Считаю их творчество подвигом...

Игорь Катанугин
(Уважаемая администрация сайта! Надеюсь, публикация картин известных художников (или фотографий) в качестве иллюстраций, оживляющих подачу материала, не будет считаться нарушением - ведь я УКАЗЫВАЮ ФАМИЛИИ ХУДОЖНИКОВ (обычно - в конце текста)! Это - общепринятая практика на всем просторе интернета!.. В крайнем случае - если руководители сайта сочтут это недопустимым - прошу просто УДАЛИТЬ КАРТИНКИ - либо известить меня, и я сделаю это сам!.. С уважением, Игорь Катанугин)




СЧИТАЮ ИХ ТВОРЧЕСТВО ПОДВИГОМ

(диалог о поэтах Серебряного века, начало июня 2018 года)



Уважаемые любители поэзии! Признаюсь – по мере возможности стараюсь общаться в   социальных сетях – в том числе по различным темам искусства, и иногда (хотелось бы – почаще!) завязывается довольно интересное общение – в форме различных постов, комментариев…

Надеюсь, мне будет позволено презентовать некоторые из этих диалогов здесь, на этом уважаемом сайте «Стихи.ру»!.. Такова уж специфика нашего времени – социальные сети прочно входят в нашу жизнь! Так почему бы не использовать это обстоятельство, эту черту и достижение прогресса, на благо души и сердца, для развития дружеского вежливого культурного общения?!

Итак, милости просим – заходите, читайте, общайтесь! Оформлю этот очерк как совокупность нескольких частей – как бы маленькие главки в книжечке…


Часть 1.


АЛЕКСАНДР БЛОК

Синеокая, Бог тебя создал такой.
Гений первой любви надо мной,

Встал он тихий, дождями омытый,
Запевает осой ядовитой,

Разметает он прошлого след,
Ему лёгкого имени нет,

Вижу снова я тонкие руки,
Снова слышу гортанные звуки,

И в глубокую глаз синеву
Погружаюсь опять наяву.

1909



Часть 2.

Мой – Игорь Катанугин – комментарий по поводу этого стихотворения – 3 июня 2018 года:


Уважаемые любители поэзии! Вот - казалось бы, лично для меня время неподходящее для комментариев - как говорится, на бегу, среди различных летних забот и работы - и всё же... Буквально хоть парой строк...

Позволю себе сказать, что лично мне давно кажется - да всегда казалось - что в творчестве многих российских поэтов начала 20 века - Серебряный век по принятой классификации (да и других эпох...) - слишком уж часто наблюдается некое такое вот соседство вроде бы по-настоящему светлых чувств, переживаний, мыслей - и - с другой стороны - состояний уже не столь однозначно возвышенных... Как в этом примере - "запевает осой ядовитой"... И в стихах других искренне уважаемых любимых поэтов и поэтесс - как Анна Ахматова например - тоже нередко, как мне кажется, наблюдается такое вот соседство светлого с чем-то тревожным болезненным неразрешенным...

Конечно же - это очень даже реально, правдиво в том смысле, что НА ЗЕМЛЕ так обычно и бывает - в силу несовершенств существа человеческого, в силу различных иллюзий и непониманий, столь характерных для мира сего...

Вместе с тем, как мне кажется, искусство - указывая на различные не столь просветленные состояния (часто прямо можно сказать - омраченные!) - должно - так или иначе, теми или другими художественными способами, приемами, мерами - должно помогать человеку ИСКАТЬ ТРОПИНКУ НАВЕРХ! Искать пусть узкую опасную, но все же реальную осуществимую законную тропинку ввысь, вперед и вверх - к идеалу Божественной безусловной любви, духовного братства, сестерства и взаимопонимания, к чувству обретения все большего единства, гармонии, взаимопонимания со всем окружающим миром, с самим Замыслом и Законом Вселенной...

Эк я разошелся, однако ж!.. Мда – как часто пишет один мой друг - настоящий мыслитель, пусть и любитель, не профессионал (переживающий сейчас очень тяжелые испытания)... Иногда мне казалось, что вот в этом смысле - в смысле помощи - глубокой внутренней помощи - как бы иногда чего-то не достает во многих литературных произведениях... Иными словами, читатель так и остается с этим чувством "ядовитой осы", омрачающим самые светлые человеческие переживания...

Одна из чудесных действенных мер, к которым лично я пришел в этом смысле - это обращение к творчеству Шекспира - в тм числе иногда прямо на языке оригинала, иногда - сравнивая между собой переводы переводчиков 20 века (Пастернак, Щепкина - Куперник,...) с переводами дореволюционной царской России... Шекспир - глашатай Христа!... Позволю себе сказать - лично я был сладко потрясен его мудростью, гением, красотой... У него я искал ответов на те иногда мучительные вопросы - как избежать, как превзойти "яд осы", омрачающий личную жизнь, личный путь, продвижение...

Искал и в изобилии находил, и жадно пил этот чудесный нектар, и понимал, что мне всё предлагается, все даруется из рук высшей мудрости, так что всё дело - за мной...

 



Часть 3.


СЧИТАЮ ИХ ТВОРЧЕСТВО ПОДВИГОМ...

(в продолжение диалога о поэтах Серебряного века)



Уважаемые администратор, участники и гости сообщества!.. Вот - вчера у нас завязалось здесь очень интересное, как мне кажется общение - по поводу поста со стихами Александра Блока... Тогда я дал большой комментарий о том, что в произведениях поэтов начала 20-ого века - как мне казалось нередко - проскальзывает иногда что-то печальное неразрешенное, что-то даже мучительное порою, возможно, даже следы отравления - в духовном, психологическом смысле... Мне было приятно получить отклики на эти мысли, и вот - подумалось, что продолжение диалога можно бы оформить в виде нового поста - что и предлагаю этим письмом!

Итак, спасибо за доброжелательные слова - для меня это самоценно! Уже после того пространного комментария - что мне подумалось в этой связи? - А вот что - просто время то - предреволюционное (перед ПЕРЕВОРОТОМ 1917 года, я бы так сказал) и после тех ужасных кровавых событий - то время было НАСТОЛЬКО ТЯЖКИМ, настолько тяжким, кровавым, ужасным - что этот НЕИМОВЕРНЫЙ ГРУЗ (в том числе груз тьмы в духовном смысле слова) ложился тяжким бременем и на всех людей пера и бумаги!

В силу этого лично я – при всех этих моих замечаниях, которые могут показаться критическими - остаюсь полон самого искреннего огромного восхищения, уважения перед жизненным и творческим, литературным подвигом поэтов и писателей Серебряного века!.. Только подумайте, перелистайте мысленно биографии! Какие тяжкие испытания!

Марина Цветаева… Какая-то Голгофа, крестный путь длиною в целую жизнь ее земную, с ужасным финалом, который традиционно считается страшным грехом (самоубийство), но лично я - мысленно - если уж случилось такое - желаю ее душе сладкого спокойного отдыха в небесных обителях утешения и исцеления...

Николай Гумилев - краткая годами, но тоже столь насыщенная болью и тяжестью трагедия смелого честного сердца - бесстрашного преданного своей присяге и Родине... Анна Ахматова - даже в самой любви - в самом сладком радостном безмятежном смысле слова - даже здесь так далеко не безоблачно все сложилось у них с Николаем! Такие скорые расставания, драма личного и взаимного поиска, и вскоре - наложившаяся трагедия уже в масштабах страны!.. Трагедия с сыном, "Реквием"... Как же тяжко ей было все это! Как много тяжести неимоверной сразу на них обрушилось!

Мейерхольд... Театр - вроде бы, далеко от политики, но нет же - режим нового государства и тут ворвался ужасным кровавым катком! Прошу прощения - как раз в области биографий, да и - откровенно говоря - литературного наследия поэтов Серебряного века - я откровенно слаб! Лишь недавно начал проводить для себя хотя бы маленький литературный ликбез... Помнится - если не ошибаюсь - даже жену Мейерхольда убили (причем очень жестоко) сотрудники силовых структур новой власти, над ним же самим издевались ужасным образом - пытки, страшные избиения - в тюрьме, и закончилось это расстрелом...

Ольга Берггольц... Об этой чудесной замечательной женщине мне уже удалось узнать чуть больше - и даже здесь об этом писал несколько ранее... Тоже - судьба, ставшая символом мученичества - и символом удивительного - о сколь сияющего талантом патриотизма, символом любви к человеку – самому простому незаметному, казалось бы, обыденному – но на поверку – такому стойкому, столь красивому в душе!

Так что вот о чем я подумал - какие же это были удивительные мужественные стойкие люди! В таких тягчайших условиях сохранить красивую душу, сохранить лучшие человеческие черты - любовь, милосердие, чистоту, честность, хранить устремление к творчеству!.. Так что не удивительно, вполне понятно и предсказуемо, если иногда не удавалось им уйти от чувства тяжести в стихах... Восхищает другое - что все же стремились ко Свету!..

И все же любили Родину - как герои "Князя Серебряного" Алексея Константиновича Толстого... Вообще - перекличка напрашивается - времена Ивана Грозного, опричнина, казни и пытки, доносы - и эти же уродливые явления как раз при Серебряном веке... И столь же яркие стойкие образы, как боярин Дружина Морозов, как сам князь Никита Серебряный, как многие безымянные "холопы", устоявшие в ужасных застенках, как Елена - возможно, заблуждавшаяся, но "не по порочности сердца", как пишет Алексей Толстой...

И даже юродивый переселился со страниц "Князя Серебряного" в наш век двадцатый!.. В замечательном потрясающем фильме "Настоящее прошлое" ведущая - директор музея в Коломенском Ирина Снеговая - сравнивает Ольгу Берггольц послевоенной поры с образом древнерусских юродивых - также бесстрашно говорила она в лицо всем власть имущим все, что о них думает, и так же была защищена от ДАЛЬНЕЙШИХ репрессий этой совершенно чудесной прекрасной любовью всего народа, особенно самих ленинградцев...

А насчет некоей поспешности или - как минимум - стремлении к краткости - при написании этих строк - это правда! И летняя пора диктует дополнительную нагрузку (у нас огород прямо у дома!), и - так получилось - мне вдруг стали интересны сразу различные темы, причем очень нравится искать и находить взаимосвязи, перекидывать мостики!..

Шекспир - и это великое имя упомянули мы уже в диалоге... Ну что же? - Слава в Вышних Богу - эти ценности открыты для всех!.. Лично я начал открывать для себя эти пьесы - как, впрочем, и искусство кино и литературу вообще - в общем-то уже довольно поздно, на рубеже 90-ых - 2000-ных - когда мне уже близилось к сорока... Как верно сказано, лучше поздно, чем никогда... Сначала обратился к Джеку Лондону - друг рассказал что-то очень важное об этом писателе, я решил сам проверить - и был восхищен, впечатлен сильно, приятно, надолго... Потом стал читать Гоголя, Тургенева, Виктора Гюго... Ум и душа были готовы, жадно ждали и впитывали содержание, и пили струящийся свет...

О Шекспире я ничего не знал - но, удивительно - само это имя уже как-то обещало, ручалось мне за что-то великое светлое важное - в том числе для меня лично... И я стал читать его пьесы - одну за другой - 19 произведений на данный момент... Как всегда, вел при этом дневник, записывал чувства и мысли...

Поскольку мне близка вообще лингвистика, попробовал читать в оригинале, заказал из Твери (из нашей областной библиотеки) "Ромео и Джульету" на английском... И увидел то, о чем и догадывался практически сразу - переводы, при всем уважении - передают лишь ослабленный отсвет!.. Как бы смотришь в окно через двойные - тройные рамы, да еще запотевшие, да еще через тюлевую занавеску в придачу... В оригинале язык главных героев - это просто что-то совершенно несказуемое волшебное звездное!..

Маяковский как-то писал: "Я русский бы выучил только за то, что им разговаривал..." (nomina sunt odiosa - не будем об именах, как говорили древние римляне)... вождь переворота 17 года... Так вот - я английский бы выучил только за то, что на нем писал великий Шекспир... Кстати, с точки зрения языка лично для меня было просто потрясающим открытием обнаружить, насколько близок сам язык - грамматика, лексика - Шекспировских пьес современному английскому языку - только, конечно же, неизмеримо прекраснее и богаче и выразительнее!..

Впрочем - это уже тема отдельного разговора, особого общения о Прекрасном!.. Спасибо за доброжелательный диалог! Надеюсь на его продолжение!.. Попутно - приятного летнего отдыха и хорошего богатого урожая на грядках!..

И еще - желаю всем нам, всей стране, чтобы обстоятельства наших жизней сейчас были бы и дальше хотя бы более - менее приличными терпимыми достойными, не такими тяжкими и трагичными, как выпало то на долю наших чудесных замечательных литераторов Серебряного века, как выпало на долю народа в те тяжелые печальные годы... Помоги, Господи! Защити, Архангел Михаил!

Картина - Виктор Михайлович Васнецов, Распятый Спаситель, 1896


PS На сайте "Проза.ру" уже ранее я опубликовал очерк "Мадонна блокадного Ленинграда" - мои личные впечатления о жизни, творчестве и самом образе - очень дорогом сердцу - нашей замечательной поэтессы Ольги Федоровны Берггольц... Пожалуйста - заходите, читайте!..

Вот его адрес на сайте: http://www.proza.ru/2018/01/15/2115 (он входит в состав сборника "С чего начинается Родина...")