Жизнь развалилась, будто домик карточный...

Людмила Попкова
                - И снова Зинаида! Но - другая:
                Художница с нелёгкою судьбой...
                Картины до краёв душою наполняя,
                В Нью-Йорке выставку заполнила собой!

  Зинаида Евгеньевна Серебрякова (в девичестве - Лансере) родилась в 1884 году в имении Нескучном под Курском. Все ёё близкие были известны в искусстве: дед Николай Бенуа был архитектором, отец Евгений Лансере - скульптором, мать Екатерина Николаевна - дочь Николая Бенуа и сестра художника Александра Бенуа, была художником-графиком.
 Повзрослев, Зинаида вышла замуж за своего двоюродного брата Бориса Серебрякова.
Рисунку училась у портретиста Осипа Браза. Обнаружив яркий талант, вошла в объединение "Мир искусств".
 С юности Зинаида, художник Серебряного века, пыталась создать свой стиль в живописи. В своих ранних работах передавала красоту русской природы, мазками яркими и точными!
 Когда же написала автопортрет "За туалетом", где она расчёсывает свои прекрасные
 волосы у зеркала, настигла её известность.
 Прекрасно удавались ей картины, в которых она изображала крестьянский труд:"Жатва", "Крестьяне", "Беление холста".
А участвуя в оформлении Казанского вокзала, рисовала восточных красавиц.
В начале 1917 года работы её были высоко оценены - ей присвоили звание академика.
 Октябрьская революция застала Зинаиду в  родном имении - в Нескучном, и не особо взволновала её.
 Но в 1919 году в тюрьме заразился тифом муж Борис и умер на пути домой.

   Родные, милые мои,
   Суровые настали дни:
   Не возвратится ваш отец.
   Жизни безоблачной - конец!

  Зинаида осталась с четырьмя детьми без средств к существованию.
Этот период художница отразила в картине "Карточный домик": рухнула счастливая жизнь, как карточный домик.

  Жизнь развалилась, будто домик карточный...
  Он, будто, был не настоящий, - сказочный...
  Судьба прошу, будь к моим детям милою,
  А не такой лишь, как ко мне,- постылою...

 Работы маслом стали недоступны из-за дороговизны красок, и она продолжила рисовать углём и карандашом. Изображала сценки из театральной жизни, портреты артистов Мариинского театра, проектировал его когда-то её дед.
 Через время Зинаиду снова отметили: её четырнадцать картин демонстрировались на выставке в Нью-Йорке и были приняты с большим интересом, особенно "Спящая девочка на красном одеяле". Девочке Зинаида придала черты дочери, именно поэтому картина получилась такой светлой и доброй.
 Осенью 1924 года, получив большой заказ на декоративное панно, Зинаида уезжает в Париж. Двоих детей - Екатерину и Александра- удалось переправить к ней во Францию, а Татьяну и Евгения отправить не получилось, их не выпустили.

      Я думала - удар судьбы дошёл до точки...
      Но поняла среди мольбы: это цветочки...
      Детей разрознила судьба -
      Со мной лишь двое...
      За что жестока так она?
      За горем - горе...

 И только через тридцать с лишним лет Зинаида смогла увидеться со своей дочерью Татьяной, ставшей известным в СССР театральным художником!
 В задушевной беседе мать со слезами на глазах рассказала дочери, как она переживала о ней и Евгении из-за того, что не смогла забрать их к себе во Францию.
 А Татьяна сообщила матери, что Евгений - известный реставратор. Он участвовал в восстановлении памятников Петергофа. Татьяна специально съездила в Петергоф, чтобы
посмотреть на работы брата, и была восхищена результатом!
 Только в беседе смогли соединиться Серебряковы всей семьёй...
 Настоящее признание пришло к Зинаиде лишь за год до смерти - в 1966 году - дочь Татьяна организовала выставку картин матери в Москве.
 Огромный успех выставки порадовал художницу. Особо понравилась её картина "Освещённая солнцем", исполненная в авангардистском стиле.
 Зинаида Серебрякова по происхождению была француженкой, но в душе ощущала себя русской и страдала, как испокон веков страдали русские женщины: с сердечной тоской, со слезами и болью.