 Пространство заколышется у стен;
 Покроет явь живая пелена…

И в финале снова образный ряд возвращается к «холодному поцелую хрусталя», только рядом возникают уже не воспоминания, а реальность в виде стылого стекла. Вот такой красивой может быть грусть.

Воспоминания об утраченном счастье – одно из самых популярных в подборке, об этом – СТИХОТВОРЕНИЕ №21 «МЯТНЫЙ СНЕГ». Оно хорошо необычными рифмами, в том числе и составными, примечательно ритмическим рисунком – интересная работа. И заканчивается лирически, не так безнадёжно, как предыдущие – никого и ничего не удержишь, но когда есть что вспомнить, это уже богатство:

Но губ её снег мятный
Приходит живым сном мне….

В СТИХОТВОРЕНИИ №18 «НЕ УМЕЮ ПРОЩАТЬ» - о том, как это тяжело. Но тяжело не тому, кто обидел, он может и забыть. И не тому, кого задели – он может забыть. Тяжело в первую очередь тому, кто не умеет прощать. Тот, кто не умеет прощать, уже и не научится.
Конечно, опять-таки, образ утрирован, собирателен, как правило, сам человек этого не анализирует. Он чувствует, что что-то не так, и мучиться должны обидчики. Может быть, они и мучаются, только, как правило, не совестью, а чем-то другим, ведь жизнь имеет обыкновение возвращать удары самостоятельно. Так вот он этого знать не может и переживает сам. Но облегчить себе жизнь таким незамысловатым образом, как простить – не для этого лирического героя. Получился такой «монолог микрофона» - как бы не столько сам человек, сколько боль непрощения рассказывает о себе.


…МЕЛЬКАЮТ ТЕНИ…

Перейдём от личных переживаний к историческому экскурсу. Да, подводя итоги, некоторые Авторы вспомнили Рим, Ромула, Рэма и ещё несколько интересных исторических эпох. Так что наша печаль из глубины колодца перемешана с картинками из прошлых эпох. Давайте посмотрим картинки, это разнообразит время погружения.

СТИХОТВОРЕНИЕ №4 обнадёживает всех: «ВЕЧНОСТЬ – ЭТО ИЛЛЮЗИЯ… Rome, Italy, день 12-й».

далеко от дорог – не приведших к нему
близко - к прямо проложенным  -
вечный город жжет листья.
Вечность - это иллюзия ...суть  момента приму
единицей отсчета   непреложности истин...
из всего, что приложится  - разум выберет сам
ничего - в удовольствие...  и практично, и дельно
можно даже использовать пыль в песочных  часах
забывая  о вечности - за моментом потерянным...
седина раньше времени ... и она -  в суете...
на развалинах Рима – понимаю: все бренно.
слово высекут в камне... камень выкрошат те,
кто придет с новой верой, избавляясь от пленных...
запылает кострами в вечном городе - ночь ...
все случится внезапно...
                иногда - понимаешь:
Вечность - это иллюзия ...я хочу ей помочь
стать немного реальнее...  и главенствовать дальше...

Очень совершенное, отточенное стихотворение, ни одного лишнего слога, шага в сторону от выбранного не совсем обычного ритма. Создаётся ещё одна картина размышлений о вечном на фоне «Вечного города». Что может быть более вечным, чем Вечный город, думает лирический герой? Только финал как бы открыт: осознавая иллюзорность игры, лирический герой полностью включается в неё, чтобы «поддержать» иллюзию вечности и дать ей возможность «стать немного реальнее». Какой смысл вкладывает в это лирический герой – понимает только он. Но перед камнями вечного города в любом случае всё бренно, и наши заботы – пыль под ногами веков. Что и говорить – обнадёживает, нет слов…

Куда ж без русского дворянского гнезда? СТИХОТВОРЕНИЕ №8 «БЕЛЫЕ МЕЧТЫ» показывает именно эти картины. Глаголов в стихотворении почти нет, они возникают под конец как мысленный разговор лирической героини, но и без них действие достаточно напряжённо развивается – и достигается это одними только существительными с прилагательными. За каждым понятием, как в калейдоскопе, непрерывный ряд картинок, который выстраивается в сознании читателя в единую последовательность и создаёт общую динамику стихотворения. Ну то есть в нём и без глаголов постоянно что-то происходит, стихотворение не статично, есть движение.

 Былые времена. Былой эпохи
 Забытые года.
 Традиции, признания и вздохи
 Дворянского гнезда.

 Прогулки по аллеям в белых шляпах,
 Журчание бесед,
 Открытый дом, природы тёплый запах.
 Купальня и крокет.

 А вот неожиданный, совершенно любопытный вывод, который подводит лирическая героиня:

 Прошла гроза у вас над головами.
 Но странно - помню я.
 Была ли я тогда средь вас и с вами?
 Душа ли там моя?

И далее – сожаления об утраченном, «рассыпанным по миру» осколкам этого прошлого, потомкам, забытым высоким словам, затерянным могилам. Не только движение, но и мечты, воспоминания, даже дымка парка и листва растений – всё становится белым. Можно и погрустить… О крестьянах только грустить некому. Тех, кто жил в чёрных избах, пока обитатели дворянских гнёзд питали «белые мечты». Но в этом стихотворении их нет, только барышни в шляпках.

Без советской империи в обзоре исторического прошлого никуда – читаем СТИХОТВОРЕНИЕ №20 «НАЧАЛО СЕБЯ».

Жизни, по сути, - пути от дебютов к финалам.
Тьмы этих «жизней», закончившись, канули в прах.
Только одна из прошедших империй досталась
Крохам Вселенной, рожденным в советских мирах.

Символы власти бессмертность, увы, не даруют.
Мумии «сильных» - фетиши для пушечных масс.
Жажда свободы в империях – не ко двору, и
Карма вождей – убивание личностей в нас.

Зло и добро в этом мире пропорциональны, -
Жертвуя светом, легко заблудиться во тьме.
Пусть застилают туманы заветную даль, но
Главное - к чистому небу вернуться суметь!

Догматы веры мне вновь не дают лицемерить,
Пусть я – не тот, кто о прошлом рыдает, скорбя.
Зло и добро величайшей из бывших империй
Не забываю, чтоб помнить начало себя.

Честная позиция и честный взгляд. Действительно, было всё – и зло, и добро. Но обычно, оглядываясь назад, высвечивают то одно только зло, то одно добро, а так не бывает. Ритм чёткий, в длинной строке это обычно нелегко соблюдать. Но самый интересный случай с ударениями – в длинном слове «пропОрционАльны». Оно занимает почти всю строку, и сильная доля трёхсложного размера создаёт в одном и том же слове два ударения, но не ломает ритм и не мешает произношению. 

Нельзя обойти и тему войн. СТИХОТВОРЕНИЕ №52 «ТРЕУГОЛЬНИК ВОЙНЫ» - о памяти, которую хранят вещи.

Треугольное счастье
пожелтевший листок.
Мы на фронт в одночасье,
а они на восток.

Оригами сражений
нестерпимых разлук.
Адресат поколений,
как разорванный круг.

Плотно сжатые строки:
о любви и семье.
Неизвестные сроки
в бесконечной войне.
(Слово «оригами» мне кажется немного чужеродным здесь, особенно если учесть, что страна-отец-основатель оригами была нашим историческим противником во Второй мировой. Впрочем, искусство оригами в этом, конечно же, не виновато… Единственное чуждое слово во всём стихотворении, остальные, хоть и общие, но уместные).

О боях, об отваге
огрубевшей рукой
на клочке из бумаги
с почтальоном домой.
(«Из» в данном случае лишнее слово, «на клочке бумаги» по-русски, а клочок «из бумаги» - режет слух. Вот «оригами из бумаги» - да, может быть. «Из» чего-то что-то изготавливается или получается, а вот если кусочек – то «чего-то», без предлога)

Самым ценным подарком
для детей и жены -
треугольник без марки,
треугольник войны...

Сильный финал. Хотя это и не итог жизни человека – письмо, но иногда в итоге жизни только письма-то и оставались, и до сих пор остаются в семьях погибших солдат.

А вот неожиданный ракурс военной темы: СТИХОТВОРЕНИЕ №42 «Я ЛЕТАЛА ВСЕГДА». Мы как-то привыкли, что ветеран войны – это убелённая сединами женщина-воин, собранная и суровая. Для многих, кто пережил войну, военные дни остались на всю жизнь главным воспоминанием, разделив жизнь на «ДО» и «ПОСЛЕ»: 22 июня и 9 мая, день начала войны и День Победы. Даже на вопрос о том, какое событие было самым радостным в их жизни, поколение «детей войны» отвечает: «День Победы», - без вариантов. «Да, конечно, дети родились, это счастье», - говорят они, но счастье от известия, что «мы победили», говорят, было сильнее всего. Этот день заслонил все остальные дни в их жизни. А вот лирическая героиня этого стихотворения – да, ветеран, да, воин, но при этом – женщина, романтик, мечтательница. Война хоть и была для неё тяжёлым испытанием, но не дала забыть детские мечты, они – всё-таки главное. Никто не поймёт, поэтому ни с кем особо своим внутренним миром человек не делится. Просто он помнит ещё и кое-что другое, кроме самой войны.

Я летала всегда, только знали об этом
старый летний чердак, продуваемый ветром,
три ракиты, качели с неровной дощечкой,
да сверчок, что прижился за бабкиной печкой;
кошки знали... Бывало, прижму их к себе
(там такая сметана на млечной тропе!),
оглядев по дороге свой мир не спеша,
и меня от земли отрывала душа…
…Искупалась я в счастье, обтёрлась печалью!
Не стеснялась седеть, а стеснялась медалей:
на Девятое мая прижмусь к ним щекой
и поплачу немного над стопкой пустой.
...Словно птица, свои не считала года,
может быть от того, что летала всегда?
Снится сельская школа, хлеб ноздреватый,
кукла, первая самая, в шубке из ваты,
руки бабушки, тёплые после надоя,
ощущение рая, вернее, покоя…
Я летала всегда, только знали об этом
облака, улетавшие с ветреным ветром,
души кошек моих и охапки ромашек!
…Но чем выше полёт, тем я делаюсь старше.

Стихотворение очень профессиональное, я сделать замечания или дать советы здесь не в состоянии, у меня их нет. И образ прекрасен – вспоминать о войне героиня не любит, но именно такие люди и выиграли войну: умеющие мечтать, помнящие бабушкины руки и детство, любящие свой дом. В жизни и в сознании этого человека всегда будет внутренняя свобода, то, что «над» происходящим, он никогда не будет рабом вещей и других людей, но не все поймут, почему так, поэтому он никому не расскажет.

Давайте немножко добавим суровой окружающей нас действительности в поэзию конкурса. Это так кажется, что мир стал более цивилизованнее, взрослее и мудрее. На самом деле изменились средства. А цели, то бишь мишени, остались прежними. СТИХОТВОРЕНИЕ №32 «ИСТОКИ» - о современности. «Истоки» - это с чего всё начиналось, причём тут итог, скажете Вы? Погодите, дочитайте.

Одни у них первоисточники,
Но каждый в свой прицел смотрел.
Один – подписка и в сверхсрочники,
А друг имел другую цель.
(«Цель» - «смотрел» - не очень удачная рифма. Даже при том, что звуки «л» совпадают, но категория мягкости и твёрдости здесь играет с Автором не очень хорошую шутку)

Один служил по расписанию –
Отбой, тревога, марш-бросок.
Другой – престижный ВУЗ, экзамены,
Таблетки, дозы, ломки… срок…

Судьба по кругу хитро вывела –
Заложник, зэк под наркотой…
Находит снайпер цель для выстрела,
А перекрестье тот – другой…

«Заложник», «зэк под наркотой» - и кто его обезвреживает? Тот, который «подъёмы, марш-бросок». Дрогнет или не дрогнет рука? Автор умалчивает. Но – и так бывает. Итог – в прицеле мишени, и каждый получает то, к чему стремился или к чему скатился. Страшный, да, но по сравнению с ним все другие итоги – так, промежуточные остановки метро.

Продолжение темы – и в СТИХОТВОРЕНИИ №50 «ЧУЖИЕ СТРАНЫ, РЕКИ, ГОРОДА…». Думала, включать или не включать, чтобы не политизировать обзор, но ведь тоже – своеобразный итог…

Чужие страны, реки, города...
Львов, Ужгород, и закоулки Риги,
Пшеничных хлебов пышные ковриги,
Ржаного не найдешь подчас - беда!

А Гагры в пальмах, Рица, шашлыки -
С вином или водою ключевою!
Порою мне не справиться с собою:
Чужие? За какие же грехи?

Да, что имеем - то не бережем.
А потерявши ненароком - плачем.
Могло бы все закончиться иначе...
Могло. Но мы в иной стране живем.

А где-то там - неграждан не-права
И "грады" вперемешку с "ураганом",
И вроде тоже гаданно-нежданно
Вторая фаза: "Грабли № 2"

«Грабли №2» - это вечная проблема. А с точки зрения стихосложения – очень гладко. Только «хлебОв пшеничных» я бы поменяла местами – исключительно ради ударения.

А вот – природный кошмар и вечный итог многих и многих цивилизаций, исканий, свершений и надежд, преступлений и наказаний: в СТИХОТВОРЕНИИ №13 «ПЕСЧАНАЯ БУРЯ», в котором «хамсин» (знойный пустынный ветер) «особо лют».
Комментировать все «прелести» бурана я не буду, скажу только, что Автор очень выразителен в изображении гнева стихии, причём описания «со стороны», взглядом стороннего наблюдателя, переплетаются с собственными ощущениями, как будто лирический герой лично оказался в эпицентре и затем выжил, чтобы нам об этом рассказать.

Песок в глазах, во рту, претит дышать.
Десятки лет не наблюдали это:
Сплошной туман оранжевого цвета
Библейским мукам адовым под стать.

А он, хамсин, куражится, грозит:
– Пусть это пекло вечно не остынет,
Сады и парки превращу в пустыню,
Верну ландшафту допотопный вид!

Повергну землю в серо-жёлтый мрак
За те грехи, в которых вы погрязли.
Не лучше, перед Богом повинясь, ли
Зло душ пресечь и вырвать, как сорняк?

Мне нравится, как Автор обращается с частицей «ли». Нет, действительно, нравится, без шуток и иронии – может быть, не совсем грамматично располагать «ли» так далеко от слова, к которому оно относится, но в данном случае частица, оторванная от своей части предложения, отлично формирует составную рифму к слову «погрязли» и при этом не затрудняет понимания смысла фразы в целом. Кроме того, добавляет выразительности, напоминая народные высказывания типа «Ой ли», когда частица «ли» приобретает едва ли не самостоятельное значение, а не только значение степени вероятности глагола.
На мой вкус, дальнейшее повествование портит фраза «Да мне плевать», вложенная дальше Автором в песчаные уста хамсина. Даже если он пришёл на землю вестником апокалипсиса подмести пылевой метлой всё, что насорило нехорошее человечество, он всё равно не может выражаться, как хулиган из переулка.

Избавьтесь от жестокости оков,
Очнитесь от хулы, прозрейте, люди!
Всевышнего прощения не будет,
Пока в заблудшем мире льётся кровь...

«Всевышнего прощения» или «прощения Всевышнего»? Думаю, что прощения Всевышнего, но здесь как бы можно местами два слова и не менять…
После таких сцен хочется покоя и тишины. Поэтому читаем часть третью – оптимистическую.

…И МЕРЦАЮТ ЗВЁЗДЫ
Душа просит романтики, а что может быть романтичнее странствия вслед за своей мечтой? Итог этого странствия – только найти, разумеется. СТИХОТВОРЕНИЕ №36 «ОЧЕНЬ СКОРО КОРАБЛЬ МОЙ СОРВЁТСЯ С ЯКОРЯ…» - об этом.

Очень скоро  корабль мой сорвется с якоря,
Позади оставляя прибрежную муть,
И под флагом любви, и под светом факела
Отыщу я к тебе неизведанный путь.
Я сошью паруса из надежд и золота,
Что на небе светило бросает к ногам,
Из тепла и дождей, из пустельги голоса,
Буду плыть доверяя в  дороге ветрам,
Мимо рифов и кряжей из горных маковок,
Островов без имён, где давно меня ждут
Жемчуга и алмазы, цветное марево,
Струйкой нежной скользящее в звоне минут,
Отделяющих прошлое от реального.
И тогда я почувствую пальцами рук
Той звезды невесомой кольцо венчальное -
Замыкавшей на небе невидимый круг.

Так красиво, что прерывать не хотелось. Но сочетание «из пустельги голоса» развлекло. Порядок слов таков, что сначала воспринимаешь «из пустельги», а уж потом понимаешь, что «из ГОЛОСА пустельги». Как доработать, и нужно ли, я не знаю, есть в этом своеобразное очарование. Кроме того, два словаря, вернее, даже три словаря приводят два случая ударения в этом слове: два – «пустельгА», и один – «пустЕльга». Ударение имеет право быть, ритм очень плавный. Птичку жалко… Но, по счастью, это не «кофе», который, по новым правилам, может быть и среднего, и мужского рода: в моём понимании всегда будет только ОН.
Очень, ну очень понравился образ «звон минут». Очаровательный финал, лёгкий и романтичный.

СТИХОТВОРЕНИЕ №43 «ОСТАНОВКА» - полностью пессимистическое. И только две последние строки в нём – ключ, открывающий двери в третью, «звёздную», часть. Всё стихотворение не хочу комментировать, но традиционный двухсложный размер в семистопном исполнении, с паузой в середине строки… Круто.

Мы готовимся всё время к чему-то,
Словно спринтер к золотой стометровке.
И недаром говорят - бес попутал
И привил нам эту страсть к подготовке.

В общем, не мой размер, но у него и задачи такой не было – мне понравиться. Он как бы подводит итоги всей жизни – точнее, бесполезности всех усилий. Интересны вкрапления слов нового поколения, которые рифмуются, разумеется, сами с собой и приобретают философский смысл: судьба – провайдер, подгоняющая нас бежать дальше на «золотые стометровые дистанции». И всё время – безнадежность, бесполезность усилий. Пока, повторюсь, мы не добираемся до финала:

Остановимся, а день уже прожит.
Подготовка по ненужной программе.
Загляни в себя. А кто ещё сможет
Смятый фантик превратить в оригами?

Всё в наших руках – мысль не нова, разумеется, и очень долго и окольно Автор нас к ней подводил, но очень оригинально и забавно выразил. Вот тут оригами – уместно. Нет такой оплошности на сцене, о которой нельзя было бы сказать, что так и задумал режиссёр. Вот только всё предыдущее стихотворение можно было сжать до размеров стометровки. Так долго Автор нагнетал, нагнетал, нагнетал, что спринтерский бег превратился в стайерский. Но главное – красиво финишировал!

В СТИХОТВОРЕНИИ №5 «О ВРЕМЕНИ» - та же мысль, но само стихотворение короче, и к этой мысли мы приходим несколько раньше.

Слишком рано подводить итоги.
Слишком поздно начинать с нуля.
Жизнь моя, не заблудись в дороге,
Временем, как вечностью, пыля.

Случая не будет возвратиться,
Повторяя прошлое на бис.
Время не прощает репетиций.
Вот такой у времени каприз.

Время утопает в настоящем,
Я - в воспоминаньях и в мечтах...
Жизнь моя, не торопись за счастьем,
Оглянись, оно в моих руках...

Хорош последний катрен, он отточен, и форма, и философский смысл – готовый афоризм. Собственно, его можно выучить наизусть и цитировать, как современную классику, хотя всё это было известно и до нас, в общем-то... Но выражено и сформулировано чётко. В предыдущих двух четверостишиях напрягает слово «время», слишком часто оно там звучит, да плюс ещё и заголовок... Всюду – время, его слишком много. А центром является афористичный четырёхстрочный вывод в финале, остальное – предисловие.

Опять на ту же тему – счастье в действии, а жизнь в движении – СТИХОТВОРЕНИЕ №47 «МЫ С ДЕТСТВА ГРЕЗИМ». Но оно более длинное, наставительное – в моих глазах, в данном конкретном случае это вредит. Автор обобщает, используя местоимение «мы», присоединяя к этому и себя, и меня, и всех своих читателей, показывая свои выводы как общие, единые для всех или, по меньшей мере, для большинства. То, что предыдущие Авторы сказали как ненавязчивую мудрость, как собственный вывод, здесь преподносится как урок с долей язвительности. «Глаголом жечь сердца людей» стремится Автор. Удалось ли? Полностью приводить не буду, оно длинное. Решите сами, если заглянете в список ссылок на стихотворения. Но, как образец – первое восьмистишие.

Мы с детства грезим трепетно о чуде,
А жизнь - совсем не праздничный салют...
Мы жаждем приключений... серы будни,
А мы хотим, чтоб ярким был дебют,
Чтоб унестись на всех парах к успеху,
Чтоб свежий ветер полнил паруса,
Пускай – опасность, будет не до смеху,
Не нудный дождь – торнадо и гроза...

Очень много «трескучих», громких фраз, разрозненных мыслей, которые иногда расходятся очень далеко. «Мы с детства грезим трепетно о чуде, А жизнь – совсем не праздничный салют», - пишет Автор. И тут же приводит пример: «торнадо и гроза» лучше, чем «нудный дождь». «Пускай опасность – будет не до смеху»: ну то есть опасность вообще-то – это опасность, а не лекарство от излишней смешливости. Нет, мысль мне понятна – лирический герой жаждет приключений, душа – бури. И в то же время в начале стихотворения подчёркивает: что жизнь – не праздничный салют. А перечисленные им опасности что же, призваны сделать жизнь разнообразнее и праздничнее? Это суровые испытания. Оказаться в эпицентре бури лирическому герою лучше, чем находиться под «нудным дождём» реальности? Или это мысли, которые приходят в голову именно под «нудным дождём»? Но это я так, к слову, мысли по ходу пьесы.
Затем мы переходим к чуду ростка, который пробивается через толщу земли. Согласна – чудо. Обыкновенное земное чудо.

Как много в малом семечке энергий,
Как много сил, упорства, и огня,
Чтоб не тонуть в воде, не мёрзнуть в снеге,
Не тратить ни секунды и ни дня,
И всё расти, не требуя подмоги,
Ни засуху, ни грозы не кляня,
Чтоб миру красоту явить, в итоге,
Своих усилий вовсе не ценя.

А мы, мечтая о прекрасном чуде,
Всё ждём, что нам его
          преподнесут на блюде...

То, что природа мудрее нас, мы знаем и так. Но вот это последнее восьмистишие – и слог хорош, и содержание на пять баллов, и грозы уместны. Если предыдущее содержание было нечётким, непонятно, куда клонил Автор и какой он стремился сделать вывод, то здесь всё прекрасно. Рифмы просты, но содержание именно в этом восьмистишии глубоко. Здесь – «эпицентр» Вашего стихотворения. Оставь Вы даже только росток, откажись от торнадо, которое на самом деле страшно, и стихи бы всё равно заиграли: вот этот пример воли к жизни, и он выражает главную мысль наиболее чётко. Вообще самое удачное стихотворение содержит одну мысль, или идею, главную, а намекает на множество образов, аллюзий, аллегорий и прочую игру ума. Но центральная мысль должна быть одна. А тут их много, и мы с корабля бежим на бал, чтобы успеть к праздничному салюту, который плавно трансформируется в торнадо. Тем временем росток упорно пробивает и пробивает себе ход в последней части к сознанию читателя…

СТИХОТВОРЕНИЕ №11 «РИСУНОК» подкупает как своей красотой, так и загадочностью. Мы так и не узнаём из всех трёх катренов, кто же его нарисовал. Но именно простой рисунок, «карандашный набросок», является для лирического героя тем маяком, якорем, символом, который обозначает для него какую-то цель – в данном случае путь домой, наверное. Цель тоже непонятна – ничего непонятно! Понятно только, что рисунок имеет огромное значение, даже ключевое, он является той спасительной соломинкой, которая не даёт герою утонуть:

Полуявь, полусон, лишь зеркал отраженье,
На парящей пылинке танцующий луч,
Мимолётная блажь, небосклона движенье:
Меж альбомных страниц заплутавшая чудь.

Нарисованный мир и штришками деревья,
Убегающий вдаль мозаичный узор,
Карандашный набросок, застывшее время,
Для уставших приют и для жизни резон.

Не ведущий я был, был я странник ведомый,
Опоздавший на пир твёрдо знающих путь.
Но не эта ль картинка вела меня к дому?
И не в ней ли таилась вся правда и суть?

«Луч» и «чудь» - оригинальная рифма, хотя с согласным «ч» всё равно получилась чехарда. В остальном предлагаю просто оценить красивые образы. Найти стихотворение, наполненное такими образами, как виньетками, в конкурсном пакете о былом и думах – для меня лично настоящее событие.

А вот тоже очень романтичное произведение, но эта романтика «наоборот». Никто никого не ищет и никто здесь никого не находит. Однако дрогнула рука, и СТИХОТВОРЕНИЕ №17 «ЗАБЫТАЯ МЕЛОДИЯ andante» попало в условный «оптимизм», то бишь положительное решение проблемы. Музыка – это всегда хорошо! А в мажоре или миноре, неважно – она облагораживает.

Вчера, перебирая свой архив,
Нашёл листок измятый, пожелтевший,-
На нём ряд нот...И почерк некрасив...
Мелодия времен давно ушедших...

Наигрываю нот минорный лад,-
Andante столь чарующие звуки!
Слеза слепИт невольная мне взгляд...
Моменты роковой моей разлуки
(«Мне», «моей» рядом – не «комильфо», но «анданте»…)
Нагрянули,  печаль  вернув душе...
Сиреной, что  губила мореходов,
Вошла ты прочно в жизнь мою уже,
Разлуку  предпочтя из всех исходов...

Но знай, невероятен выбор мой,-
Отраду вижу даже в грозной плахе!
Удел мой скорбный - вечность и покой,
Тебе - без покаянья скорбь о прахе...

«Вот умру – и пожалеете!» - а ей, окаянной, и подавно будет ещё хуже. Таков лейтмотив этого грустного, но, безусловно, оптимистичного стихотворения: раз герой считает, что ей всё равно будет хуже, чем ему, то он – в выигрышном положении.

Оптимизм в наибольшей степени свойственен патриотизму и чувству родины. Какие бы бедствия ни случались бы – хочется надеяться на лучшее. Вот в СТИХОТВОРЕНИИ №9 «ОТЧИЕ БЕРЕГА» вывод прост и понятен: «Живи, Россия», и мы тоже будем жить, подчёркивает Автор. Классическое программное стихотворение о родине – почему бы и нет?


ЁЛОЧКА, ЗАЖГИСЬ!

Май – не самый подходящий месяц для новогоднего бала, но самое время выкинуть ёлку. В анонсе к конкурсу было чётко сказано: «итоги жизни» или «итоги года». Давайте перейдём к итогам года, а затем – и к финалу. СТИХОТВОРЕНИЕ №30 «ЁЛКА БЕЗ ЗАПАХА» - о грустном. О том, что в конце праздника пора ёлку действительно пора выкинуть. Но её не выкидывают! Почему, спросите Вы?

Малахитовый цвет глубокий, собрать не тяжко,      
наряжаем ёлку – сосульки в пальчиках робких.
И не надо на задний двор выносить бедняжку, 
сохраним в разукрашенной длинной коробке.

А ребёнок спокоен – ёлочку мы не губим,
но игрушек бьющихся год от года всё меньше.
Эх, я помню: были, были стеклянные трубы,
самоварчик прозрачный, рыбка… солдатик пеший…

Новый Год – несмышлён ты, но полагаю, знаешь,
по каким счетам заплатить нам спустя полвека?
Души ёлок засохших витают, глухая стая,         
и бросают иглы друг дружке, – привет, калека!
               
Ну а наша – принцесса в пересветах гирлянды,
и до пенсии доживёт, послужив исправно.      
Не такая совсем, как на соседской веранде?   
Что? Не пахнет – верно, голубчик, святая правда…
Стихотворение – о ёлочке, и за грань новогодней темы вроде бы не выходит. Но Автор так умело намекнул на всё искусственное в нашей жизни… Тут и «небьющиеся игрушки», а ведь раньше бились… С тем большей бережностью к ним относились, а сейчас – уронишь, и ничего, можно вешать назад на ветку. И живые ёлки – да, грустно угасают на помойке, но ведь они пахли лесом, Новым годом и чудом, а эта ёлка – не пахнет. Зато экономит не одну «ёлочью жизнь», то есть выполняет свою полезную функцию. И небьющиеся игрушки её выполняют – они же не бьются… Есть полезное, есть прогрессивное, но где же здесь прячется новогодняя сказка? И как, наверняка задаётся вопросом Автор, сохранить это чудесное, чтобы не плакать при этом о погибших ёлках и разбитых игрушках? Вот и я тоже не знаю, как решить. Пока – так. И вот она, нарядная, на праздник к нам пришла – искусственная ёлочка у нас, и все дела!

СТИХОТВОРЕНИЕ №35 «ARS LONGA, VITA BREVIS» включаю только лишь потому, что Новый год. Ну судите сами: по изложению вроде бы гладко, но очень простой размер, очень запутанное философское содержание, ещё один пример «стихотворения обо всём». Очень много мыслей, и все они посещают голову в то мгновение, пока рука тянется перевернуть листок календаря. Давайте уже перевернём, потому что всё остальное содержание произведения я уже знаю из конкурсного пакета – новых мыслей не прибавилось о «бренности всего сущего».

Сорву листок календаря,
Вина бокал налью беспечно…
Писали древние не зря:
- Жизнь коротка,
Искусство вечно!

Всё. Хотя ранее об искусстве и речь не велась. Цитировался Шекспир: вариации на тему «Вся жизнь – театр, и люди в нём актёры». А потом лирический герой лихо себя утешил мыслью о том, что искусство – вечно! Может быть, это тоже искусство – находить повод для оптимизма повсюду? 

СТИХОТВОРЕНИЕ №48 «ЕЩЁ РАЗ О БАБОЧКАХ» восходит к риторике Омара Хайяма. Вот кто был назидателен без перегибов – он как бы говорил всем, и лично каждому, как надо, а ты хочешь – слушай, хочешь – не слушай, мудрец не настаивал. Он просто говорил дальше, что ты получишь, если не послушаешь. Одно слово – мудрец. В устах мудреца поучения звучат поэзией, а поэзия является поучением без менторского и язвительного тона. Вот с мудреца стихотворение и начинается:

"Всё - суета сует!", - нам говорил мудрец,
И всем - один конец, и смысла в жизни нет!
А бабочка - смотри... порхает без забот,
Нектара полный рот, и в пузе пузыри!

Печали час отдав -  у радости в долгу,
Поклясться не могу — у ней отняли два...
На бабочку смотри! Её не скушен век,
Не то, что человек, бесцветен изнутри!

Прозрачность одолеть, не слиться со средой...
Уходит жизнь порой - метаморфозы нет.
Светиться, и крылом со звёзд сметая пыль,
Качать в степи ковыль, весёлым ветерком!

Нацелен в небо будь, и высоту познай -
В себе сокрытый рай, об аде позабудь...
Коль радужны крыла -  узором бытия
Татуирован будь, ну вот и все дела!

Я маюсь - и грешу! За всё - один ответ:
В конце тоннеля - свет! Всю жизнь туда спешу.
А бабочке - поклон! Порхает без забот,
Нектара полный рот, довольная, как слон!

Смешных стихотворений на конкурс «С думой о былом» никто не принёс, но это «улыбнуло», как говорят блоггеры. «В пузе пузыри», «нектара полный рот, довольная, как слон» («нектара полный рот» повторяется дважды). Далее: «не скушен век» (вообще-то «не скучен» пишется, «не скушен» произносится, а то получается как «не скушан») - это Автор так шутил или я так поняла? А как понять «у ней отняли два», если грамотно и правильно сказать – «у неё»?
При этом оооочень понравились образы «узором бытия» - о крыльях бабочки, «крылом со звёзд сметая пыль», «качать в степи ковыль весёлым ветерком» - где только взять столько бабочек… И как бы это выглядело в реальности…
А вот это настоящее омархайямовское:
Нацелен в небо будь, и высоту познай -
В себе сокрытый рай, об аде позабудь...
Но дальше идёт «татуирован будь»: Автор, это Вы так над классиком прикололись, что ли? Лёгкий троллинг? Классик простил бы, ясное дело, за таких очаровательных бабочек. Фееричное «татуирован будь, ну вот и все дела» создаёт ощущение, что этот фрагмент сочинили бабочки, перехватив перо у Автора. Рифмы нет, стихотворение, как бабочка, порхает, «со звёзд сметая пыль». Но в целом – это ведь тоже признак стиля, ведь ритм соблюдается свято, даже в ущерб грамматике («у ней»). И ещё – это самое лёгкое и оптимистичное стихотворение конкурса. Благодаря бабочкам. Они облегчают мысли и Автора, и лирического героя, и думать о былом ему нетяжело. А мне нетяжело читать. Очаровательные бабочки.

***

Завершим на минорной ноте. Не потому, что после радости следует печаль, и наоборот. Время подвести итоги и конкурса тоже. Вот в СТИХОТВОРЕНИИ №28 «ОТ ДУШИ» Автор подумал обо всём. Причём очевидную интригу ему удалось удерживать до самого финала стихотворения – я лично не могла догадаться и думала, что это лирические стихи, в центре – любовная трагедия. А потом поняла, что глубоко философские, богатые образами и игрой слов очень высокого уровня. Восхитившись красотой слога, забываешь о трагичности содержания. Вот тут уж действительно – «Искусство вечно»! И нас оно непременно переживёт. 

Она покинула его, и как-то сразу
ему немного полегчало от души.
Соседи, дворники, обычаи и фразы –
примерно ёжились в простуженной тиши.
А ведь, бывало, отводили без оглядки,
оно же полнилось, круглея и сопя.
Но взятки гладки. И копают, но не грядки.
Всё по порядку. Как и время засыпать.

Она считала, что готова для полёта
уже давно. И лишь условности виной
тому, что навыки умелого пилота
даны не в спарке, а лишь только ей одной.
Зато ему всегда хотелось оголтело
стабильно двигаться не вверх, а по стопам,
по головам, по существу. Оно потело.
И припадало то к истокам, то к столпам.

В неё плевали, без неё тянули лямку.
Его ломило, сотрясало и рвало.
А с ней играли и на сцене, и в орлянку.
Оно давилось от надменности былой.
И только вместе не сходилось, не случалось.
А если ладилось – не с теми и не тут.
И это чушь: теперь судить и бить на жалость,
когда уже несут, стенают и плетут...

Её порывы и созвучные ей силы
легко душились массой мерзости людской.
Его же глупость несусветная косила
в обнимку с ленью, злобой, вечною тоской.

По всем законам сила действует на тело.
Так пишут в книгах, изучив нутро и стать...
Душа покинула его и отлетела,
в который раз успев отдушиною стать.


***

СТИХОТВОРЕНИЯ, ПРИНЯВШИЕ УЧАСТИЕ В ОБЗОРЕ КОНКУРСА «С ДУМОЙ О БЫЛОМ»

27. http://www.stihi.ru/2015/10/06/10201 
26. http://www.stihi.ru/2014/12/15/8266 
14. http://www.stihi.ru/2015/10/07/4252 
2. http://www.stihi.ru/2015/07/24/8986 
1. http://www.stihi.ru/2015/07/25/2109 
7. http://www.stihi.ru/2012/12/13/10980 
21. http://www.stihi.ru/2013/03/24/7295 
18. http://www.stihi.ru/2009/05/06/1673 
4. http://www.stihi.ru/2014/11/20/8627 
8. http://www.stihi.ru/2012/01/19/3605
20. http://www.stihi.ru/2014/12/10/7547 
52. http://stihi.ru/2016/01/19/8990 
42. http://www.stihi.ru/2012/09/01/7008 
32. http://www.stihi.ru/2013/08/04/8186 
50. http://www.stihi.ru/2014/10/26/9623 
13. http://www.stihi.ru/2015/09/18/6982 
36. http://www.stihi.ru/2015/12/15/11028 
43. http://www.stihi.ru/2015/08/10/7224 
5. http://www.stihi.ru/2011/05/21/7749 
47. http://www.stihi.ru/2006/06/17-86 
11. http://www.stihi.ru/2015/11/13/11049 
17. http://www.stihi.ru/2009/01/29/861 
9. http://www.stihi.ru/2015/02/20/6081 
30. http://www.stihi.ru/2014/12/30/1703 
35. http://www.stihi.ru/2010/06/07/5454 
48. http://www.stihi.ru/2011/03/09/1310 
28. http://www.stihi.ru/2015/10/25/10358

С добрыми пожеланиями в творчестве
всегда ваша НАТИКО