Путевые заметки. Мадрид. День первый продолжается

Любовь Черм
 Обзорная автобусная экскурсия по городу не очень впечатлила. Не буду рассказывать о просторных помпезных площадях и объектах, которые создали лишь общее впечатление о большом городе, но на душу не легли.

   Чем ближе к центру, тем интереснее и интереснее. Ворота Алкала.
Когда-то это были въездные ворота Мадрида со стороны Каталонии и городка Алкала, известного своим университетом. Через три центральные арки проезжали экипажи, а в двери по краям заходили пешеходы. А еще проходили стада овец. Уж, в какую арку пролезали упрямые бараны, остается тайной, покрытой мраком веков, но прогоняли стада по скотопрогонной улице Алкала через весь город два раза в год в связи с сезонной миграцией скота. Возле ворот еще 100 лет назад находилась старая арена для корриды, которую разрушили после строительства новой.

   Красива площадь Сибелес с фонтаном-памятником богине плодородия Кибеле. В фонтане одно время купались после своих побед футболисты "Реала". Купались до тех пор, пока не отломили руку богине. После этого руку приделали на место, а купания запретили. На площади находится очень красивое здание главпочтамта, здание министерства обороны и Банка Испании. А под площадью расположено хранилище золотого запаса страны со рвами, наполненными водой, и клетками под током. А еще там хранится как особая ценность кубок чемпионата Европы по футболу 1964г, где команда Испания одержала победу в финале над командой Советского Союза.

   И последняя из помпезных площадей - это площадь Испании с памятником Сервантесу и героям его романа Дон-Кихоту и Санчо-Панса. На площади стоят две высотки - дом Испания и башня Мадрид. А ослика под Санчо-Пансой надо подергать за хвост, чтобы желания исполнялись. К хвосту выстроилась вялотекущая очередь туристов: один за хвост дергает, другой фотографирует этот эзотерический момент. К ослиному хвосту претензий нет - "стоит на смерть".

   И наконец мы въезжаем в историческую часть Мадрида, где автобус уходит на подземную стоянку, а мы остаемся на площади Ориенте перед королевским дворцом с соседствующим с ним кафедральным собором Альмудене. Площадь очень зеленая и напоминает парк. Центральная часть ограничивается аллеями со статуями всех королей Испании, тех, что не поместились на крыше дворца.

   В центре площади конный памятник королю Филиппу IV. Это была первая в мире конная статуя, которая опирается только на задние ноги и хвост коня. Скульптура создана итальянским скульптором по рисунку Веласкеса. Участие в расчетах устойчивости статуи принимал Галилео Галилей. Филиппу IV статуя очень понравилась. Особенно необычность её опоры. Всё вышло, как он хотел - эта конная композиция заткнула за пояс конную статую его отца Филиппа III с Пласа Майор, куда мы пока не дошли.

   -Вот под хвостом этой лошади и будет место наших встреч во все дни в Мадриде, - объявил Алексей и убежал заказывать обед для группы, а мы, запомнив, как следует, знаковый хвост, пошли с Алисией дальше.

   А дальше был уютный, зеленый город с узкими и не очень улочками, по которым хочется бродить и бродить. Пока мы уходим прочь от дворца, оставив его на послеобеденный десерт. Взгляд перебегает с мясных витрин на красивые балконы, с праздной толпы народа на улицах на прикольные фигурки в окнах.

   Улочки выводят на плас Майор. Площадь несколько раз меняла название, но мадридцы упорно называют ее Королевской, а Лопе де Вега называл «пуп Испании». Площадь построена в 16 веке в стиле мадридского барокко, представляя собой внутренний двор королевского дворца с четырьмя арками-проходами, и была задумана, как общественный центр Мадрида. Именно здесь инквизиция оглашала свои приговоры, а затем сжигала на кострах еретиков и ведьм. Здесь проводились рыцарские турниры и коррида. Коррида в те давние времена была уделом богатых, так как проводилась только на конях, и присутствие короля на ней было обязательным.
   За всеми зрелищами королевская семья наблюдала с балкона своего дворца, так называемой "Булочной" - внизу на первом этаже торговали хлебом, и располагалась богатая гильдия булочников, регулирующая цены на хлеб по всей стране. А королевская семья "ютилась" над ними на остальных этажах. Здание украшено лепниной и фресками.

   На его фоне в центре площади красуется та самая конная статуя Филиппа III. Конь прочно стоит на своих трех ногах, приподняв четвертую, с опущенным хвостом. Хвостом этого коня голову себе мы забивать не стали.

   Сейчас все первые этажи на площади занимают кафе и рестораны, раскинувшие летние веранды, поэтому площадь представляет собой большой обеденный зал. На площадь хочется возвращаться вновь и вновь, тем более, что маковой росинки во рту с утра по московскому времени у нас не было.

   Но мы мысленно туго затягиваем пояса и упорно след в след идем за Алисией. Совсем рядом еще одна площадь, соперничающая красотой с пласа Майор. Это пласа Пуэрто дель Соль - Ворота Солнца. Ворота находились в стене, окружавшей некогда город, с восточной стороны, и именно через них в город по утрам приходило солнце. Красиво, да? Опять же Незнайка из Солнечного города вспомнился. 
   Площадь находится в самом центре Мадрида, и именно здесь установлен нулевой километр. От него лучами солнышка расходятся девять улиц. В одном из углов площади стоит памятник символу города - медведю, тянущемуся за плодами земляничного дерева. Эти загадочные деревья когда-то окружали город и считались хранителями богатства Мадрида. Мне кажется, что медведь очень страдает, так как никогда не может уединиться из-за желания туристов зачем-то запечатлеть себя на фоне бедолаги.
   Эта площадь - как бокал янтарного пенящегося пива. Жизнь на ней бурлит. Здесь можно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах, выражать протесты, стоять на одной руке и тебе за это ничего не будет. Хотя... может и будет... не зря афроиспанцы, торгующие на площади, зажимают в руке четыре веревочки, привязанные к углам подстилки с товаром. Одно легкое движение руки при виде полицейского, и брюки превращаются скатерть-самобранка превращается в торбу за спиной, и... я не я... просто иду мимо с котомкой.
   В центре площади очередная скульптура уже короля Карла III. Король со своим конем. Конь со своим хвостом. А нас этот чужой хвост опять не интересует.

Алисия с сожалением смотрит на часы:

-Я вам столько еще не успела рассказать, но Андрей заждался с обедом.

   Мы, как по команде, перестаем фотографировать, поворачиваемся спиной к медведю с его деревом, афроиспанцам с их веревочками, разным фигурам, нещадно эксплуатирующим свое тело, и быстренько чешем за Алисией к нашему кормильцу. Если не ошибаюсь, обедали мы в так называемом Музее Хамона. Все было очень вкусно и сытно. Особенно прекрасна была сангрия, утолившая жажду и слегка взбодрившая. До встречи под хвостом еще есть час времени, и мы разбредаемся по клубку улиц. Сытый взгляд уже не притягивается к витринам с хамоном и прочими вкусняшками, а начинает замечать несъестные интересности.

   В назначенное время дружной толпой отправляемся от нашей лошади в королевский дворец на экскурсию.

июнь 2018