У дамбы Финского залива. Св. Философ Орнатский и

Вера Гиоргадзе
                К 100-летию мученической кончины
     протоиерея Филосо'фа Орнатского и иже с ним убиенных чад Бориса и Николая


         Дни памяти: 22 января (Новомуч.), 31 мая (13 июня по н. ст.),
         4 июня ( 17 по н.ст.) (в Соборе Санкт-Петербургских святых.)



«…Мы не скрываем своего отношения к социализму и с церковной кафедры открыто проповедуем, что это есть идейно-обоснованный голый грабеж. Социализм враждебен христианству, он не признает Неба и хочет устроить рай на земле. Мы знаем по опыту, во что обращаются в социалистическом государстве украденные из христианства святые начала - свобода, равенство и братство. Ныне больше,
чем когда-либо, и в России больше, чем где-либо, ясно, что только на основах подлинного христианства возможно вернуть народу порядок для продолжения
спокойной жизни, имеющей конечной целью спасение во Христе".

 «Пора сказать, что разбойники взяли власть и управляют нами. Мы терпели,
но терпеть далее невозможно, потому что затронуто Святое Святых русской души – Святая Церковь... На сознательное мученичество идти не следует, но если нам
нужно пострадать и даже умереть за правду, это надо будет сделать». 
                24 января 1918 год;

 «Пусть же очнутся наконец безбожники и богохульники наших дней, посягающие на Святую веру и Церковь, воры и грабители, раздирающие Родину и расхищающие народное достояние, пусть проснутся теплохладные и встанут на защиту родных святынь, пора и всем нам объединяться для пробуждения в народе древлерусского благочестия». 13 июля 1918год.               
                Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский.


«В 1903 году в Сарове отец Философ, бывший главным оратором на торжествах
по прославлению великого Саровского угодника Божия, в присутствии Августейшей Семьи в Поучении о праведной кончине преподобного Серафима произнес удивительные слова: «Какая чудная, блаженная кончина, – венец праведной подвижнической жизни! Умереть на молитве – это высшее счастье для христианина. На молитве человек, становясь лицем к лицу с Невидимым Богом, переживает все святые чувствования, изливает пред Ним всю свою душу, предает всего себя в руки Его. Смерть на молитве, освобождая дух человека от уз плоти, возвращает его в родную стихию блаженства вечного в лицезрении Божества, что составляет счастье и самой молитвы. Умирающий на молитве находит то, чего искал, к чему пламенно стремился. Так,
с молитвою на устах умер на Кресте Господь наш Иисус Христос, с молитвою же за врагов своих умер и святой Стефан первомученик и многие другие праведники.
Да не лишит и нас, братие, Господь Бог этого счастья!» Эти слова протоиерея Философа Орнатского оказались по отношению к нему самому поистине пророческими».               
                «Крестом отверзается небо». В. П. Филимонов               
____________________________________


Писано по воспоминаниям рабочего Обуховского завода, слесаря, шофера Павлова, который возил на расстрел отца Орнатского и целую группу лиц вместе с ними.

                Михаил Польский – “Новомученики и Исповедники Российские”.





 – …кого расстреливать, – а?! – первым:
Тебя, твоих ли... 

– Сыновей. 

И опустился на колени
Священник, – собственных  детей
Бы проводить святой молитвой
В последний путь… И – начал петь…

Шел дождь… Темно было….  Но, видно,
Готовность даже принять смерть
Все повторяющего имя
Христа с улыбкой на губах,
Красноармейцев устрашила…
Наганы замерли в руках…
И стало тихо-тихо…

Старец, – 
…а он молился без конца! –
Ся осеняя…. И – китайцев
Позвали…. Но стрелять в отца,
Что всё не сломлен, хоть и ме'ла
Белее, – так и не взрыдав    
При разлучении  от тела
Души родимых его чад, – 
И те не смели: то ли силой,
Все исходившей от креста,
Обезоруженные,  стыла
От коей в жилах кровь…

Тогда,
К отцу приблизившись вплотную,
В затылок выстрелил в упор
Сам комиссар….

В ту ночь лихую,
Природа плакала. Мотор
Ревел…

« …а с ними к месту казни
Я офицеров тридцать  вез   
Еще, забрав из тюрем разных….
Все монархисты….Крепко ж, ох,
Полковник гвардии ругал-то
Большевиков, в пути: «Все вы,
Как псы погибнете когда-то,
Хоть двадцать лет пройдет. Все вы…
Все вы погибнете – Россия
Россией будет же опять!"
И конвоиры молодые
Молчали…. Слушали…

Что мать,
Всё успокаивал тихонько
Его священник: «Ничего,
Идем ко Господу! …Вы только
Благословение мое
Примите пастырское, вот и….»

И – над умершим он читал
Уже «отходную» спокойным 
И твердым голосом…  …Меня
И жуть берет, и хмель вся вышла…
Притихли, крестятся сидят…
«…прости грехи ему…» … И вижу,
Даже  конвойные тогда
Все отвернулись… ...Вот…

А нам,
Лишь уклонись, так тя прикончат.
И приходилось отвозить
Людей на смерть же… И не хочешь,
Бутылку спирта выпьешь, и…
Чекисты баловали "крепким"…
А в норме ведь и ни за что
Не завести б машину эту
На тако дело… ...Хорошо
Ту ночь я, с батюшкой,  надолго
Запомнил, слышите?... А он   
Всех укреплял и всю дорогу,
…и умирал сам, как святой…

/Сподобил Бог! И на коленях,
Как преподобный Серафим
Уйдет к Нему в святом моленьи…/

Остановился грузовик…
Чекисты ждали уж… Поставив
Всех офицеров рядом, всех
И постреляли из наганов…
А вслед – отца и сыновей.
Потом и выбросили в море.
Но, говорят, не утонул
И мертвым старец: тело вскоре
Его нашли на берегу….» *

***


А Филосо'ф отец (Орнатский),
Священномученик, любим
И Иоанном был Кронштадтским,
И всем народом той Руси,
Словам оратора внимала
На Торжествах Саровских что
И сердцем всем своим, – не стало
Что  еще каменным... И тот
Дар  Божий не был незамечен
Там Николаем и Вторым:
Царь наградил  отца, конечно,
Крестом наперсным золотым!

Его сыны же – офицеры –
Герои Первой мiровой:
Артиллерист и врач военный,
Да всяк с наградой – не одной!

***
 
Гремели залпы громовые,
Блистали молнии в грозу, -
Совсем не майскую… Доныне
Гремит, блистает, - в ту слезу…

А время «красного террора»
Входило спешно уж в зенит,
И – сколь « великой и безкровной»
Той нынче жертв, лишь Небо и
Одно и знает… Хоть не реже
Светило солнце, да был взгляд
Всех обращен: «Одна надежда,
На Вас, отец, –  вокруг молчат», –
Писали батюшке… И – снова,
И снова, снова обличал
Большевиков  Святой с амвона
Безстрашно…. И – расправы ждал… 

А местом массовых расстрелов
Служил в те годы некий мол*,
В районе Стрельны… Убиенных
Тела в глубины вод с него
Во тьме и сбрасывали…

Снятся
Залива Финского волнам, - 
Там, где фамилию «Орнатский»
Услышал сторож дамбы сам
И его гости, в дождь, той ночью, -
Совсем не сны, ибо  – вода…


...не век шумит, но Век - пророча,
Не утекая в "никуда"...











16.06.2018г.

______________________________________


Жизнь как подвиг: Пресс-релиз уникальной выставки в честь 100-летия мученичества о. Философа Орнатского и его сыновей

29 августа 2018 года в 13:00 у центрального входа в Казанский собор Петербурга состоится торжественное открытие выставки «Жизнь как подвиг», посвященной столетию мученической кончины протоиерея Философа Орнатского и его сыновей ; Бориса и Николая.
Автор составитель экспозиции - Филимонов Валерий Павлович, русский писатель-агиограф, академик Православного богословского отделения Петровской академии
наук и искусств, автор жития священномученика Философа Орнатского пресвитера Петроградского и сыновей его – мучеников Бориса и Николая.
Проект реализуется Константино-Еленинским женским монастырем совместно с Казанским кафедральным собором. Выставка получила благословение Санкт-Петербургской митрополии.
 
Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский ; выдающийся церковный
и общественный деятель конца XIX ; начала ХХ века. Его усилиями созданы многочисленные церкви в Санкт-Петербурге и окрестностях, учреждены благотворительные, научные и просветительские общества, деятельность которых охватывала десятки тысяч человек, в том числе ; из бедных и рабочих слоёв. Издательская и публицистическая деятельность отца Философа была посвящена религиозно-нравственному просвещению русского народа, утверждению трезвости, межнационального и межклассового мира, укреплению патриотизма и развитию позитивной гражданственности в сложных социальных и политических условиях России начала ХХ века.

На выставке будет представлен уникальный архивный материал, а также документы, фотографии и рукописи, переданные потомками отца Философа. Всего ; свыше 100 документов, многие из которых ранее никогда не публиковались.

Перед посетителями выставки развернется масштабная картина социально-общественной и церковной жизни Санкт-Петербурга в один из ключевых исторических моментов в истории нашей Родины.

Продолжительность работы выставки у Казанского собора ; до 30 сентября 2018 года.

После завершения работы выставки у Казанского собора она станет передвижной и будет экспонироваться в других регионах страны.
                http://www.inform-relig.ru/news/detail.php?ID=16777





______________________________________


*“Случайно во время скитаний по России, автору настоящих воспоминаний пришлось встретить бывшего рабочего Обуховского завода, слесаря, шофера Павлова, который возил на расстрел о.Орнатского и целую группу лиц вместе с ними. Как-то вызванный на откровенность, он рассказал……»
                Михаил Польский – “Новомученики и Исповедники Российские”.

* Редактор “Нового Времени” Суворин писал батюшке:
“На вас, о.Философ, одна надежда, все вокруг молчат”.

* «Согласно ряду свидетельств, место массовых расстрелов активных противников кровавого режима в 1918-1919 годах находилось в районе Стрельны, на южном берегу Финского залива, западнее поселка Лигово по дороге на Петергоф.

Это был далеко уходивший в море бетонный мол, служивший защитой и пристанью для судов расположенного там яхт-клуба. С оконечности этого мола тела убиенных палачи-красноармейцы сбрасывали в водную глубину... Известен рассказ сторожа дамбы на Финском заливе, который в день расстрела до поздней ночи справлял свои именины. Веселье было нарушено шумом двигателя подъехавшего грузового автомобиля, выгрузкой людей, погребальным молитвенным пением и выстрелами. Собравшиеся у сторожа слышали и отчетливо произнесенную фамилию «Орнатский».



Выдающийся проповедник, во время революции 1905 года призывал рабочих Нарвского района — места особой активности революционных пропагандистов — к верности императору Николаю II.
его стараниями в Петербурге и окрестностях было возведено 12 храмов, в том числе храм Воскресения Христова у Варшавского вокзала (самый большой из них; при нём с участием о. Философа было основано Александро-Невское общество трезвости), церкви Петра и Павла в Лесном, преподобного Сергия Радонежского на Новосивковской улице, преподобного Серафима Саровского за Нарвской заставой, Предтеченский храм на Выборгской стороне, Герасимовская церковь в Купчине, а также Исидоро-Юрьевский храм (другим инициатором строительства этого храма был священник Павел Кульбуш, будущий епископ Платон).

Отец Философ был одним из ближайших сподвижников священномученика митрополита Петроградского и Гдовского Вениамина (Казанского) которого, в бытность того студентом Духовной Академии, батюшка активно привлекал к проповеднической деятельности в рабочей среде Санкт-Петербурга. Узы духовной дружбы связывали его и со Святейшим Патриархом Тихоном.
Почти двадцать лет отец Философ являлся духовным сыном святого праведного Иоанна Кронштадтского, который часто бывал у него дома и благословлял все его начинания во благо Церкви. Святой пастырь доверил отцу Философу быть посредником в своей переписке со святителем Феофаном, Вышенским затворником.


С 1913 года — настоятель Казанского собора в Петербурге. Во время Первой мировой войны отдал свою квартиру под лазарет для раненых воинов, а сам с семьёй переехал в небольшое казённое помещение. Неоднократно выезжал в районы боевых действий, сопровождая транспорты с необходимыми воинам вещами и продуктами.
Награждён орденом св. кн. Владимира IV (1906) и III (1914) степени.

В 1917 года во главе с владыкой Вениамином (Казанским) был одним из создателей «Союза Церковного Единения». Выступал против отмены преподавания Закона Божия в школах.
В январе 1918 участвовал в отпевании погибшего от рук большевиков в Александро-Невской лавре протоиерея Петра Скипетрова. Митрополит Вениамин запретил говорить над гробом речи, призвав «плакать и молиться». Организовал защиту святынь Александро-Невской лавры, которую большевики намеревались «реквизировать», выступив с инициативой совершить к ней крестные ходы от всех храмов столицы.
Был арестован в августе 1918 года. Вместе с ним были арестованы сыновья Николай (1886—1918, военный врач) и Борис (1887—1918, штабс-капитан артиллерии). Прихожане требовали освободить священника; власти в ответ перевезли его с сыновьями из Петрограда в Кронштадт.

Его сын Николай (родился в 1886 году) — военный врач, находился в составе 9-й Русской Армии; сын, Борис (родился в 1887 году), штабс-капитан 23-й артиллерийской бригады, закончивший Константиновское артиллерийское училище, геройски сражался на Австро-Венгерском фронте. Проповеднический дар батюшки привлекал искавших живого слова и он не раз призывал свою паству не принимать разлагающих идей большевизма, понимая, что Православие является основой русской родной жизни, батюшка призывал интеллигенцию знать это: «Нашей интеллигенции надо стать русскою», — не уставал повторять он.

В августе 2000 года протоиерей Философ Орнатский и его сыновья Николай и Борис причислены к лику общецерковных святых Юбилейным Архиерейским собором Русской православной церкви.

               





http://www.youtube.com/watch?v=eb3pDjftOaA
Вера вечна вера славна, наша вера, православна