Полезная сила искусства

Валерия Суворова
В одном известном театре давали "Король Лир". Замахнулись. Аншлаг полный. И стар, и млад вне зависимости от гендерной принадлежности - все тут. "Вот это да!" - подумала я, поругав себя за редкое посещение зрелищных мероприятий. Да ещё мне повезло: билет оказался с подвохом, а именно "двое на одно место", и меня пересадили с четырнадцатого ряда партера на девятый. "Культура!" - вспомнились слова Юрского в моём любимом фильме, провожавшего друга в санаторий на море. Мысли прервал "глас с небес", мол, просим выключить гаджеты. Голос рассказал, почему, зачем и отчего, а иначе "гад же ты", будешь мешать соседу по креслу и артистам. Шутка ли, выучить столько трудного стихотворного текста! Понимаю, конечно, но во-первых не знаю, как отключить мой  телефон, отданный мне невесткой, во-вторых, а вдруг начальник позвонит, а вдруг понадоблюсь кому? И тут  "пикнула" эсэмэска! Сосед, старый ухоженный дядька в белой рубахе, посмотрел на меня удручающе, но не переставая оглаживать голую коленку партнерши, сидевшей от него по правую руку. "Правша, однако", - подумала я и быстро сунула свою маленькую сумочку между кресел и зажала ногой, чтобы, если что, звук от эсэмэсок не был так слышен.Надо что-то делать с этим звуком, определенно. И тут свет погас и началось действо. Все актеры "мужеского полу" были на одно лицо, не отличить друг от друга: все одинакового роста, худощавые, лысоватые,в брюках - отрепьях, истоптанных башмаках на босу ногу или просто босые. Слава Богу, король был красивее остальных. Красив в своей некрасивости, так бы я сказала, просто "живой оксюморон". Зал захлопал, встречая знаменитого артиста, на него и пришли. Но особенно поразил в самое сердце шут-мулатка. Ну что ж, каждый режиссер имеет право на "авторскую редакцию". Честно говоря, до антракта мало было понятно, кто есть кто из мужчин.Но один, чтобы придать пикантности и осовременить  старика Шекспира, явно "страдал голубизной" и бегал в гимнастическом купальнике с голыми, правда, небритыми, дабы не отнимать совсем маскулинности, ногами. Дочери Лира отличались в лучшую сторону: две старшие - дородные актрисы,(а всё говорят, чтоб в артистки идти, надо быть анорексичной). Врут. Младшая, известная по многим сериалам, идущим на канале "Домашний", казалась почти родной. Только потом стало понятно, почему при распределении ролей взяли на старшую сестру корпулентную даму: она несколько раз таскала огромную тяжеленную доску у себя на горбу на сцену и обратно. Да, работа актрис не из лёгких - во всём слушаться режиссёра никакого здоровья не хватит.
Шуму было много: и ветер свистел, и гром гремел, и доски трещали,и в яму артисты прыгали по очереди, и газеты рвали, даже клейстером обливались, и воду из краника в ведро лили. Интересно, был в шекспировские времена краник? А уж кричали так, чтобы напугать зрителя трагедией в чужом доме, что святых выноси. Апокалипсис был стойко рядом, его можно было даже потрогать рукой. Можно было сойти с ума. Так вот чего добивался режиссёр, какой ход! Все ряды в зрительном зале обуревало сумасшествие, не одному же королю страдать. Надо отдать должное, сказав уже серьёзно: король был убедителен.
В антракте очень хотелось понять, уйти или остаться, ведь надо же узнать, чем всё закончится. Пока медленно прокручивала мысли в раскаленном мозгу, прозвенел третий звонок: пожалте в зал.  Второе действие отличалось от первого, так как минут сорок одинаковые на лицо мужчины пытались "как бы" соблазнять, убивать, выливать красную краску на себя и перетаскивать огромное красно-черное покрывало во всю сцену, поднимающее тучу пыли, которая, подсвеченная софитами, разлеталась по затихшему залу. А чтобы пыль прибить к земле, выходили двое с мётлами и под музыку, чем-то отдаленно напоминавшую еврейские мотивы, якобы мели всё лишнее на первые ряды партера.Шута-мулатки уже не было, король вышел только под самый занавес проверить, точно ли мертвы его дочери. Психологи говорят правду: запоминается последнее слово, последний поступок, последний... всё что угодно, но последний, то есть то, чем завершается какое-либо действие.Спор ли, спектакль ли.Финал был очень ярок и пробирал до слёз. Это правда. За него можно было простить все выходки режиссера и даже  музыку, под которую выходят на арену цирка "акробаты и шуты". Зал аплодировал стоя минут десять. Я тоже отбила все ладони, впечатления переполняли душу и просились выплеснуться на бумагу. Что написано пером, того не вырубишь....ой, что это со мной...хочу читать...хочу читать! Читать хочууу! Дайте мне томик Шекспира! "Как там было на самом деле, как там было на самом деле", - стучало в висках. Дайте в руки мне книгу! Молодец, режиссёр! Вот так нас надо учить! А мы всё зазываем в библиотеки население всех возрастов, изобретаем "манки" да мотивации: приходите за книжками, почитайте хоть чуток...А надо бы  всех сначала на современные постановки сводить в разные театры, тогда побежали бы в библиотеку как миленькие да со всех ног что есть мочи. Настоящее продвижение чтения. Польза будет огромная.