И. Н. Крамской. Портрет П. М. Третьякова. 1876

Иван Есаулков
Написанный в тёмно-коричневой гамме,
Погрудный, почти однотонный, портрет...
Решает вопрос Третьяков, словно Гамлет,
Решает и ищет достойный ответ.

А впрочем, давно вопрос этот – решённый:
Его галерее, конечно же, быть!
И смотрит на зрителей он отрешённо,
Как будто решает, чего бы купить...

И мы остановимся перед портретом,
Вглядимся внимательно в это лицо:
Встречаемся мы на портрете с эстетом,
С эстетом, а не с богатеем-купцом!

Лишь только окладистою бородою
В себе выдаёт собиратель купца.
Модель поражает своей простотою,
Ещё выраженьем худого лица

И сдержанностью неподвижного взгляда.
Немного склонилась на грудь голова.
Задумался он. Может быть, ему надо
Сказать о художниках русских слова?

Мы видим, что облик достаточно скромный,
Но что привлекает в лице его нас –
«Вместилище мысли» – лоб, очень огромный,
И взгляд неподвижный внимательных глаз.

А фон, очень тёмный, Крамскому привычен
(Достаточно вспомнить нам автопортрет!).
Мазок, как всегда, у него лаконичен,
И многое значит лица бледный цвет.

А зрителя взгляд пробежит постепенно,
Увидит усы и волнистость волос.
И скованность тела, и даже степенность
Крамскому в натуре найти удалось!