Автобиография с упором на финские корни

Алексей Ланцов 2
     Я родился в России, в пос. Нижняя Пойма Нижнеингашского р-на Красноярского края 26 октября 1972 г. Прадед по материнской линии – Иоганн Энкель (Enckell) – происходил из семьи шведоязычных финнов. Однако истоки нашего рода в Германии. Первый родственник, о котором достоверно что-либо известно, в начале XVII в. переселился в Финляндию из-под Лейпцига. Среди родни было (и есть) много писателей и художников. Самые известные – художник Магнус Энкель и поэт Раббе Энкель.
     Магнус Энкель (1870–1925) дважды становился во главе процессов по обновлению финского искусства. В 90-е годы XIX в. он – центральная фигура финского символизма, духовный вождь и наставник молодого поколения финских живописцев. Он был одним из пяти финских художников, чьи работы экспонировались в Санкт-Петербурге на первой выставке «Мира искусства» в 1898 г. (эту русско-финскую выставку курировал С. Дягилев). В зрелый период творчества М. Энкель переходит на позиции постимпрессионизма. Он снова возглавляет поиски новых путей и становится ведущим художником группы «Септем» (1912–1919), ориентирующейся на традиции Боннара и Синьяка.  Магнус Энкель – автор алтарной фрески «Вознесение» в кафедральном соборе города Тампере. Многие его картины  находятся в хельсинкском художественном музее «Атенеум». Его ранняя работа «Мальчик и череп» считается одной из визитных карточек финского искусства.
     Заметной фигурой финского модернизма был поэт и художник Раббе Энкель (1903–1974), принадлежавший к группе шведоязычных экспрессионистов, объединённых вокруг поэтессы Эдит Сёдергран. Он много экспериментировал в жанре лирических миниатюр и считался законодателем вкуса. «Р. Энкелля можно считать – и он сам себя считал – одним из первых теоретиков модернизма в финской и скандинавской поэзии» (Э. Г. Карху. История литературы Финляндии. ХХ век. Л., 1990. С. 353). Ныне в литературе активно трудится его внучка, поэтесса Агнета Энкель.
     Говоря о финских корнях, нельзя не упомянуть братьев Оскара и Карла Энкель.
     Оскар Энкель (1878–1960) сделал блестящую военную карьеру в царской России. Закончил Николаевскую академию Генерального штаба. Служил по ведомству военной разведки и контрразведки. В Финляндии в 1919–1924 гг. был начальником Генштаба. Во время Зимней войны и советско-финской войны 1941–1944 гг. О. Энкель – специальный представитель главнокомандующего Маннергейма в Париже и Лондоне.
     Карл Энкель (1876–1959) также начинал с военной службы в России. Занимал пост комиссара по делам Финляндии при Временном правительстве. В составе финской делегации подписывал в 1917 г. в Смольном договор о независимости Финляндии. В 1918–19, 1922, 1924, 1944–50 гг. был министром иностранных дел Финляндии. В сентябре 1944 г. подписал в Москве соглашение о перемирии между Финляндией и СССР.
     Детство и юность я провёл в Сибири, в Зауралье (г. Курган), на Волге. На Волге, в Ульяновске, жил с 1983 по 2006 гг. Окончил филологический факультет Ульяновского педагогического университета им. И. Н. Ульянова и аспирантуру при нём. Специализировался на творчестве  Ф. М. Достоевского, но диссертации не защитил. С 1997 по 2006 гг. преподавал в ульяновских вузах культурологию, историю культуры, введение в литературоведение и т. д. В 2006 г. переехал в Финляндию.
     Как поэт дебютировал в 1988–1989 гг.  Стихи печатались во многих периодических изданиях Ульяновска («Симбирскъ», «Мономах», «Стрежень», «Карамзинский сад», «Северный царь» и др.). Входил в городские литературные объединения «Парус» и «Стрежень», недолго в «Надежду». «Стрежнем» руководил замечательный поэт Виталий Андреевич Масюков (1934–2011). С ним я общался многие годы и считаю его своим главным литературным наставником.
     Победитель поэтического конкурса, посвящённого 155-летию со дня рождения Д. Н. Садовникова (Ульяновск, 2002), победитель Первого открытого интернет-конкурса русской поэзии (Таллин, 2008), финалист Третьего международного конкурса молодых российских поэтов зарубежья «Ветер странствий» (Флоренция, 2008), лауреат XI Артиады народов России (с формулировкой: «За глубокое исследование прозы Ф. М. Достоевского», Москва, 2010–2011), финалист Премии им. О. Бешенковской (номинация «Публицистика, критика...», сезон 2013–2014 гг.), финалист международного литературного конкурса «Страницы античности» в номинации «Аргонавты: стословие» (Москва, 2016), победитель конкурса поэтов-переводчиков «Свеча толмача» (Десятый Всемирный поэтический фестиваль «Эмигрантская лира-2018»).
     Участник Первого всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира» (Брюссель, 2009), Международного литературного фестиваля «Петербургские мосты» (Санкт-Петербург, 2011, 2012, 2013), Международного поэтического фестиваля «Балтийская строфа» (Рига, 2012, 2013), IV Международного фестиваля авторской песни и современной поэзии «Северное Сияние» (Хельсинки, 2012), IV Международного поэтического фестиваля «Море и слово» (Будапешт, 2012), XX Юбилейного фестиваля свободного стиха (Санкт-Петербург, 2013), Первого рождественского международного литературно-музыкального фестиваля «На Лебединой горе» (Хельсинки, 2013), 11-го Майского фестиваля новых поэтов (Санкт-Петербург, 2014), Международного литературно-образовательного фестиваля «Аврора Бореалис: Северное Сияние» (Хельсинки, 2014, 2015, 2016, 2017), IV Литературных чтений «Они ушли. Они остались». Памяти поэтов, ушедших молодыми в конце XX – начале XXI вв. (Москва, 2016), Первого русскоязычного поэтического слэма в Хельсинки (2017), Десятого Всемирного поэтического фестиваля «Эмигрантская лира-2018» (Брюссель, Льеж, Париж), Шестого фестиваля поэзии Поволжья (Тольятти, 2018).
     Стихи, переводы, эссе публиковались в журналах «Иные берега Vieraat rannat», «Mosaiikki/Мозаика», «Северный благовест», «LiteraruS-Литературное слово» (Финляндия); журналах «Партнёр», «Новый Ренессанс», альманахе «Созвучье муз» (Германия); альманахах «Русский мiръ», «Литературные знакомства», «Белый ворон», «Графит», «Невском альманахе», журналах «Северная Аврора», «Аврора», «Вокзал», «Брега Тавриды», «Сетевая словесность», «Гвидеон», «ЛиФФт», «Плавучий мост», газете «Литературные известия», «Литературной газете», литературном приложении к «Независимой газете» «НГ-Ex Libris» (Россия); интернет-газете «Северная широта» (Финляндия), электронном сборнике «Площадь мира 17» (Латвия) и других изданиях.
     Имею ряд литературоведческих публикаций в российских научных изданиях.
     Автор книг стихов «Русская тоска» (Ульяновск, 2003) и «Бесстрашные глаза» (СПб., 2018), а также монографии «"Будут все как дети Божии…": Традиции житийной литературы в романе Ф. М. Достоевского "Братья Карамазовы"» (СПб., 2011).
     Участник международных конференций в России, Финляндии, Польше.
     В 2015 г. создал авторский семинар «Литература и эпос Северной Европы».
     В 2018 г. вышел диск песен на мои стихи «Послесловие».

     Вторым своим призванием считаю изобразительное искусство. В 1989–1990 гг. учился в Заочном народном университете искусств в Москве. Как художник отдаю предпочтение абстрактной живописи. Участвовал в коллективных художественных выставках в Финляндии в 2007, 2010, 2013 гг. Персональные выставки: 2008 г. (Сало, Финляндия), 2015 г. (Хельсинки), 2015–2016 гг. (Иматра, Финляндия). В 2012 г. моими живописными работами был оформлен один из номеров журнала «Северная Аврора». Работа «Уголок старого Таллина» воспроизведена на форзацах книги Ольги Голубевой-Сванберг «Время действия (Сага о дилетантах)» (СПб., 2011).

Алексей ЛАНЦОВ, 2019