Сражение с памятником. Рюхин против Пушкина

Елена Котелевская
     В романе «Мастер и Маргарита» есть один эпизод, который уместно вспомнить в Пушкинский день. Это – «сражение» с памятником А.С.Пушкину, знаменитым московским памятником А.М.Опекушина, в которое вступает поэт Александр Рюхин*.
      Мне уже приходилось указывать на «присутствие» великого русского поэта в булгаковском романе, а именно:  о содержательно-смысловой и конструктивной значимости  стихотворения Пушкина «Пора, мой друг, пора». (см. Заметки  о романе «Мастер и Маргарита». Mеmеnto mori. http://www.stihi.ru/2017/10/05/5948). Это «присутствие» совершенно закономерно ещё и потому, что многие из персонажей романа – поэты. Поэт - Иван Бездомный, один из центральных персонажей романа. Свиту Воланда тоже составляют  поэты, великие русские поэты Серебряного века.  Напомню, что и в «Белой гвардии» фигурируют поэты. Ивана Русаков (трансформировавшийся в Ивана Бездомного) – автор кощунственных стихов «Богову логово», за что автор и «награждает» его сифилисом. А также  духовный наставник Русакова Михаил Шполянский. Последний  «прославился как превосходный чтец в клубе "Прах" своих собственных стихов "Капли Сатурна" и как отличнейший организатор поэтов и председатель городского поэтического ордена "Магнитный Триолет". (Его прототипом считается писатель  В.Б.Шкловский, футурист, один из видных представителей «ЛеФа»).
     Что касается поэта Рюхина и памятника Пушкину… Бронзовый монумент Пушкину был сооружён на деньги, собранные по инициативе выпускников  Царскосельского лицея, в котором он учился.  В день открытия памятника (6 июня 1880) в начале Тверского бульвара, где он был первоначально установлен, собралось великое множество ликующих по этому поводу москвичей. В течение трёх дней проходили различные праздничные мероприятия, на которых с речами о Пушкине выступали ведущие деятели русской культуры.  На пьедестале были вырезаны строки из пушкинского стихотворения «Памятник.»  На левой стороне –

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал

А вот со строчками, вырезанными на правой стороне, случилось недоразумение. При публикации стихотворения «Памятник» в посмертном собрании сочинений поэта В.Жуковский  по цензурным соображениям заменил слова: «Что в мой жестокий век восславил я свободу» на «Что прелестью живой стихов я был полезен» и соответственно для сохранения рифмы провёл правку и в предшествующей строке, поменяв в ней местами слова. Получилось:

«И долго буду тем народу я любезен,
Что прелестью живой стихов я был полезен» (!)

 В 1880 г. вернулись к пушкинскому оригиналу, но по ошибке сохранилась вышеупомянутая правка Жуковского.  В 1936  году, к 100-летию со дня смерти поэта старые рельефные надписи были срублены и нанесены новые. Прежний шрифт был сохранён, но надписи были выполнены уже в современной орфографии. И, наконец, на правой стороне пьедестала появились действительно подлинные пушкинские строки:

«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал»
   
    События романа «Мастер и Маргарита» происходят (согласно моей версии) в 1938 году, т. е. через два года после того, как  уже в советской стране широко отмечалось 100-летие гибели Пушкина. Атаки на Пушкина со стороны левацких поэтов, входивших в Левый Фронт, их намерение сбросить великого поэта «с корабля истории»  к тому времени уже были отбиты. Но отголоски былой борьбы, конечно, ещё остались, как и отголоски активного поэтического Христоборчества первых послереволюционных лет.  Вернее  сказать так - Пушкин был полностью реабилитирован и интегрирован в советскую идеологию, но атеизм,  конечно, по-прежнему  оставался  её фундаментом, хотя  уже и не имел столь выраженной пассионарности.  Естественно,  М.А.Булгаков  видел в борьбе с Пушкиным и с Христом – явления одного порядка, и имел для этого основания.    
     Итак, в романе Сашка Рюхин приезжает в подмосковную психиатрическую клинику для выяснения ситуации с Иваном Бездомным. Там, от впавшего в приступ правдивости Ивана, он наслушался массу нелицеприятных вещей о своём поэтическом творчестве и  о себе лично. Мало того, что Бездомный при виде Рюхина вместо «спасибо»!  назвал его «балбесом и бездарностью», так он ещё и продолжил обличать Рюхина:

«-  Типичный кулачок по своей психологии, — … —  и  притом  кулачок, тщательно маскирующийся под пролетария. Посмотрите на его постную физиономию и сличите с  теми  звучными стихами,  который  он сочинил  к первому  числу! Хе-хе-хе... "Взвейтесь!" да "развейтесь!"... А вы загляните к нему внутрь —  что он там думает... вы ахнете! — и Иван Николаевич зловеще рассмеялся».

      Неудивительно, что, когда Рюхин на грузовике возвращался из клниники обратно, в Москву, «настроение духа « у него «было ужасно». В какой-то момент он признаётся себе в том, что в брошенных ему в лицо Бездомным обидных словах заключается правда. И дальше происходит следующее: 
   
   «Поэт  не глядел  уже по  сторонам, а,  уставившись в грязный трясущийся пол, стал что-то бормотать, ныть, глодая самого себя.
     Да, стихи... Ему — тридцать два года!  В самом деле, что же дальше? — И дальше он будет сочинять по нескольку стихотворений в год. — До старости?
— Да, до старости. — Что же  принесут ему эти стихотворения? Славу? "Какой вздор! Не обманывай-то хоть сам себя.  Никогда слава не  придет  к тому, кто сочиняет  дурные  стихи.  Отчего  они  дурные?  Правду,  правду  сказал!  — безжалостно обращался к самому себе  Рюхин, — не верю я ни во  что из того, что пишу!.."
     Отравленный взрывом неврастении, поэт покачнулся, пол под  ним перестал трястись. Рюхин поднял голову и увидел, что они уже в Москве и,  более того, что над Москвой  рассвет,  что облако подсвечено  золотом, что  грузовик его стоит,  застрявши  в колонне других  машин  у  поворота  на  бульвар, и  что близехонько от него стоит на постаменте металлический человек, чуть наклонив голову, и безразлично смотрит на бульвар.
     Какие-то странные мысли хлынули в голову заболевшему поэту. "Вот пример настоящей  удачливости...  — тут  Рюхин  встал во  весь  рост на  платформе грузовика  и руку поднял, нападая зачем-то на никого не трогающего чугунного человека, — какой бы  шаг он ни сделал в жизни, что бы  ни случилось с ним, все шло  ему на пользу, все  обращалось к его славе!  Но что он сделал? Я не понимаю... Что-нибудь особенное  есть в этих  словах:  "Буря  мглою..."?  Не понимаю!.. Повезло, повезло! — вдруг ядовито заключил Рюхин и почувствовал, что  грузовик  под  ним  шевельнулся,  —  стрелял,  стрелял  в  него   этот белогвардеец и раздробил бедро и обеспечил бессмертие..."
    Колонна тронулась. Совершенно больной и даже постаревший  поэт не более чем через две минуты входил на веранду Грибоедова.»
   
      В этом «сражении» Рюхина с памятником Пушкину заключено гораздо больше, чем может показаться, на первый взгляд. Я неслучайно напомнила историю создания этого памятника. Он во всех отношениях – символ,  выражение подлинного всенародного признания и подлинной любви к поэту. Рюхин маскируется под идейного пролетарского поэта, но его борьба  с Пушкиным – вовсе не идейная борьба. Это – банальная зависть бездарности к истинному таланту и творчеству. Чем отличаются Рюхин и Бездомный, которые до «шизофрении»  Ивана были не только собратьями по перу, но и стояли на одинаковых позициях? В Иване происходит трансформация личности (по терминологии Канта, "нравственная революция"). Она основана на том, что он принимает правду о себе. Он совершенно признаёт, что он – человек безграмотный и плохой поэт, его стихи ужасны. Рюхин этой правды принять не смог. В нём сразу же сработал психологический механизм проецирования. Он тут же убедил себя, что Пушкин – тоже бездарность (а, может быть, даже Пушкин - бездарность, а он, Сашка Рюхин, - вовсе нет),  и ему просто повезло. В том числе, и в том, что он был убит «белогвардейцем» Дантесом.  Здесь явно чувствуется, что Булгаков писал по свежим следам события  и в  трактовке Рюхиным пушкинской судьбы явственно заметно,  как именно трактовалась гибель Пушкина в советской прессе в связи со столетней датой.
Когда Иван  говорит о «постной физиономии» Рюхина, он имеет в виду его лицемерие и ханжество. И Рюхин признаёт правоту Ивана, признаёт, что он не верит в то, что пишет. Вот в чём всё дело. А Пушкин не кривил душой, был предельно искренен в своём творчестве. Рюхин по природе своей– конформист и приспособленец.  А Пушкин – по-настоящему свободный человек и свободный творец. На эту природную свободу, недоступную ему, Рюхину, прежде всего, он и «поднимает руку», когда нападает на памятник.      
      В конечном итоге, в отличие от Ивана, у него никакого прозрения и преображения не наступает. Он именно «отравлен» неврастенией, яд разливается по всему его душевному организму.  И единственный выход -  излить его  на «чугунного человека».  По возвращении в Москву Рюхин отправляетсс в ресторан «Грибоедов», где за водкой приходит к выводу, что «ночь прошла впустую». Так оно и есть. Для Рюхина она прошла совершенно впустую.
     Зачастую роман «Мастер и Маргарита» воспринимают исключительно как сатиру на жизнь в советской стране в 20-30-гг, т.е. в конкретном идейно-политическом (антисоветском) ракурсе.  С «антисоветскостью» Булгакова не всё уж так однозначно.  Но главное в другом – роман не об обстоятельствах (социальных, идейно-политических и т.п.), а о человеке, о его человеческой природе (психологии),  о том, как эта человеческая природа проявляет себя в предлагаемых обстоятельствах и сама творит их. Именно это и сделало роман великим, лучшим романом 20-го столетия (его неоднократно признавали таковым). И небольшой эпизод «сражения с памятником» - тоже тому яркое доказательство.   
    Но коль речь зашла о Пушкине и вообще  о поэтах, то как же под конец не восхититься языком самого Булгакова. Это  же настоящая поэзия!      
 
«Через несколько минут грузовик уносил Рюхина в Москву....
    Вот  и лес  отвалился,  остался где-то  сзади,  и река  ушла  куда-то в сторону,  навстречу  грузовику сыпалась разная  разность:  какие-то заборы с караульными будками и штабеля дров, высоченные столбы и какие-то мачты, а на мачтах нанизанные катушки,  груды щебня, земля, исполосованная каналами,  — словом, чувствовалось, что вот-вот она,  Москва, тут же, вон за поворотом, и сейчас навалится и охватит».

*Прототипа А.Рюхина видели в Маяковском (разделяю мнение тех, кто категорически против), А.Безыменском, Саше Жарове и др. Свою версию на «Стихире» представил  Фима Жиганец, обнаружив здесь пародийную интерпретацию отношения Максима Рыльского к Маяковскому (который был в советское время по масштабу и значению приравнен к Пушкину).    

 (06.06.2018)