Картина Айвазовского Среди волн

Вадим Константинов 2
                Здесь ничего особенного
                Нет...

                Одна волна сменяется
                Другою...

                Теснимы бурей
                И гонимы ей,
                Они ведут непримиримый
                Бой!..

                Но, как и Хиросиге...

                Что достиг
                Своей вершины в стиле
                Укиё-э...

                Сам Айвазовский тоже
                Смог постичь
                И плоть, и душу
                Бездны голубой!..
                04.01.2012.



 На создание этого масштабного полотна художник, которому к тому времени уже был восемьдесят один год, потратил всего 10 дней. Глядя на огромную картину бурных морских вод, в это трудно поверить. Полотно было одним из самых любимых у мастера и было лично завещано им в дар родному городу — Феодосии.

   С созданием полотна связана интересная история. Первоначально в центре картины, среди бушующих волн, была изображена крошечная шлюпка с моряками, которые смогли спастись с тонущего судна. Но один из родственников Ивана Константиновича, опытный морской офицер, сказал, что такое крохотное утлое суденышко не выдержало бы натиска столь могучих волн и неминуемо утонуло бы. Художник был недоволен этим замечанием, но он всегда стремился к максимальному реализму и правдивости своих работ. В результате на следующий же день шлюпка исчезла с полотна — художник решил изобразить только бушующее штормовое море как символ непобедимой мощи стихии.

   Для создания полотна была использована широкая гамма нежных и переливчатых светлых красок, а также насыщенные, глубокие тона. Дальний план на картине тонет в густом синем мраке, а на переднем — переливается и бурлит вода с пышными шапками перламутровой воздушной пены. Из-за невероятно мастерски подобранных оттенков красок вода кажется прозрачной и очень живой, подвижной. Это одно из самых точных и реалистичных художественных изображений моря во время бури.

   Мастерство художника отрабатывалось, оттачивалось и совершенствовалось с годами, но и в столь преклонном по всем меркам возрасте его рука не дрожала, а художественный гений позволил воспроизвести одну из самых сложных земных стихий. Если в портрете всегда считалось, что изображение глаз и рук — работа для великого творца, то в маринистике - это вода во всех ее ипостасях.