Учитель - это не просто профессия...

Наталия Тусеева
  В сибирской столице начало седьмого… Просыпается город… Пробуждаются его жители. Каким будет этот новый день? Что откроет в себе и в нас? Какие уроки нас ожидают…уроки радости, понимания, уроки жизни? Какими событиями и встречами он наполнится?
  День учителя наполнен уроками, планами, проверками, семинарами- всего и не перечислить. Но что же во всех этих делах является самым важным, самым главным для меня?
  Видимо, каждый день совершать открытия и не переставать удивлять, это и у моего города в крови. Этим я и похожа на свой любимый город Новосибирск. Вместе мы динамично развиваемся. Новосибирску скоро 125, а моим первым ученикам почти 25. За это время мы многого добились. Мои выпускники поступают в высшие учебные заведения родного города, заводят семьи. Кажется, совсем недавно они пришли ко мне несмышлёными малышами с жаждой открытий! А сегодня это взрослые образованные люди. Но и я не достигла бы многого, если бы мы не развивалась вместе.
Совсем недавно со мной произошло удивительное событие – встреча с выпускниками! Дети, которые одиннадцать лет назад пришли ко мне в класс несмышлёными малышами, пригласили меня, свою первую учительницу на встречу. Сколько радости, переполняющей наши сердца, мы ощутили! Сколько добрых воспоминаний нахлынуло на нас! И ведь, помнят! Многое помнят! Часы нашей беседы текли, мы не могли нарадоваться! Не могли наговориться! И город, словно замер, слушая нас.
Это удивительно – слушать, как говорят дети! Здесь и культура общения, и умение выслушать, и проявление живого неподдельного интереса. Я слушала и одновременно испытывала такую гордость за них. Вот они, достойные образованные жители нашего города. Наше будущее.
  В жизни каждого человека наступают моменты принятия важных решений, которые определяют его дальнейший путь. Вопрос выбора профессии, несомненно, был и для меня таковым. За время работы в образовательном учреждении могу с уверенностью сказать, что сделала правильный выбор. Ведь именно профессия учителя помогла раскрыть свои способности, которые многие замечали в детстве, и теперь она даёт мне возможность открывать способности и таланты в других. Дети часто говорят мне, что тоже очень хотят стать учителем. Это ценно и непросто.
Мы долго гуляли по улицам… Вот один из моих выпускников помог пожилой женщине перейти дорогу. Вот другой, как бы невзначай, подал руку однокласснице при выходе из троллейбуса. А вот третий уступил место в автобусе милой старушке. Да много чего ещё я увидела в этот день. И радовалась. А город словно шептал мне: «Видишь, твои старания не прошли даром!»
И тут я поняла одну, очень простую истину. Самое главное-это воспитание. Воспитание настоящего человека, достойного гражданина, любящего и понимающего себя и других.
  А воспитание начинается с любви. С любви к самой себе, к своей семье, к своим учителям, городу, к своей стране. Чтобы учителю воспитать достойных учеников, нужно очень любить свою профессию и помнить, что “Учителями славится Россия, приносят славу ей ученики”.
Моим ученикам в жизни ещё многое предстоит. Каждому нужно будет принимать важные решения, делать выбор. И они это сделают, я уверена. Главное, что они знают к чему стремятся. Один занимается профессиональным футболом, другая - фотомодель, третий учится в НГУ. Но самое главное для меня, что они руководствуются понятиями чести и справедливости, честности и открытости, чувствами любви к Родине и к своим близким, понятиями милосердия и толерантности.
Почему я так уверена, спросите вы? Да скорее всего потому, что росли и воспитывались эти дети в атмосфере любви, добра, уважения и понимания. И ещё потому, что рядом с ними были хорошие учителя, настоящие друзья, была хорошая школа, школа жизни.
  Особенно сложно было работать в школе в те времена, когда в стране происходили политические, экономические изменения, когда была, так называемая, некая вседозволенность, отсутствие новых стандартов, нравственных ориентиров. Но хорошие учителя были и будут всегда. В образовании происходят значительные изменения. Приоритетным становится воспитание, воспитание достойных граждан своего Отечества. И это не может не радовать.
 Для меня очень важно понимать стремления каждого ученика. Только так я смогу помочь каждому маленькому человечку понять себя, раскрыть свои способности и таланты. Поэтому я очень много говорю со своими детьми на темы, интересующие и волнующие их самих. Ведь всё начинается со слова. Слова учителя рано или поздно находят отклик в сердцах детей. И очень важно каким будет это слово, какими впечатлениями оно будет подкреплено, какими событиями и делами наполнено.
Моё слово и дело имеют твёрдую основу, фундамент –концепцию духовно-нравственного воспитания, программу воспитательной работы, программу развития, образовательный стандарт. И самое важное, на мой взгляд, в этих вопросах-воспитание делом. Можно очень много говорить детям о том, какими надо быть, а при первой же поездке в театр увидеть обратное. Вот с этого, «обратного» и начинается слово, беседа, размышления.
  Говорить с детьми важно и нужно, но говорить так, чтобы каждый пропустил этот разговор через себя, через свою душу.
Шалва Александрович Амонашвили всегда начинал разговор с детьми со слова «Здравствуйте!» и просил того же от детей. Но просил не просто сказать в ответ «Здрасьте», а прочувствовать это слово, сказать его ласково, с улыбкой, прожить его… И как зато меняются лица детей, с какой радостью они открывают нам свои маленькие секреты и тайны, когда мы обращаем внимание на такие тонкости.
А теперь только представьте, что каждое утро, приходя на работу, мы видим улыбки на лицах встречающих нас людей. Открытые сердца, сопричастные взгляды, добрые улыбки. Как же засияет наш город! А всего-то произнести душевно «Здравствуйте, люди!»
  «Развитие духовности, воспитание нравственных и культурных ценностей будет иметь наилучший результат, если оно будет проходить через душу ребёнка, через ощущение «сорадости», гордости, сопричастности и через его познавательный интерес»,- писал Ш.А. Амонашвили. Я полностью согласна с ним.
Только я бы ещё добавила-и через осознание значимости самого себя.
А подарить всё это ребёнку может учитель, хороший учитель. Ведь воспитание происходит постоянно: на каждом уроке, занятии, перемене.
В современных условиях очень большого потока информации важно использовать не только накопленный опыт, но и внедрять достижения современной науки в рабочий процесс. Город ждёт новых инженеров, проектировщиков, дизайнеров, спортсменов и необходимо воплощать всё это в действительность. А воспитывать эту привычку к применению полученного опыта необходимо уже у младших школьников. Я снова делаю открытия – курс инженерной направленности «Сuboro», вот и пропедевтика инженерного образования.
  Дети собирают и конструируют лучше меня, придумывают свои конструкции. Возможно, кто-то из них украсит архитектуру нашего города новыми формами. Важно, чтобы уже сегодня дети ощущали значимость того, что они делают. А моя задача, как педагога, предоставить им такую возможность.
Учителю, как ни какому другому специалисту, нельзя останавливаться на месте: он должен быть исследователем, творцом. Каждый, кто приходит работать в школу, должен помочь стать ребенку творческой личностью. Поэтому я продолжаю творить: лауреат литературного творчества, изобразительного искусства, путешествую по необъятной России.
  Но не только от этого зависит успех дела. Его неотъемлемой частью является атмосфера внутри коллектива. Слаженная работа и понимание важности процессов являются одним из основных моментов успеха в любом деле. И на это я направляю свои усилия. Не просто провожу классные часы, а разговариваю с детьми на темы, интересующие их, на темы, волнующие юных новосибирцев. И мне, как учителю и классному руководителю, очень хочется, чтобы дети росли здоровыми и счастливыми и стали в жизни успешными, а всё, о чём они мечтают, непременно сбылось.
Как важно уметь понимать детские запросы, поступки, стремления! Надо уметь сотрудничать с родителями, находить совместные пути достижения цели. И одной из таких связующих цепочек стал для меня курс финансовой грамотности, который я реализую в школе.
  Он не только создаёт условия для повышения финансовой грамотности младших школьников, но и способствует повышению финансового благосостояния жителей нашего города, придаёт уверенности каждому человеку, помогает осуществить его мечты. Финансовая грамотность –открытие, которое помогает мне в вопросах значимости, практичности и реализации способностей каждого ученика.
Новые стандарты требуют от нас, педагогов, учить детей планировать свою деятельность, реализовывать намеченное, находить минусы и плюсы. И если научить этому каждого маленького человека уже сейчас, то через 20 лет эти люди будут уверенно планировать свою судьбу.
Жизнь учителя всегда связана с детскими судьбами. Мы отвечаем за них; это еще один момент, который отличает нашу профессию, делая ее далеко не простой. И решений порой она требует незамедлительных.
  Как воспитать ценностное отношение к своему национальному языку и культуре. Как пробудить веру в народ? В Россию?
  Мне, как учителю, важно создать условия для духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка. Поэтому на своих уроках я создаю различные ситуации для проявления инициативы и возможности творческого раскрытия личности каждого. Особенно это важно для детей с ограниченными возможностями здоровья. И здесь мне помогает мой город. Новосибирск – город безграничных возможностей! Этим сказано многое.
Город делают и создают сами жители. Каждый из нас может сделать его лучше. Социально-значимые проекты, работой над которыми я занимаюсь уже много лет, всегда направлены на улучшение благоустройства школьных помещений, пришкольной территории, заботу о бездомных животных. И каждый мой воспитанник вносит частичку себя в это общее дело, учиться работать в коллективе, работать вместе, дружно, сообща, помогать, уступать, быть соучастным.
Казалось бы, столько ежедневных бесед, классных часов, занятий проведено, а моментальных результатов порой нет. Но они видны, пусть и не сразу, но видны в поступках, ситуациях, событиях. А если они не радуют, понимаешь, сколько ещё нужно сделать! А если радуют, облегчённо вздыхаешь! Вот оно счастье-свершилось!
Путь к вершине всегда тернист и опасен, на пути масса непредсказуемых ситуаций. Но если к ним быть готовым, запастись всеми необходимыми инструментами, идти будет проще. У учителя в арсенале – современные технологии, эффективные методы и приёмы. Но на мой взгляд, не просто знание, а именно понимание процесса отличает обычного учителя от профессионала. Главное, что учитель в век технологий учится со своими детьми, преодолевая многие трудности вместе.
Самое главное, не растерять то самое ценное, что уже есть в детях. Но этой растраты не произойдёт, если все уроки добра, нравственности прожиты и пережиты каждым ребёнком. А ещё удивительно то, что радость учительская порой может прийти совершенно неожиданно!
  Вспоминаю урок русского языка, изучали личные местоимения. Я подобрала непростые задания, упражнения, но вместе и сообща мы справились со всеми трудностями, прочувствовали важность местоимений на себе. Одно дело «Я», но совершенно другое- «Мы!» Каждый после урока оставил в себе что-то очень важное и ценное, и именно эти ценности будут помогать детям, будут напоминать им, что они не одни, что всегда рядом есть те, кто поможет, увидит, не оставит в беде. Впервые после этого урока дети все вместе сказали мне: «Спасибо за урок!»
Удивительно, после уж этого урока или не только, но одна моя воспитанница взяла шефство над одноклассником, который плохо читает, и сама стала заниматься с ним. Вообще мои дети очень любят помогать друг другу. Вот, что действительно важно!
  И впереди у нас ещё столько дел! Столько перспектив! Столько возможностей!
Так в делах, событиях, встречах проходит день. Жители города спешат к своим родным, чтобы отдохнуть, решить семейные дела. Город мой постепенно сбавляет ритм, зажигает фонари и засыпает, но я ещё не сплю… Я в раздумьях, я в размышлениях … Каким будет его новый день? Какие встречи ожидают нас?  Какими новыми компетенциями мне необходимо будет овладеть, чтобы растить достойное будущее… будущее, способное удивлять? И что я смогу сделать сегодня, чтобы завтра кто-то из прохожих сказал другому: «Спасибо Вам, видимо, у Вас был хороший Учитель!»
  И пусть Учителями славится Россия, а славу ей приносят её ученики!

Тусеева Наталья Владимировна,
учитель начальных классов,
лауреат областного конкурса "Учитель года 2018"