Путевые заметки. Мадрид. Музей Прадо

Любовь Черм
   После Королевского дворца наш длинный-длинный день, который начался накануне в 10 вечера в Ярославле, начал подходить к концу. До времени общего сбора мы еще немного погуляли по площади Ориенте, надурманились ароматом самшита, налюбовались зеленью и скульптурой в мягких лучах низкого солнца.

   А, главное, обсудили с соседкой по автобусу завтрашний день. Дело в том, что искуситель Алексей предложил на завтра после посещения Прадо дополнительную поездку в городок Сеговия до вечера. А от Алисии мы узнали, что с мая месяца коррида на арене проходит практически каждый день, и в завтрашний понедельник тоже. Я почти не колебалась. Решила не растекаться по пригородам, а более основательно познакомиться с Мадридом. Коррида поставила окончательную точку в колебаниях.

   Ира моя собралась в Сеговию, но меня поддержали Наташа, соседка по автобусу, и ее соседка по номеру Надя. Я им показала свою карту, разрисованную фломастерами и охватывающую бОльшую площадь Мадрида, чем выданная Алексеем. Уверила, что дома уже десять раз исходила Мадрид вдоль и поперек и предложила из парка Ретиро, соседствующего с Прадо, легким прогулочным шагом дойти (вот тут, тут и тут) до смотровой башни Монклоа, а потом через узкие центральный улочки отправиться назад в сторону арены... Расстояние дома я измерила - всего-то 4 километра. В одну сторону. Но девочки отважно мой проект одобрили. На том мы и расстались до утра, разойдясь по разным номерам в мадридском отеле. Но завтрашний день не задался с утра...

   С моей ярославской попутчицей Ирой мы обе жаворонки. Нам бы вечером только добраться до постели. Что-то обсудили, над чем-то посмеялись, и на полуслове-полусмехе провалились в сон до утра. Раннее мадридское утро было сумрачное. Солнце здесь с ленцой - спало явно дольше, чем у нас. Поэтому утро было еще и бодряще-свежим, пожалуй, более бодрящим и свежим, чем наше северное, ярославское. Желающие поехать в Прадо, взбодренные таким неожиданным утром, расселись в автобусе, при этом некоторые жаворонки успели обежать, согреваясь, два квартала возле отеля.

   В автобусе оказалось, что нет моей соседки Наташи. Где сидит в автобусе Надя, я еще не знала, равно, как и фамилии моей соседки. Обеспокоенный Алексей второй раз пересчитал желающих приобщиться к великому искусству и второй раз двоих не досчитался. Устроил перекличку поименно. На каждой Наташе я нервно вздрагивала-вскрикивала:

- Её нет! Нет её! - но Наташ в автобусе оказалось несколько, и очередная Наташа возмущенно перебивала меня, уверяя Алексея, что она на месте. В итоге выяснилось, что нет как раз моих потенциальных попутчиц. Алексей сгонял в отель за квартал от стоянки автобуса, вернулся с испариной на лбу, сказав, что в отеле их тоже нет, но больше ждать мы не можем, так как в Прадо пускают точно по времени в билетах. Я расстроилась. Придется сегодня путешествовать в одиночестве.

   Музей Прадо - одна из главных достопримечательностей Мадрида. Перед зданием музея - памятник Веласкесу. Экскурсию по Прадо проводила Алисия.

   Первый зал, куда она нас повела, был зал Босха. Мы долго разглядывали его картину-ребус "Сад земных наслаждений" под разъяснения Алисии.
Да простят меня те, кто едет в Мадрид только ради того, чтобы насладиться именно этой картиной, но я выскажу крамольную мысль: наверно, у меня совершенно неразвитый художественный вкус, так как я вижу в этом шедевре действительно всего лишь ребус, который до конца не разгадали и современники Босха, а не произведение искусства. Посыпаю голову пеплом - чаще, чаще, голубушка, надо посещать художественные галереи, чтобы дорасти до Босха, а может, даже страшно подумать, до самого Малевича с его "Черным квадратом". Возьму это себе на заметку.(Вот здесь интересно и весело про Босха https://artchive.ru/artists/65~Ieronim_Boskh/stories/2544

   Следующий шедевр - "Менины" Веласкеса. Эта картина заворожила. Хотелось разглядывать каждую деталь, выражения лиц, наделять персонажей характерами.
Алисия рассказывает о замыслах мастера, о художественных приемах:

   -А теперь давайте отойдем от картины к гермафродиту в центре зала, и с его позиции посмотрим, как раздвигает;ся пространство картины.

   Все с умными лицами дружно окружили прекрасную обнаженную скульптуру. Не назови его Алисия гермафродитом, никто бы и не зациклился на нем. А тут стало не до раздвигаемого пространства Веласкеса. Все обходили бедолагу по кругу, одним глазом кося на "Менин", а другим заглядывая под лежащего гермафродита: а что же у него не так то? Увидев, что - не так, облегченно стали опять слушать Алисию и удивляться раздвижению пространства картины.

   В зале Гойя одно из центральных мест занимают, конечно же, его Махи: обнаженная и одетая. Обе Махи прекрасны, но одетая выглядит более манкой, прекрасной, загадочной и более живой, настоящей. По крайней мере ее одежда натурально так получилась. Послушали разные версии о модели, с которой писались эти скандальные по тем временам полотна. Версии сходятся на том, что позировала все же не любимая женщина художника - герцогиня Альба, а какая-то простолюдинка. А у меня давно возник вопрос:

   -Если тело изображено так реалистично, то почему так неестественно выгнута шея? В такой позе невозможно долго находиться.

Оказалось, что картину Гойя писал с натуры вообще без головы. А голову пририсовал потом. Но что-то, видимо, пошло не так. А, может, у герцогинь было принято ходить-лежать с вывернутой шеей. Не герцогиньское это дело - лежать в удобной позе, практически, как попало.

   Алисия провела нас еще по нескольким залам. Время экскурсии закончилось. В музее можно оставаться с билетом до конца дня. Можно выходить, а потом возвращаться вновь. Впечатленные, ставшие на чуточку выше в своем художественном развитии, вышли на улицу и разошлись все по разным делам.

   Пока мы были в музее, наши водители съездили в арену и купили желающим билеты на вечер на корриду. Положив в сумочки на всякий случай билет в Прадо и билет на корриду, наша троица отправилась в самостоятельное путешествие по Мадриду.

июнь 2018г