Загадки фаюмских портретов...

Елена Жукова-Желенина
Стоят, как стражи, эвкалипты,
  Жара и золотой песок.
Сгустился сумрак над Египтом.
  Душа ушла через порог...

Она умчалась вдаль бесшумно
  И крУжит где-то среди звёзд.
Но в час назначенный и лунный
  ВорОтится... В глаза войдёт...

Хозяина душа узнает,
  Конечно,   только по очам...
Она из уст вас покидает,
  Через глаза вернётся к вам...

И важно,  чтоб не отшатнулась,
  Не улетела в вышину...
Чтобы она не обманулась,
  Метнувшись прочь, назад во тьму.

Для этого в бинты у мумий
  Вложили вместо лиц портрет.
Глядит с доски хозяин юный -
  Он,  как живой,  во цвете лет.

Загадочна,  бездонна тайна
  Фаюмских ликов неземных.
Глаза горят нездешним знаньем,
  Душа секрет веков хранит.

Не верится,  что эти лица
  Писались столько лет назад.
Живым огнём их взгляд искрится,
  Незабываем светлый взгляд.

В нём к нам, живым, из мглы посланье,
  Рассказ о древности седой;
В нём жизни вечной пониманье,
  Души покорность пред судьбой...

Как потрясают те портреты!
  В них видно мастерство Творца.
Тысячелетий будто нету!
  Горят волшебные глаза...







В 1880-х годах грабители древнеегипетских могил нашли близ оазиса Эль-Фаюм необычные портреты на деревянных досках,  каждый был вставлен в покровную ткань мумии на место лица, а под бинтами лежала табличка с указанием имени человека,  его возраста и рода его занятий. Расхитители вырвали портреты...
Антиквар из Вены, Теодор Граф, приобрел часть найденных досок у египетских перекупщиков и в 1887 году показал их на выставках в Берлине, Мюнхене, Париже, Брюсселе, Лондоне и Нью-Йорке.
Так мир узнал о портретах, получивших название фаюмских. Впоследствии похожие доски люди стали находить и в других районах Египта, но первое название стало собирательным, и все портреты продолжают называть по имени далекого оазиса на границе ливийской пустыни...
К настоящему времени известна уже почти тысяча фаюмских портретов, часть из которых найдена в окрестностях Эль-Фаюма,  а остальные обнаружены в других районах Египта.  Все они датируются I-III веками нашей эры. Как создавались эти необычные изображения? Почему именно в Египте? Почему в начале нашей эры? Короткий ответ состоит всего из нескольких слов: так совпало. Три культурных источника соединились вместе и образовали новый поток.
Исследователи считают, что фаюмские портреты имеют,  во-первых,  греческие корни.
В IV веке до нашей эры Египет был завоеван Александром Македонским. После его смерти царем Египта стал ближайший друг Александра Птолемей, потомки которого правили страной более трех веков.
При Птолемеях правящий класс Египта во многом стал греческим, а эллинизм широко распространился по всей стране. И именно в это время греческая живопись достигла своего расцвета: использовались линейная и воздушная перспективы, расширилась колористика; греки искусно научились передавать объём светотенью... Можно сказать,  что изобразительная традиция фаюмских портретов имеет греческое происхождение...
Но не только греческое, но, во-вторых, и римское,  где развитие портрета было связано с усилением интереса к конкретной личности. В основу римского портрета  была положена тщательная натуралистическая передача индивидуальных черт персонажа. Римляне верили в себя и считали человека достойным уважения в том виде, какой он есть, без приукрашивания... Древнеримская портретная живопись, переняв у греческих мастеров передачу объема и композиционные приемы... Эти особенности хорошо видны и в фаюмских портретах.
Египет был завоеван Римом (30 г. до н.э.) и превратился в одну из провинций Римской империи. Правящая верхушка Египта постепенно становилась римской, а культура метрополии, включающая и живописные стили, начала господствовать и в ее провинции...
В-третьих, при всех своих эллинистических и римских чертах, фаюмские портреты все же остаются глубоко египетскими по своему духу,  поскольку это прежде всего портреты погребальные...
Культ мертвых существовал в Египте с глубокой древности. Одна из его основ — это понятие о бессмертной душе-двойнике человека, которая живет в загробном мире, но может возвращаться в захороненное тело. И очень важно, чтобы душа свое тело узнала. Для этого умерших мумифицировали и сохраняли, для этого мумии снабжали спрятанными табличками с именами,  для этого же использовались погребальные маски и портреты.
По верованиям египтян,  часть души человека,  называемая Ка,  после смерти должна была видеть погребенные вместе с телом любимые домашние вещи, жертвоприношения,  еду и питье,  чтобы "пользоваться" всем этим в загробной жизни.
Другая часть души,  Ба,  путешествует по загробному миру,  покидала тело через рот,  а возвращалась через глаза...
Для этого на саркофаге или на стене гробницы обязательно делали изображение покойного с открытыми глазами (страшной местью было замазать глаза на таком образе…). Поэтому глаза на фаюмских портретах так проработаны и подчеркнуто выделены. Это не желание приукрасить человека, а необходимая черта ритуала, без которой портрет не мог бы выполнять свои основные функции. И поэтому глаза на этих изображениях смотрят не на зрителя,  а сквозь него... Это взгляды в вечность...
Сухой климат Египта сохранил для потомков нежную восковую живопись...
Удивительно то,  что фаюмский портрет,  похоже,  не связан с какой-либо конкретной категорией населения. Этническое, социальное и даже религиозное происхождение персонажей очень разнообразно: тут есть египетские жрецы, иудеи и христиане (несмотря на протесты, египетские христиане бальзамировали своих покойников), высокопоставленные римские чиновники и освобожденные рабы, спортсмены и военные герои, эфиопы и сомалийцы… Однако было бы неверно верить в своеобразное "обращение" всех этих людей в египетскую религию. Скорее можно говорить о принятии ими определенных идей,  которые происходили из египетских погребальных обрядов,  и следовании традициям страны проживания...
Ранние фаюмские изображения написаны в технике энкаустики...( Энкаустика  — это древнее искусство живописи горячим воском. В этой интересной технике написаны многие раннехристианские иконы, а также фаюмские погребальные портреты.)
Лишь к  III веку н.э. трудоемкая энкаустика при написании фаюмских портретов постепенно начинает заменяться темперой, где в качестве связующего вещества красок используется не воск, а яичный желток и вода...




Иллюстрация - Фаюмские портреты.