Задумчивый ангел... Игнатий Нивинский

Алексей Гончаров2
Картина: "ЗАГЭС".


Игнатий Игнатьевич Нивинский (12.01.1881, Москва - 27.10.1933, Москва) - из-
честный российский график, живописец и архитектор, выдающийся театральный ху-
дожник.
Нивинский в 1898 году блестяще закончил знаменитое московское училище имени Строганова, по окончании которого он и его друг, в последствии выдающийся художник Викентий Трофимов, были удостоены золотой медали. Нивинскому было
всего двадцать три года, когда он, вдвоём с архитектором И. В. Жолтовским,
отправился в Италию. Эта поездка дала творческий импульс художнику на много
лет вперёд. Нивинского стали называть "итальянцем в русском искусстве".
Действительно, все раннее творчество художника находилось под обаянием чуд-
ных впечатлений "земли обетованной". Тяга к настоящим знаниям, широта - тоже
от итальянских мастеров эпохи Возрождения. Свои юношеские настроения позже
он выразил словами: "Художнику мало заниматься только определённой областью
изобразительного искусства, знать технику, только её. Кругозор его будет не-
минуемо узок". Разносторонне одаренный, сам Нивинский был чужд узкому профес-
сионализму. Он учится в архитектурном институте, в художественной студии,
преподает, занимается живописью, офортом. Молодой художник работает в мастер-
свой Жолтовского в качестве его помощника; проектирует несколько усадеб, цер-
кровь, театр. Художник монументально-декоративного склада, он оформляет Музей
имени Александра третьего, интерьеры гостиницы "Метрополь", зрительный зал
Малого театра. Нивинский получил известность как декоратор Бородинских торжеств.
Знаменательно, что в архитектуре и фресковой живописи чувствуется влияние
старых итальянцев: в архитектуре - Палладио, в живописи- Тинторетто, Веронезе,
Тициана. Художник стремится возродить традиции "большого искусства", воплоще-
ним которого видит в искусстве Ренессанса.
Краткий опыт занятия станковым искусством окончился в 1911 году, и художник
раз и навсегда обратился к офорту, опираясь и здесь на итальянские прототипы-
офорты Пиранези. Во многих работах он воспевает своеобразие итальянских горо-
дов, роскошь южной природы, благородное изящество архитектуры. Художник сво-
бодно пользуется разными техниками: мягкий лак, меццо-тинто, лавис, монотипия.
  Патетика художника после революции обрела черты гражданственности. Он участ-
вует в организации графической секции Изо Рабис, расписывает агитпоезда и параходы, заведует секцией народных праздненств, оформляет павильон 1- ой
сельско-хозяйственной выставки, разрабатывает оформление Траурного зала мавзолея Ленина в символическом сочетании красного и черного цветов. Новые мощные ритмы страны проникают и в его офорты("ЗАГЭС", 1927). Несколько листов
этой серии утверждают размах, пафос строительства. Этому способствуют пано-
рамные композиции: перспектива гор, вольное течение могучей реки.
  Богата эмоциональная палитра художника. Удивительно богат цвет перехода от
чёрного к светлому, выразительны живописные массы; соседствуют, но не вражду-
ют острый штрих и пятно. Скромная природа выглядит обновленной, таинственной.
Тенистых кущи, неподвижна вода, которую разрисовывают звонкие солнечные зай-
чики. Просветленны дали - дрожит, овевает их воздух ("Река Яуза", 1918).
В 1921 году Новинский получает ученое звание профессор. Начинается его сотрудничество с Е. Б. Вахтанговым, на несколько лет ставшее идеальным союзом
режиссёра и художника. Театр обнаружил в художнике неизвестный до этого дар
комического. Знания и навыки, которые он приобрёл в процессе работы над рос-
писями Музея изящных искусств, позволяли ему передавать характер различных
эпох. Он работал над декорациями к спектаклям Музыкального театра им. К. С.
Станиславского и В. И. Немировича- Данченко, студии МХАТ, Малого театра,
оформлял пьесы русской и западной классики, советских авторов, любимых Гоцци и Гольдони.
В последние годы жизни художник создаёт рисунки к "Римским элегиям" Гете. Ни-
цинский иллюстрировал много книг, но "Римские элегии" - самое совершенное его
творение в этой области. Графический язык чист и изящен, выражает гармонию,
высшую полноту. Вместе с поэтом Нивинский вернулся в священные места своей
юности, к любимому искусству: "Ты созерцаешь, дивясь, развалины древних стро-
ений. Бродишь, мыслями полн, в этих священных местах".




                @