Баба Нюра

Горбылева-Григорьева Валентина
Когда я устроилась работать на автопредприятии, баба Нюра (так её все, кроме начальника цеха называли)уже там работала уборщицей производственных помещений. Это была смуглая, высокая и очень худая женщина. Они не обращала на себя никакого внимания, но одежда была всегда чистая.Могла прийти на работу в разных чулках.
-Что под руку попало, то со слепу и нацепила, оправдывалась она, без тени смущения.Про детей она разговоры никогда не вела, хотя они у неё были-сын и дочь.
  У неё был один бзик-сбор стеклотары. В ту пору ей шёл восьмой десяток лет, но на дряхлую старушонку она никак не тянула. Фору могла дать молодым в работе,( и не только в работе) поэтому и не увольняли её.Пенсию хорошую она не смогла заработать, так как сидела за убийство мужа. Баба Нюра не любила по этому поводу распространяться. Видимо - достал. Говорят, что он был, ещё тот ходок по чужим кроватям.Отсидев срок, видимо, она решила своей помощью реабилитироваться перед детьми.
  Девчата из обойного сшили ей огромную сумку для стеклотары.Она с ней была  неразлучна, даже в рабочей столовке.Вдруг, да и попадётся бутылочка-всё денюжка, хотя, какие это деньги-12 копеек. Каждую бутылку она промывала и протирала с особым благоговением.
  Если кто-то наступал ей на любимую мозоль, то столько мата отхватывал, что больше не хотелось с ней связываться. Стихи на тюремную тему могла читать наизусть часами-проверено уже. Рассказывала с таким выражением, хоть сейчас в чтецы на сцену.Работу свою она выполняла добросовестно-что есть,то есть.
  Жила она в своём доме в пяти остановках от работы. Из дома уходила чуть свет не заря. Обходила все злачные места, где могли находиться в энном количестве бутылки
и в обеденный перерыв,она из сдавала. Потом наспех съедала полную порцию супа, две порции каши и два чая с пятью кусочками хлеба. Если не было каши, то только гарнир от второго блюда.Каждый день она дважды сдавала стеклотару наматывая по двадцать километров.
  Дети уже были взрослые-учились в Челябинске в институте.Вот для них-то она и лезла из кожи вон. Жила впроголодь, лишь бы перед ними оправдаться. Им, похоже, это было ни к чему, но она упорно продолжала им помогать, когда они обросли семьями. Не разу никто не слышал, что у неё в гостях были внуки и дети. К ним она ездила.Купила им машину( уж не помню одну или две, так давно всё это было). Подарки принимались благосклонно, но к себе жить её никто не звал.
  На работе,как я сказала ранее, она вела себя нормально, особых претензий не было.Если когда по каким-то причинам не смогла сдать стеклотару, она загружала её свободный шкаф.
  Как-то пошла очередная проверка по чистоте бытовых шкафов.( Было такое) Дошла очередь до бабы Нюриных шкафчиков. Она загородила собой оба шкафа раскинув руки и в сердцах вылепила начальнику цеха, который возглавлял комиссию.
-Ягорыч,здесь тебе не Чили, да и ты не Пиночет,чтобы нарушать права граждан.
Так комиссия ушла не солоно хлебавши.Хохот стоял на весь цех.
-Учитесь, соплюхи, защищать свою собственность и себя, пока я жива. Это уже нам было сказано.Долго ходил этот афоризм по цеху.
  Помню, был как-то случай. Решили мужики отметить день рождения сына у слесаря Виктора перед самым обедом. Сховались в смотровой яме вчетвером, разложили закусь и разлили по стаканам понемногу,Чтобы поесть с аппетитом и работе не помешало бы, а в конце смены смены добить эту бутылочку.
  - Атас, мужики, Егорыч к вам спускается. Выпили и не закусывая, разбежались, кто куда.Баба Аня смикитила, что к чему и быстренько пошла на место их сбора. Увиденное, привело её в неописуемый восторг. Быстренько схватила закуску и положила вместе с газетой в свой передник. Водку тут же из горла выпила, ( без малого, более чем полбутылки)как вдруг услышала, что-кто-то кхекнул за спиной.С пустой бутылкой она резко повернулась и оказалась нос к носу с начальником цеха.
-О, Ягорыч,до чего ж ты меня испужал. Чё, контролировать меня пришёл? Ну, дак пошли, покажу, чё я сработала, сказала она ничуть не смутившись.
-Вы что тут делаете,Анна Васильевна, без своей метлы? И причём здесь выпивка в рабочее время?
- Господь с тобой, Ягорыч, так капельки с бутылки слизала,а то что-то покашлять стала, кабы не расхвораться.
-Вы бросьте мне тут дурака лепить, будто я не видел сколько водки было и как вы её оприходовали на моих глазах. Не всяк мужик бы смог выпить такую дозу на едином дыхании. В общем так, если не будет убрана территория, завтра можете не выходить-уволю.Да, к стати,вы не заметили,кто здесь был?
-Даже если бы и знала, не сказала бы. Ты чё,Ягорыч, на старости лет решил из меня шестерку слепить, так не выйдет, понял. Я всё сказала, а территорию приберу.Могёшь хоть со всей своей комиссией проверить. Круто развернувшись ушла, оставив последнеё слово за собой, иначе это была бы не баба Нюра.
  Как сказала, так и сделала.За свой счет она никогда не пила, а вот если предлагали, то почему бы и нет.Мужики поняли, в какое горлышко утекла их водочка, слушая пение бабы Нюры. Выяснять отношение никто не рискнул-враз бы вылетели с работы.
  Иногда вспоминаю эту женщину, которую не согнули удары судьбы. Не знаю, простили её дети или нет. Должны бы простить,она это заслужила.