Храм или балаган?

Нелли Зима
Протоиерей Александр Новопашин


"Буквально на днях Суд вынес приговор «ловцу покемонов». Соколовскому дали условный срок и эта новость стала причиной бурных общественных дискуссий и споров. В свое время такую же волну негодования подняла и скандальная выходка Pussy Riot в Храме Христа Спасителя, равно как и приговор участницам этого горе коллектива. Но сегодня имеется насущная потребность сказать о том, что в последнее время мы являемся свидетелями того, как в нашей Церкви появляются наши доморощенные «соколовские» и «пуськи», которые преспокойно кощунствуют в наших храмах и никакого наказания за это не несут. Более того – это кощунство происходит с благословения настоятелей этих приходов.

В начале мая рунет «взорвало» видео под названием «церковная акробатика», на котором прямо в храмовом помещении молодые люди в трико демонстрировали акробатические этюды – прыжки, вращения. Далее прямо в храме начались какие-то молодежные танцы в стиле «Дискотека-60-х», а закончился «пасхальный концерт» выступлением какого-то странного человека, который совершал некие действия, напоминающие шаманское камлание. И все это происходило в храме, перед иконостасом, который, правда, попытались закрыть ширмой. Такие «продвинутые миссионеры» нашлись в городе Перемышле Калужской области в храме Рождества Пресвятой Богородицы. Оператор, снимавший данное бесчинство (возможно нецерковный человек, зашедший в храм) комментировал выступление акробатов восклицаниями «Oh my God» и показывал лица пожилых прихожанок, которые явно чувствовали себя неуютно в «свете» такого «продвинутого миссионерства». И, действительно, это видео за одну неделю собрало столько насмешек и издевательств в адрес Церкви, что говорить о какой-то миссионерской акции абсурдно. Это не миссионерство – это лжемиссионерство. Подлинное миссионерство сеет в души людей интерес к христианской вере, к духовной жизни, а не насмешки над Церковью.

Однако этот случай, к сожалению, далеко не единичен. Все мы помним, как в прошлом году на амвоне храма св. пророка Илии (город Апрелевка Наро-Фоминского района Московской области) непосредственно на фоне иконостаса некие барышни, вращая бедрами, спели «Let My People Go» Армстронга. Весь этот вполне эстрадный концерт у алтаря с песнями и плясками совершался под аккомпанемент музыкальных инструментов. Данная «миссионерская акция» была жестоко высмеяна на YouTube.

А чего стоит «детский праздник» (в день Славянской письменности и культуры) в московском храме Софии Премудрости Божией (в Средних Садовниках), где дети разукрашивали свои лица a la Хэллоуин. До чего только не доходят наши новоявленные миссионеры, которые не понимают, ни что такое миссия, ни смысл и содержание таковой – и «танец живота» и ламбада, и пляска матросов на палубе (палубу заменяет помещение храма), частушки и песни под гитары и «Пасхальный рэп, детка» и какие-то театральные постановки. И все это происходит в стенах храма! И речь идет не о каких-то конфузных прецедентах, а о целой тенденции превращать храм в балаган! Не надо лгать, что священная атмосфера храма не нарушается! Никакие завесы и ширмы не «отменяют» храм, не умаляют ту цель, ради которой святой храм построен и освящен! А цель – Совершение Божественной Евхаристии! Мы говорим – Святой Храм. Почему?

Греческое слово (святой) понималось, как «Отделенный для Бога», т. е. храм – особое место, особая территория (отделенная из всей нашей жизни), где происходит самое тесное соединение Бога и человека в Таинстве Святого Причащения. И чувство благоговения перед Святыней – есть непременное условие жизни христианина и вообще религиозного человека! Там, где нет благоговения перед Святыней – там нет никакой религии! Храм – место, где совершаются Таинства, где возносится молитва к Господу, а посему храмовая территория никак не может служить для каких либо шоу-программ. В Великой ектении принцип отношения к храму выражен следующим прошением: «О святем храме сем, и с верою, благоговением и страхом Божиим входящих в он (в него) Господу помолимся». Какие же благоговение и страх Божий во всех этих плясках? Даже в примитивных языческих культах присутствует понимание того, что к чему-то священному необходимо относится с величайшей осторожностью, трепетностью и благоговением. Даже люди нерелигиозные это понимают и удивляются таким кощунственным акциям в храме при полном попустительстве настоятелей, а точнее сказать – с их радостного благословения.

Шаманы, развратные пляски, вульгарное поведение – есть самое настоящее кощунство и осквернение храмов. Возникает вопрос: чем эти действия отличаются от того, что сделали Pussy Riot и Соколовский? Только тем, что последние совершили свои акции без благословения? А суть то одна и та же! Еще раз повторим: не может быть никакой миссии там, где утрачивается чувство благоговения. Как можно привести человека в Церковь посредством превращения Церкви в цирк? И как будут относиться к священному те дети, которые являются подчас невольными зрителями или участниками этих безобразий? В наши дни, когда и так ребенок может спокойно нахамить взрослому, а подросток - распивать пиво и курить на ступеньках храма, очень важно прививать подрастающему поколению чувство уважения, благоговения. Однако некоторые наши настоятели шагают в ногу со временем, с духом этого времени – «нет ничего святого», все превратим в веселье – show must go on! И каково будущее этих детей? Там, где сакральное профанируется – нет религии, нет миссии – там только пуськи, соколовские, кощунство и хамство! Более того, в результате таких «миссионерских акций» Церковь подвергается осмеянию, глумлению и т.п.

Здесь нужно отметить очень важный момент: мы не против того, чтобы прихожане наших храмов занимались каким-либо творчеством. Напротив – это очень хорошо, если талантливый музыкант (пусть даже он играет рок или хип-хоп), режиссер, актер использует потенциал своей профессии (и свой собственный талант) ради того, чтобы донести христианскую весть до своих слушателей. Пусть он запишет в студии музыкальный альбом, поставит в театральной студии хороший спектакль, снимет добрый фильм – пожалуйста. Но это не должно происходить прямо в храме! И миссия в спорте – очень важная вещь, но ради этого не нужно превращать молитвенное помещение в батут, Церковь в цирк! Всегда можно провести подобное мероприятие в подсобном, отдельном от храма, помещении прихода, в воскресной школе, на какой-нибудь концертной площадке или в спортивном сооружении. Абсолютно безумно оправдывать кощунство «цирк в Церкви» плохой погодой или экономией денежных средств!

Также хочется сказать касательно некоторой странной тенденции, когда некоторые священники позволяют себе во время Пасхального Канона, более чем экстраординарное поведение. В прошлом году весь рунет взбудоражило видео «Веселыми ногами», на котором священник во время Пасхальной службы буквально носится вокруг престола с кадилом, после чего выбегает на солею и в каких-то диких прыжках, вращая кадилом, начинает христосоваться с народом. На нынешнюю Пасху уже несколько священников разных приходов запечатлены на видеокамеры в таких прыжках «Пасхальной радости».

Что можно сказать насчет всего этого? Опять же: Пасхальная радость не отменяет благоговения перед Святыней и соответствующего поведения священника в храме и за богослужением. Православная традиция нашей Церкви никогда не знала примеров подобного развязного поведения священника за богослужением. Апологеты «веселых ног» любят приводить в пример пророка Давида, который плясал и скакал перед ковчегом, который возвращался из плена на родину и в ответ на обличение своей жены Мелхолы сказал: «пред Господом играть и плясать буду» (2 Цар. 6: 21).

Однако, во-первых, царь Давид плясал и скакал не в храме, а на дороге перед ковчегом, который везли левиты, во-вторых, сам поступок Давида в данном случае беспрецедентен и выражает ту степень религиозного восторга, который сопутствовал израильтянам, когда их святыня возвращалась домой. Сложно себе представить, чтобы ветхозаветные священники прыгали и плясали в скинии собрания, в храме Соломона или тем более во святая святых. Наконец, не стоит забывать слов святителя Иоанна Златоуста о том, что «Новый Завет столь же отстоит от Ветхого, как Небо от земли». И, соответственно, ссылка на некий пример, а тем более прецедент из Ветхого Завета требует соответствующего подтверждения ссылкой на Новый. Однако таких ссылок «веселые батюшки» не дают.

Любой приведенный пример всегда должен соотноситься в целом с контекстом Священного Писания и истории Церкви. Почему приводится в пример пророк Давид, но ничего не говорится о том, как понимали богослужение святые преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, праведный Иоанн Кронштадтский? Разве можно себе представить, чтобы преподобный Сергий бегал по алтарю с кадилом или как преподобный Серафим кричал прихожанам «Радость моя, Христос воскресе» в припляску с гармошкой или балалайкой? Умели же наши великие святые обращать сердца людей ко Христу без всего этого свистопляса. И это было настоящее миссионерство, а не клоунада! Залог успеха их миссии – святость их жизни. К этому надлежит стремиться и нашим батюшкам, а не устраивать из храма балаган!

Та же «веселая миссия», которая уже осмеяна рунетом, никакого отношения к православной традиции не имеет, зато в ней легко угадывается влияние неопятидесятничества – харизматических сект, эмоциональные «богослужения» которых шокируют случайных очевидцев, ибо напоминают коллективное помешательство. «Миссионерское прогибание» под мир римо-католиков и протестантов своим печальным итогом имеет тот факт, что их храмы в Европе пустуют, сдаются в аренду (под игорные дома и торговые центры). Неужели мы хотим такое же будущее для нашей Церкви? А именно такое будущее ждет и нас, если наши дети будут воспринимать храмы, как балаганы, а христианскую веру, как исключительный повод для развлечения и смеха."

Источник: Русская народная линия

19 мая 2017 г.

http://www.pravoslavie.ru/103627.html








«Церковное здание создано для Богообщения, любая другая деятельность здесь не допустима»
01.05.2014


Иерей Алексий Мороз подчеркивает недопустимость проведение концертов в молельной части православного храма.


"В последнее время все больше и больше прихожан наших православных храмов обращаются ко мне с вопросом: «Допустимо ли проведение концертов в молельной части храма? Можно ли там, где совершается молитва, происходит Божественная Евхаристия, слушать классическую музыку, песнопения, проводить лекции?». «У нас это есть, - говорят они, - как к этому относится и что делать?».

На этот вопрос отвечу словами Иисуса Христа «Дом Мой домом молитвы наречется…» (Мф.21, 13). Церковь Божия - особое место присутствия Святого Духа, невидимого пребывания Самой Святой Троицы. Здесь мощи святых, освященный престол, иконы святых. На мой взгляд, в здании церкви допустимы только богослужебные действия. Молитвы, таинства, обряды. Церковное здание создано именно для Богообщения, любая другая деятельность здесь не допустима!!!

Духовная деградация католической церкви развивалась именно по этому сценарию. Вначале церковные песнопения, затем концерты классической музыки, а затем уже конференции, встречи, беседы и …наконец, рок концерты. И тогда, церковь это уже не дом молитвы, а некий культурологический центр по интересам. Таким образом, церковь теряет свою духовную соль и теряет благодать живущего в ней Святого Духа. На сегодняшний день мы наблюдаем массовый отток католиков из латинской церкви и продажу этих зданий под бары и рестораны. Потому что не стало паствы, никому не нужны церковные клубы по интересам.

Не эти ли же гибельные процессы мы наблюдаем сегодня в некоторых православных приходах? Нельзя допустить духовной деградации, десакрализации наших храмов. Надо решительно восстать против этих деструктивных процессов. И здесь роль мирян необыкновенно высока. «Но вы - род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1Пет.2:9), – пишет апостол Петр всем христианам, всех времен и народов.

Каждый из православных христиан обязан стоять на страже истины и, видя беззакония, обличать, не смотря на звания и чины. Если в Вашем храме начинают проводить концерты, выразите протест настоятелю, не помогает, потребуйте созыва приходского собрания, напишите митрополиту. Не помогает, соберитесь приходом и не пустите собирающихся устроить в храме развлекательное действо.

К сожалению, некоторые пастыри, отравленные экуменическими убеждениями за время учебы в Санкт-Петербургской семинарии и особенно академии, не понимают сакральной сущности церкви и всего, что с ней связано. Для них храм - «это просто четыре стены». Отсюда и отношение к зданию церкви. Почитание возможным проводить там разные культурные мероприятия, создавать музеи. Но это глубоко ошибочное и ложное мнение. Это и есть обмирщение церкви, ее секуляризация. Страшная опасная тенденция нашего времени.

Сюда же можно отнести и употребление икон в качестве этикеток для спичек, наклеек на коробочки и бутылочки. Нередко видишь, как в помойке валяется бутылка с наклейкой иконы Христа или Божией Матери. Это святотатство, тяжелый грех. Потеря чувства святыни, благоговения перед ней. Это недопустимо.

Призываю всех православных христиан быть внимательней к происходящим процессам секуляризации и не участвовать в них. «Не участвуйте в неплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11), – пишет апостол Павел. Будем последователями Его завета."

Иерей Алексий Мороз, к.п.н., председатель Правления Собора православной интеллигенции






Можно ли проводить концерты в храмах?


"«Сегодня зашла в храм, там после Литургии начался концерт, хор выстроился возле алтаря, прихожане пододвинули скамейки, расселись по местам и начали слушать концерт. Это нормально? Душа возмущалась, особенно после Ваших высказываний о концертах в храмах».
 

– Это совершенно ненормальное явление (правда, она не пишет, какой концерт). Но вообще, я вам скажу, это печально. Посмотрите, основная тенденция жизни современной какая? Развлечение, развлекаловка. И очень жаль, если Церковь тоже поддастся этому. Я, помню, как-то говорил: вот вы выступаете, с концертами ездите, люди с восторгом слушают. Так вы после концерта уделите внимание, хотя бы 15 минут, проповеди, скажите о том, что такое христианство, покажите людям, как жить. А то пропели, все хорошо, похлопали, и что дальше? Развлекаловка в Церкви что дает? Это очень печальное явление. Особенно недопустимы концерты во время запричастного стиха. Когда священники уже причащаются, народ стоит, ждет появления Чаши, и начинаются концерты, это возмутительно. Вместо того, чтобы, напротив, помочь людям помолиться в эти последние мгновения, их развлекают, отвлекают. Это уничтожает последние крупицы духовности, которые еще присутствуют в нашем верующем народе."

Осипов Алексей Ильич,

Русский православный богослов, педагог и публицист, доктор богословия,Заслуженный профессор Московской духовной академии.






Зачем подражать еретикам?

Еще раз о концертах в храмах.


 
"Концерты в православных храмах уже, к сожалению, не редкость. Приглашают певиц (называющих себя православными), зовут детей, предоставляют «сцену» приходской самодеятельности. Кто-то уверяет, что все это — проповедь Православия в современном мире. Многие, напротив, считают, что с проповедью тут нет ничего общего, но это — самое настоящее обновленчество, либерализм, секуляризация.

Интересно, что проповедью веры концерты в своих костелах считают и католики. Хотя даже и среди них есть те, кто подобными вещами смущается. В ответ на эти рассуждения мы нашли опубликованную в 1987 году Конгрегацией богослужений послание под названием «Концерты в храмах». В частности, в нем говорится о причинах «увеличения числа концертов, для которых в разных странах используются церкви»: это и акустика, и эстетические мотивы, и «уместность» такого выбора в случае, например, произведений духовной музыки, и просто практические причины, такие как наличие органа.

В послании отмечается, что верующие неодинаково реагируют на это явление. Конгрегация призывает к «умеренности»: с одной стороны, не следует допускать такую практику неограниченно и повсеместно, с другой стороны – не следует ее запрещать. Ватикан же призывает своих служителей принимать в этой области пастырские решения, соответствующие культурной чувствительности собственной паствы.

В качестве руководящего принципа Конгрегация богослужений цитирует предписание канонического права: «В священном месте допускается только то, что служит отправлению и развитию культа Бога, благочестия и религии, и запрещается всё, что не согласуется со святостью места. Но в отдельных случаях ординарий может разрешить пользоваться им для других целей, которые однако не должны противоречить святости места» (канон католической «церкви» 1210). В послании Конгрегации отмечается, что для проведения концерта церковь должна быть специально подготовлена. Если это возможно, «дары» должны быть перенесены в другое место.

Исходя из этого документа, можно подумать, что наши православные священнослужители, одобряющие различные развлекательно-увеселительные мероприятия в храмах, придерживаются в своих суждениях именно этого послания латинян-еретиков. Но на это хочется заметить, что, придерживаясь норм католиков, стоит обратить внимание на итоги такого рода мировоззрения: все большее отдаление от истин христианской веры, полнейшая секуляризация, продажа костелов, признание разного рода извращений нормой и т.д.

А вот что говорили о театральных действах и прочих зрелищах Святые Отцы Православной Церкви (конечно, об увеселениях в храмах в их трудах не сказано — додуматься до подобного кощунства могли лишь современные нам либералы в церковных одеждах, «благодаря» которым театр и пришел во святая святых — храм Божий).

Правила Пято-Шестого Вселенскаго Собора, Трулльскаго

Правило 24

Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен.
(Трул. 51, 62, 65; Лаод. 54; Карф. 15, 45, 63).

Правило 62

Так называемые календы, вота, врумалиа, и народное сборище в первый день месяца марта, желаем совсем исторгнути из жития верных. Такожде и всенародныя женския плясания, великий вред и пагубу наносити могущия, равно и в честь богов, ложно так еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеватися в женскую одежду, ни жене в одежду мужу свойственную; не носити личин комических, или сатирических, или трагических: при давлении винограда в точилах, не возглашати гнуснаго имени Диониса, и при вливании вина в бочки не производити смеха, и по невежеству, или в виде суеты не делати того, что принадлежит к бесовской прелести. Посему тех, которые отныне, зная сие, дерзнут делати что либо из вышесказаннаго, аще суть клирики, повелеваем извергати из священнаго чина, аще же миряне, отлучати от общения церковнаго.
(Трул. 24, 51, 65; Лаод. 54; Гангр. 13; Карф. 15, 45, 63).

Арелатский собор: «Актёры, коль скоро они продолжают свои занятия, отлучаются от Причастия».

Св.прав. Иоанн Кронштадский:

«Театр также погашает веру и христианскую жизнь, научая рассеянности, лукавству (или умению жить в мире), смехотворству; он воспитывает ловких сынов века сего, но не сынов света. Театр — противник христианской жизни; он порождение духа мира сего, а не Духа Божия. Истинные чада Церкви не посещают его.

Театр и Церковь — противоположности. То — храм мира, а это храм Божий; то — капище диавола, а это — храм Господа.

Театр усыпляет христианскую жизнь, уничтожает ее, сообщая жизни христиан характер жизни языческой. Воздремашася вся и спаху [Мф. 25, 5], между прочим этот гибельный сон производит в людях и театр. А потом что? Науки, в духе языческом преподаваемые, заботы житейские, усиленные донельзя, любостяжание, честолюбие, сластолюбие. Театр — школа мира сего и князя мира сего — диавола; а он иногда преобразуется и в ангела светла [2 Кор. 11, 14], чтобы прельщать удобнее недальновидных, иногда ввернет, по-видимому, и нравственную пьеску, чтобы твердили, трубили про театр, что он пренравоучительная вещь и стоит посещать его не меньше церкви, а то пожалуй и больше: потому-де, что в церкви одно и то же, а в театре разнообразие и пьес, и декораций, и костюмов, и действующих лиц.

О, как тщательно диавол и мир засевают своими плевелами ниву Христову, которая есть Церковь Божия. Вместо слова Божия усердно сеется слово мирское, слово суеты. Вместо храмов мир изобрел свои храмы — храмы суеты мира: театры, цирки, собрания; вместо св. икон, которых миролюбцы не принимают, в мире существуют живописные и фотографические портреты, иллюстрации и разные другие виды; вместо Бога и святых в мире почитают до обожания своих знаменитостей — литераторов, актеров, певцов, живописцев, владеющих общественным доверием и уважением до благоговения. Бедные христиане! Совсем отпали от Христа! Вместо одеяния духовного обращают в мире все внимание на одежду тленную, на модные платья и различные изысканные украшения, отзывающиеся блеском и дороговизною.

Требуется верность и преданность Господу всякой разумной твари; но чтобы быть верными Господу, нужно бросить пристрастие к плоти своей страстной и к миру прелюбодейному и грешному, прельщающим нас минутными сластями. Нужно перестать быть рабом чрева, театра, карт, цирка, рабом различного кутежа, табачного зелья, рабом серебра и затейливых мод. Вот ты, поклонник театра, оправдаешься ли на суде Божьем в пристрастии к нему? Нет, потому что ты из-за него забыл Бога, Храм Божий, слово Божие, молитву, своё высокое назначение по душе своей, созданной по образу и подобию Божию, забыл о вечной жизни, и о приготовлении к ней…

Нет, как хотите, а театр богомерзкое учреждение. Только вникните в дух его, и вы согласитесь: это училище безверия, глумления, дерзкой насмешки над всем и — разврат. Горе тому обществу, в котором много театров и которое любит посещать театры. Иногда, правда, театр бывает меньшим злом для любящих злое. Прислушайтесь к мнению народному, к мнению тех, которые посещали театр много раз: они не стесняясь говорят, что театр ведет к разврату. Только слепые, в них же бог века сего ослепи разумы неверных [2 Кор. 4, 4], говорят, что театр нравоучителен. Нет, христиане должны неотменно поучаться в Законе Божием, читать чаще Евангелие, вникать в Богослужение, исполнять заповеди и уставы церковные, читать писания св. отцов, духовные журналы, чтобы проникаться духом христианским и жить по-христиански. Вот ваши зрелища!

Преподобный Варсонофий Оптинский:

«Когда я был в миру, то любил оперу. Хорошая, серьезная музыка доставляла мне удовольствие, и я всегда имел абонемент — кресло в партере. Впоследствии, когда я узнал другие, духовные, утешения, опера перестала меня интересовать. Когда в сердце закроется клапан для мирских наслаждений, тогда открывается другой клапан — для восприятия духовных. <…> Один человек видел во сне танцующих кадриль, и Ангел Господень вразумил его: ‘Посмотри, что они делают’. Господи, да ведь это поругание Креста Христова! Действительно, французская кадриль была выдумана в эпоху революции для попрания креста, ведь и танцуют ее четыре или восемь человек, чтобы как раз вышел крест. Подобный сон видела одна схимница; ей представилось, что танцующие были объяты пламенем и окружены канатом, а бесы прыгали и злорадствовали о погибели людей.Вот теперь праздники, но какая разница между тем, как празднуют эти святые дни в миру и в монастыре! Там служат врагу, здесь, в монастыре, — Богу».

Свт. Феофан Затворник:

«Очевидно, что театры, балаганы и тому подобное негодны для христиан.

Закон такой: оставить должно все, что опасно для новой жизни, что возгревает страсть, наносит суету и погашает дух, а во всем этом сколько разнообразия!.. Мерою тому пусть будет собственное сердце каждого, искренно ищущего спасения без лукавства, не напоказ только. В настоящее время театры, балы, танцы, музыка, пение, разъезды, прогулки, знакомства, шутки, остроты, смехи, праздное провождение времени и даже время вставания, сна, вкушения пищи и прочее — все надо отменить и изменить. В другие времена и в других местах может быть и другое. Но мера всегда одна: оставь, что вредно и опасно для жизни, что погашает дух».

Преп. Амвросий Оптинский:

«Оттого теперь и появляются люди, подобные вашему N, — спорливые, упорные, раздражительные, — что они учатся нравственности в театрах. Приходилось слышать, что некоторые называют театр порогом церкви. Пожалуй, с этим можно согласиться, что театр есть порог церкви, только с заднего крыльца. Спросим еще: все, делающееся в театрах, какое должно иметь влияние на неиспорченную натуру молодого человека? Без сомнения, оно должно породить и укрепить в нем звериные чувства с неизменными скотскими потребностями. О преимуществе же храмов Божиих пред театром я считаю и говорить излишним».

Свт. Иоанн Златоуст:

«Худо … и то еще, что нечестие прикрываете благозвучными именами, называя постоянное пребывание на конских ристалищах и в театрах светскости…»

Эта малая часть из святоотеческих писаний, надеемся, укажет верный путь ищущим истину."

www.rusfront.ru